Куликова Ольга
Дополнительная программа по изобразительной и прикладной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей ".
Пояснительная записка.
Формирование творческой личности - актуальная проблема современной педагогической практики.
«Развитие изобразительной деятельности, в основе которой лежит метод детского экспериментирования. В процессе организованной и самостоятельной деятельности дети знакомятся с народно-прикладным искусством, с окружающим миром.
Опыт работы показывает использование разнообразных форм и методов способствуют всестороннему развитию ребенка.
Публикация «Дополнительная программа по изобразительной и прикладной деятельности в ДОО» размещена в разделах
В основе работы лежит развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Цель: раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке. Тягу к искусству, к культуре, традициям. Через, различные виды изобразительной и прикладной деятельности опираясь на подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчество детей в атмосфере эстетических предложений и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка.
Задачи:
Развитие творческих способностей детей. Сохраняя и развивая их индивидуальность, собственное видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства.
Привить интерес к нетрадиционной технике рисования, аппликации, оригами и пробудить желание совершенствования на этих направлениях.
Воспитывать аккуратность, внимание.
Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Развивать художественный вкус, изобразительность, фантазию.
Воспитывать художественный вкус в умении подбирать сочетания цветов.
Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по своему, дополняя выразительными деталями. Умение работать в команде, помогать друг другу, советоваться, самовыражаться.
Программа рассчитана на 4 года обучения и состоит из четырех этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей. Первый этап рассчитан на детей 3-4 лет (младшая группа, второй – на детей 4-5 лет
(средняя группа, третий - на детей 5-6 лет (старшая группа, четвертый - на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Постепенно усложнять задания, конспекты, использование более сложных техник с возрастом.
Любят дети рисовать, я люблю им помогать. Нарисуем осень, нарисуем, лето, зиму и весну! Мышку и лягушку! Кружку и подружку! Шишку и мальчишку! Всё мы можем рисовать, раз, два, три, четыре, пять! Можно рисовать опять!
Художественный труд и изобразительное искусство позволяют детям раскрыться, овладеть различными приемами творческой деятельности. У каждого человека есть скрытые задатки и способности, но реализуются не у всех. Необходимо пробудить способности и помочь им развиваться.
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Копируя окружающий мир, они изучают его. Под лёгкую, душевную музыку проходят наше занятие. Если осенняя опликацмя, значит лёгкий ветерок нежная мелодия. Или метель и вьюга, а может веселье и Дед Мороз спешит в салазках!
Занятия строятся так, чтобы у каждого ребёнка была возможность проявить себя. Для этого необходимо создать следующие условия:
а) внимание к естественным потребностям ребёнка;
б) обеспечение условий для его творческой деятельности;
в) уважение к выбору ребенком способа решения художественных задач;
г) удовлетворение его потребности в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.
Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, используя методы образного восприятия мира, проживания образа, в том числе через движения.
Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию. Например, рисуя лес,педагог добавляет ветки дерева, а дети предлагают животные из шишек и желудей, облака из пластилина, снег вата и всё это смешанная техника.
Дети младшего возраста рисование предмета начинали с показа движения кисточки в воздухе, как оно рисуется. То, как ребёнок ведет ребёнок руку у доски или в воздухе, обязательно комментирую. Разумеется, важно при этом, чтобы малыш правильно держал карандаш (или кисточку). Эту методику использую в лепке, и аппликации.
Одним из условий развития детского творчества является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей.
Дети знакомились с выразительными возможностями графических материалов: карандаша, воскового мелка, фломастера, а также с графическими способами изображения. Узнали, что основным средством выразительности в графике являются линии. В зависимости от начертания линии могут быть разными по форме и характеру. Соединяясь, они превращаются в дивные узоры. С помощью линий дети могли построить волшебный замок, показать фактуру поверхности предмета. Полученные знания закреплялись в создании осенних и зимних пейзажей
Дети с помощью цвета определяли особенности цветовой гаммы, передавая в рисунке радость и грусть.
Дети знакомились с портретом как жанром искусства. Узнавали об основных признаках портрета. Рисовали портреты мам
Развивая творческую индивидуальность детей, использовалась разнообразная изобразительная техника :
• Монотипия
• Рисование с помощью нити
• Кляксография
• Отпечатывание листьев на бумаге
• Аппликация с дорисовавынием
Смешанная техника (пластилинография, торцевание, мозаика)
В учебный процесс включались самые необычные средства изображения :
коктейльные трубочки
свечи
расчёску
зубную щетку
ватные палочки
Нитки
и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает эмоции.
Старшие дети, без труда овладели рисованием по сырому листу бумаги. Получились удивительные рисунки «Дождливое утро», «Туманное утро», Дети любят рисовать картошкой, морковкой, ватной палочкой!
Дети знакомились с народно-прикладным искусством (гжель, хохлома, Городец) с народными игрушками (филимоновская, Богородская, дымковская, игрушками – забавы (пирамидка, матрешка). Рассматривали предметы народного быта, народные костюмы.
В работе с детьми по художественномутруду необходимо использовать как можно больше различных материалов:
Картон
Поролон
Бумага
Соленое тесто
Солома и т. д.
При этом ребёнок открывает для себя такие понятия как «цвет», «линия»,
«ритм», «форма», знакомится с качеством материала. У детей развивается мелкая моторика, обеспечивается правильное восприятие трудового процесса. Важно чтобы в процессе труда ребёнок решал какие-то проблемы
(простые и сложные, чтобы эти проблемы его развивали. Каждая проблема – это ступенька лестницы вверх.
Творчество ребёнка не должно страдать от отсутствия кисточки, бумаги, и других материалов. Взрослые должны чутко улавливать интересы детей, развивать их творческую фантазию. Для этого родителям рекомендуется приобрести различные художественные материалы. Показываются способы их использования, организуются выставки детских рисунков. Много, бы хотелось сказать, добавлю своими словами. Очень много инновационных и современных программ, это можно, пристижно. Но художественно- эстетическое направление всегда нравится детям, они с удовольствием придумывают, лепят, рисуют и довольные, что сделали сами своими руками. Показать мама и папе, что это их победа! Глаза горят и очень приятно смотреть на достижения ребят!