Получи документы

Методическая разработка «Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте»

Ксения Сергеевна Серова
Методическая разработка «Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное учреждение системы социального обслуживания населения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальное реабилитационно-образовательное учреждение»

«Автозаводский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

СОГЛАСОВАНО:

Методическое объединение

Протокол №

От «» 2016г.

Программа по развитию творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья подросткового возраста

Отделение

образовательно-профессиональной

Публикация «Методическая разработка „Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте“» размещена в разделах

реабилитации (девушки)

Воспитатель: Серова К. С

Нижний Новгород

2016

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Цели и задачи

4. Условия, методы и формы реализации программы

5. Содержание программы

6. Литература

Пояснительная записка

«Творчество - является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

В. В. Давыдов

«Истоки творческих способностей детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.

Творческая деятельность, имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношения ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но, у детей с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей воспитанников подросткового возраста с нарушением интеллекта.

Актуальность

В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей (креативности): "Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта" (по Слуцкому В. М., 1991). Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья. Составители учебных программ единодушно подчеркивают, что сам процесс участия ребенка в экспериментировании гораздо более важен для развития детских творческих способностей, нежели получаемый конечный результат их деятельности.

А. Т. Шумилин (1969) пишет, что творчество - антипод подражанию, копированию, деятельности по готовому образцу.

Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья подросткового возраста должно основываться на понимании их психологических особенностей. В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт.

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские педагоги и психологи.

Цели и задачи.

Главная цель педагога:

-формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Цель программы:

- пробуждение интереса к окружающему миру и общее развитие детей средствами искусства, музыки, художественного творчества;

- создание условий для стимулирования осознанного обучения, развития творческого потенциала, самореализации;

Задачи, способствующие достижению цели:

- коррекция и компенсация недостатков развития детей;

- развитие творческих и индивидуальных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей;

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; - совершенствование художественных способностей при работе с разными материалами и техниками;

- стимулирование интереса к прикладному творчеству;

- воспитание нравственных качеств личности детей.

При работе с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание воспитателями детского дом-интерната традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в воспитательном процессе.

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и воспитанников. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие творческих способностей.

Условия успешного развития творческих способностей:

1. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

2. Характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. 3. Предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведёт к переутомлению, и пойдёт на пользу.

4. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых.

5. Тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постепенно стимулировать ребёнка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

6. Подбор соответствующих методов обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей воспитанников.

Формы работы:

- индивидуально практическая деятельность на занятиях;

- коллективно - творческая деятельность на занятиях;

- проведение тематических, конкурсных мероприятий;

Методы:

- словесный метод,

- наглядный,

- информационный,

- исследовательский,

- показательный.

Содержание программы

Для проведения занятий необходимо иметь различные демонстрационные наглядные пособия и индивидуальный материал, дидактические игры на развитие познавательных способностей, развитие сенсорного восприятия, игры и упражнения.

Для проведения занятий отбирается демонстрационный материал к которому предъявляется ряд требований:

• Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляю в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.

• Должно осуществляться руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.

• Игры, задания, упражнения должны применяться как для закрепления материала, так и для решения новых задач.

• Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.

• Производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В программу включены различные виды творчества:

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще.

У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же нужно стараться дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы у ребенка не пропал интерес к деятельности, чтобы он не разочаровался в своих возможностях. При выполнении заданий детям оказываются разные виды помощи, поощрения: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, ободряющих слов, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым.

Дети также делятся своими достижениями друг с другом, помогают друзьям, выполняют задания в группах. Таким образом, от занятия к занятию: дети все более раскрывают себя творчески, снимаются внутренние психологические зажимы; учатся выражать свои чувства, «нарабатывают» эмоции радости. Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо, во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физ-минуток и пальчиковой гимнастики. Для релаксации и создания ребенком выразительного художественного образа используется музыкальное сопровождение, которое сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 35 минут.

Занятия с детьми-инвалидами строятся в 3 этапа:

1. Подготовительный этап (в зависимости от темы занятия подбираются задания и упражнения).

Цель этого этапа: поддержка и стимулирование ребенка к работе

Задачи:

• определить реальный уровень знаний, умений детей.

• построить учебное занятие с учетом роста информационного пространства.

• стимулировать познавательный интерес детей-инвалидов как условия дальнейшего развития творческих способностей.

• ориентировать детей на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.

2. Основной этап (начинается и протекает параллельно с предыдущим этапом)

Цель этого этапа: обеспечение личностного включения каждого ребенка в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия.

Задачи:

• развивать способность самостоятельно мыслить, принимать творческие решения

• привлекать детей к совместной работе, к сотрудничеству

3. Творческий этап – закрепление.

Цель: подведение итогов занятия.

Задачи:

• получить положительную самооценку детей

• осознать и поверить в свои возможности

Этап является подведением итогов работы. Включает в себя оформление линии выставок, защиту своей работы.

Содержание программы

на 2016- 2017 год

Месяц Техника выполнения Тема Сроки

Ответственные

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Знакомство с разнообразием красок.

Знакомство с бумагой.

Знакомство с различными способами нетрадиционного рисования и лепки.

«Фантазия» / коллективная работа.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Аппликация

Ниткография

Работа карандашом

Коллективная работа

Аппликация

«Воздушные шары»

«Осенние деревья»

«Дождик»

«Тучи и дождик»

«Золотые подсолнухи»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Ниткография

Рисование пальчиками

Салфеточная аппликация

«Божья коровка»

Свободная лепка.

«Цветной дождик»

«Цветы в вазе»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Коллективная работа

Рисование красками

Лепка из соленого теста

Аппликация

Коллективная работа

«Новогодний букет»

«Новогодняя ёлка»

«Игрушки для елки»

«Снеговик»

«Зимние узоры»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Я

Н

В

А

Р

Ь

Аппликация из салфеток

Аппликация

Ниткография

Рисование бумагой

«Птицы на ветке»

«Снеговик»

«Деревья в снегу»

«Снежинки»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Рисование красками

Лепка

Обрывная аппликация

Коллективная работа

«Самолёты»

«Машины для папы»

«Украсим валенки»

«Зимние узоры»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

М

А

Р

Т

Аппликация

Рисование красками методом оттеска

Барельефная лепка

Индивидуальная работа с использование всех техник и навыков творчества.

«Открытки для мамы»

«Капель»

«Мимоза»

«Рамочка для мамочки»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

А

П

Р

Е

Л

Ь

Рельефная лепка

Аппликация

Поделка из солёного теста

Поделка из солёного теста

Аппликация из ткани

«Звёзды»

«Ракеты»

«Пасхальное яйцо»

«Кулич»

«Букет к 1 мая»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

М

А

Й

Аппликация из салфеток

Оригами

Рисование методом тычка

Рисование витражными красками

«Открытка к 9 мая»

«Рыбка»

«Одуванчики»

«Бабочки»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели,

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

И

Ю

Н

Ь

Работа с тканью

Рисование крупами

Оригами

Макраме

«Кукла»

«Леопард»

«Летний домик»

«Украшения для друзей»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

И

Ю

Л

Ь

Бисероплетение

Папье-маше

Выдувание

Квиллинг

Батик

«Необыкновенный букет»

«Неваляшки»

«Пейзаж»

«Цветок солнца»

«Бабочки на поле»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

А

В

Г

У

С

Т

Городецкая роспись

Шитье

Вышивка

Торцевание

«Городецкие доски»

«Одеяло из лоскутков для нашей куклы»

«Мое имя»

«Открытка к Дню Знаний»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Ожидаемые результаты:

- развитие творческих и индивидуальных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей;

-овладение навыками социальной адаптации и самореализации в современных условиях.

- коррекция и компенсация недостатков развития детей.

- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы

Заключение

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Список используемой литературы

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. - Москва : РИОР, 2009.

3. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

4. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – одобрена Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)

5. «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» - приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/6

6. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

7. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

8. Разъяснения Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. №ИР-535/07 от 07.06.2013 № ИР-535/07

9. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,1994.

10. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. ,1981.

11. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. – 1990. - №5.

12. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М. ,1999.

13. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

14. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Л. Н. Блинова. – М. : Изд –во НЦ ЭНАС, 2001.

15. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара, 1994

16. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.

17. Ершова, А. П. Искусство в жизни детей/.-М. :Просвещение,1991.-128с. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического

18. Развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. М. : ТЦ «Сфера», 1999. 192 с.

19. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. -М., 1991.

20. Львова Ю. Л. Развивать дар творчества. – Киев., 1987.

21. Мусницкая Е. В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.

22. Под ред. А. Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”, 1990

23. Социальная сеть работников образования "Наша сеть" http://nsportal.ru/ • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

24. Дистанционный Образовательный Портал "Продлёнка" http://www.prodlenka.org/

Публикации по теме:

Депрессия в подростковом возрасте: пути выхода из кризиса «Депрессия в подростковом возрасте - пути выхода из кризиса» Депрессия – самый модный диагноз, которым часто злоупотребляют рядовые граждане,.

«Профилактика вредных привычек в подростковом возрасте» Употребление и распространение психоактивных веществ среди несовершеннолетних является довольно серьезной общественной проблемой современного.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ. Цель: раскрытие творческого.

Методическая разработка по развитию у детей мелкой моторики рук. формированию творческих способностей. Цель- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое.

Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна» для детей с ОВЗ 4 группыМетодическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя бессмертна» для детей с ОВЗ 4 группы Цель: формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших.

Методическая разработка «Профилактика насилия в семье» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста «Насилие это болезнь. А болезнь не излечить, если заражать ею других» ДжоржРеймондРичард Мартин, автор книги «Игра престолов» Цель: Разработать.

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста Содержание: Введение. 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме.

Методическая разработка в среднем дошкольном возрасте по мотивам мордовской народной сказки «Девушка-березка» Программное содержание: Формировать экологические представления детей. Развитие у детей познавательного интереса к природе посредством аппликации.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей воспитанников посредством техники Айрис-фолдинг»Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей воспитанников посредством техники Айрис-фолдинг» «Развитие творческих способностей воспитанников среднего и старшего возраста посредством аппликации в технике Айрис – фолдинг» (радужное.

Развитие творческих способностей воспитанников На первом этапе мы провели первый констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей старших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте»
Опубликовано: 6 апреля 2017 в 17:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Сергеевна Серова (УИ 42182) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД