Лучший педагог года

Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей»

Ольга Годованая
Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей»

Данный методический материал рекомендован музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Роль музыкально-дидактических игр неоценима в музыкальном развитии детей. Проводя работу с детьми комплексно и поэтапно от группы к группе на занятиях и в свободное время, продуманно и интересно организуя музыкально-дидактические игры, у детей расширяются представления о музыке, развивается музыкальный слух, совершенствуется чувство ритма, происходит общее музыкальное развитие.

Публикация «Методическая разработка „Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей“» размещена в разделах

Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей».

О. Ю. Годованая, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Академия детства»,

г. Нижний Тагил Свердловской области.

Важно с самого раннего возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в сенсорном воспитании и обучении детей, в решении задач их гармонического развития оказывают музыкально- дидактические игры.

Разнообразные по свои задачам и содержанию, они способствуют формированию у детей умения слушать музыку, различать тембр, высоту, силу и длительность звука, планомерно развивая музыкальный слух, который в свою очередь, даёт возможность детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности.

Многообразные задачи, которые детям приходится решать в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных усилий, выдержки, но и умения соблюдать правила игры, подчиняя свои интересы интересам коллектива, развивают внимание, инициативу, находчивость.

Как и всякая игра, музыкально-дидактическая по своей структуре, включает в себя развитие игровых действий, направленных на развитие музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.

Каждая игра имеет чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководитель и воспитатель учат детей воспринимать музыку и передавать в движении её содержание и особенности.

Исходя из этого, работу с детьми провожу комплексно, поэтапно от группы к группе на занятиях и в свободное время.

В младшей и средней группах большое значение придаю развитию звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма у детей. Для выполнения этой задачи вносила музыкально-дидактические игры на занятие. На 3-4-х занятиях закрепляла их с усложнением, а затем уже воспитатели проводили такие игры в свободное время в группе.

Так, для игры «Птица и птенчики» внесла сначала иллюстрацию из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Дети пропевали высоким голосом за птенчиков, а воспитатель пел за маму. Затем детей делила на две группы: птицы и птенчики. Когда воспитатель пел «чик-чирик» низким голосом- летали большие птицы и пели низкими голосами, а когда пел высоким голосом- летали птенчики и пели высокими голосами. После слов воспитателя: «Кыш, полетели домой!», дети убегали на свои места.

На следующем этапе вносила ширму и две фигурки птиц- большую и маленькую. «Птицы» прятались за ширму и исполняли каждый свою песенку. Дети угадывали, какая птица поёт.

Постепенно усложняла игру: на фланелеграфе изобразила большое дерево. Всем детям раздала карточки с большими и маленькими птичками. Игру начала с небольшого рассказа о том, что наступила весна. Яркое тёплое солнышко согрело своими лучами всё вокруг. Выросла травка, на дереве распустились зелёные листочки. Много птичек, больших и маленьких, прилетело к дереву и стали там жить. Послушайте, каких птичек я позову (пою низким голосом «чик-чирик». Дети, у которых были карточки с большими птицами, ставят их под дерево на траву и поют низким голосом). Позвали большие птицы своих деток-птенчиков. Прилетели птенчики и запели свою песенку (дети, с карточками птенчиков, выходят, поют свою песенку «чик-чирик» высоким голосом и «сажают» их высоко на дерево).Дети играют в эту игру с большой охотой и интересом и неплохо справились с заданием.

В играх «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?» не все сразу дети могли передать голоса большого и маленького животного. Решила использовать такой приём: прислушивалась к низкопоющим детям и говорила, что это не мои котятки, мои мяукают высоким голосочком. Дети старались петь как надо. Также проводила индивидуальную работу с детьми. Это дало свои результаты- дети стали чище интонировать.

Для развития тембрового слуха у детей использовала игры: «Узнай по голосу», «Наш оркестр», «Угадай музыкальную игрушку», где в гости к детям приходили медведь с бубном; петрушка с погремушкой, дудочкой; зайка с барабаном и т. д. Дети радовались их приходу, а особенно если персонаж хвалил их за правильный ответ.

Развитию ритмического слуха помогли такие игры, как «Кто идёт?», «Что делают дети?», «Кто как бегает?». Разучивались они на музыкальных занятиях, а затем, для закрепления полученных знаний, проводились в свободное время. Такая совместная работа с воспитателем дала положительные результаты в усвоении детьми требований программы.

В старшей группе продолжила работу, начатую в младшей и средней группах. В результате дети приходили в подготовительную группу с запасом знаний и умений, что позволило продолжить работу над дальнейшим развитием музыкального слуха и голоса ребят.

Для развития звуковысотного слуха у детей, часто использую музыкальную лесенку, по которой ходит или прыгает Матрёшка. Использовала упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Это «Бубенчики» на сопоставление трёх звуков, различных по высоте; «Музыкальное эхо», которое является отличным упражнением для развития музыкального слуха и чистоты интонации: дети должны повторить трезвучие или маленькие песенки, пропетые педагогом.

Для формирования ладотонального слуха и нахождения тоники, провожу с детьми упражнение «Учёный кузнечик». Дети, следя за движением кузнечика, пропевали с музыкальным сопровождением звуки с первой по пятую ступень. Вначале это упражнение трудно давалось детям, особенно прыжки с первого на второй цветок и обратно (пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для чистого интонирования). Но неоднократное возвращение к игре в течение года, наглядность пособия, игровой характер способствовали закреплению полученных знаний.

На развитие музыкальной памяти, активного слухового внимания, провожу с детьми игру «Птички на проводе». Используя игровой приём, образное сравнение, прикрепляла на фланелеграфе с нотным станом на вторую линейку трёх нарисованных птичек. Пропеваю звукоподражание «чив-чив-чив» на одном звуке, обязательно показывая направление мелодии рукой, держа её на одном уровне. Затем один воробышек «перелетал» на третью линейку и пел свою песенку (показываю рукой направление мелодии вверх). Таким же образом, но уже на первую линейку, «перелетал» второй воробышек (показывала направление мелодии вниз). Прошу детей запомнить пение каждого воробышка, повторяя три мотива. Затем играю один из них, вызываю ребёнка, желающего показать на фланелеграфе, какой из птичек принадлежит эта песенка, спеть этот мотив. Если ребёнок отвечал правильно, то все дети пропевали эту песенку, показывая рукой направление мелодии. Лучшему усвоению поставленных в игре задач, способствовал познавательный материал, сочетающийся с занимательностью.

Очень нравится детям игра «Угадай песенку». По выложенному на фланелеграфе ритмическому рисунку (длинные и короткие плоски, дети должны были узнать название знакомой песенки и поднять свою карточку с соответствующим ритмическим рисунком. При этом один ребёнок называл песенку, другой пропевал, показывая рукой длинные и короткие звуки, а третий прохлопывал ритм. Затем дети поигрывали мелодию на металлофоне. Так, за несколько минут на занятии, я могла выявить способности каждого ребёнка, наметить индивидуальную работу с ними, повторить и закрепить со всеми ритм заданной песенки.

Ещё более интересная игра для детей «Узнай инструмент и придумай песенку». В этой игре дети отгадывали не только знакомые музыкальные инструменты, музыкальные фразы, песенки, но уже и сами придумывали свои мелодии, а другие пытались их повторить. Это задание оказалось самым трудным, но, несмотря на это, игра вызывала у детей большой интерес к самостоятельному творчеству и постоянно возникала в группе. Дети стали более свободно владеть музыкальными инструментами; появились коллективные мелодии, песенки, лучшие из которых исполнялись на музыкальных занятиях, записывались в музыкальные альбомы и помещались в родительских уголках. Также я выписывала песенки на отдельные карточки, подписывала их название, фамилию ребёнка и вручала ему карточку на занятии. В результате такой системы занятий, уровень музыкального развития детей заметно повысился: появился интерес к песенному творчеству.

Для закрепления представлений о ритмических отношениях звуков, точного воспроизведения заданного ритма, хорошо подходит игра «Теремок». Каждому жителю Теремка, соответствовал определённый ритмический рисунок. Дети должны были отхлопать его и запомнить. На последующих занятиях, тот ребёнок, который узнавал заданный ритм, выкладывал на фланелеграфе этого зверюшку и мог сыграть на металлофоне его ритмический рисунок. По завершению этой игры, предложила детям придумать свой вариант песенки на слова: «Все мы весело живём, дружно песенки поём», предварительно спев несколько вариантов. Многие дети увлеклись этим заданием, придумывая не только мелодию, но и проигрывая её в соответствующих регистрах.

Проверяя умение детей самостоятельно определять жанр музыкального произведения, внесла игру «Что я играю?». Предварительно раздав детям карточки, проигрывала одно из музыкальных произведений (вальс, польку, русскую плясовую, праздничный и спортивный марши, спрашивала, что я сыграла. Отгадавшие поднимали карточку вверх, называя музыкальное произведение, композитора, характер пьесы. Игра способствовала активизации внимания детей, эмоциональному отношению к музыке.

В продолжении этой игры предлагала детям сочинить свой вальс, марш, польку, а затем спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Затем игру дополняла соответствующими атрибутами (флажок, платочек, лента, бубен, барабан). Дети, слушая произведение, выбирали соответствующий атрибут и исполняли с ним танец или маршировали, или отбивали ритмический рисунок на барабане. В эту игру включались и малоактивные дети, проявляя фантазию и творчество.

Итак, используя музыкально-дидактические игры на музыкальном занятии и в повседневной жизни, удалось достичь хорошего уровня музыкального развития детей. У них повысился интерес к музыкальным занятиям, к песенному и игровому творчеству.

Но для того, чтобы успешнее осуществлять задачи по развитию музыкального слуха у детей, необходима заинтересованность и воспитателя, который должен хорошо знать программные требования, ясно представлять цели и задачи по музыкальному воспитанию, знать свою роль в той или иной музыкально-дидактической игре. Ведь чтобы достичь хорошего уровня музыкального развития детей, необходимо проводить работу не только на музыкальных занятиях, но и продолжать систематически работать в группе. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе.

Таким образом, продуманно и интересно организованные музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства дружбы, товарищества, коллективизма, развитию творческих способностей, помогают готовиться к школе.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников У ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма.

Роль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольниковРоль наглядно-дидактических игр в познавательном и речевом развитии младших дошкольников По словам В. А. Сухомлинского: «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности». Роль наглядно- дидактических игр в.

Консультация «Роль музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности детей» Среди многих видов искусств музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования.

Методическая разработка «Инновационный подход к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ» В настоящее время уделяется большое внимание созданию музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ. Поэтому музыкальные руководители стремятся.

Методическая разработка: мастер-класс для педагогов «Развитие музыкально-художественной деятельности с использованием ИКТ» Цель: направить интерес педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в музыкально-художественной деятельности с детьми.

Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Цель: Приобщение детей раннего возраста к фольклору. Задачи: 1 Научить детей слушать и воспринимать фольклорные произведения, формировать.

Опыт «Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Роль музыкально-дидактических игр в воспитании дошкольников Ни для кого не секрет, что игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности ребенка. Среди различных видов игр в деятельности дошкольников.

Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка (консультация музыкального руководителя)Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка (консультация музыкального руководителя) За несколько дней до консультации воспитатели групп получили задания: 1. Сделать нестандартный шумовой инструмент, соответствующий возрасту.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей»
Опубликовано: 6 сентября 2016 в 06:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД