Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»

наталия ермакова
Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»

Цель: Приобщение детей раннего возраста к фольклору.

Задачи: 1 Научить детей слушать и воспринимать фольклорные произведения, формировать познавательную активность.

2 Воспитывать интерес к потешкам, прибауткам, колыбельным.

3 Развивать речь детей, желание повторять, запоминать, познавать окружающий мир.

Работая с детьми раннего возраста важно организовать режимные моменты, провести игру-занятие, встретить новичка, успокоить расшалившегося малыша. Во всем этом воспитателю могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные создававшиеся русским народом и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, любовь к детям. Песенок, потешек великое множество. Их назначение разнообразно. Поэтому каждый воспитатель может применить такое произведение на протяжение дня в любом режимном процессе. И что важно, малые фольклорные жанры, помогают не только воспитателю в работе, но и его воспитанникам.

Назначение потешек Виды

Для новичков Кто у нас хороший, кто у нас пригожий

Красные кафтанчики, синие карманчики

Наша деточка в дому

Мой сыночек маленький

Наша Маша маленька

Коленька хороший

В светлом теремочке выросла Лизуша.

На сон грядущий и после сна

Баю-баю-байки, прилетели чайки

Вот и люди спят

Баю, баю, баюшок в огороде петушок

Баю бай, баю бай, ты собачка не лай

Котя, котенька коток

Ходит сон по хате

Ночь пришла, темноту привела

А качи, качи, качи петушок не кричи

Котик серенький присел, на печурочке

Тяги, тяги, потягушеньки

Для умывания Ай лады, лады, лады, не боимся мы воды

Водичка, водичка

Чистая водичка

При кормлении Травка-муравка со сна поднялась

Умница Катенька

Дубы-дубочки

Гойда-гойда, люленьки. Прилетели гуленьки

Кто плачет и шумит Не плачь, не плачь детка

Это что тут за рев

Чок, чок, чок зубы на крючок

Завяжи потуже шарф

Валенки, валенки

Вот они сапожки

Игровые Водят мыши хоровод

Сорока ворона

Идет коза рогатая

Уходи с дороги кот

По кочкам, по кочкам

Еду, еду к бабе деду

Наши уточки с утра

Этот пальчик - дедка

Экологическое воспитание Курочка – тараторочка

Ой, люли, люли, люли

Сова – совушка, белая головушка

Галки, вороны, все ли здоровы

Сидит белка на телешке

Божья коровка

Гуси вы, гуси, красные лапки

Как у нашего кота

Любовь к Родине Ладушки, ладушки

Ай, баю, баю, баю, жил дедочек на краю

Ладушки, ладушки, где были? – у бабушки

Месит баба тесто

Уж ты дедушка Степан

Содержание воспитательной работы с детьми

Все знают как воспитателю непросто наладить эмоциональный контакт с детьми в адаптационный период. А ребенку – войти в новый непривычный для него мир детского сада. Непросто, но задача облегчается, если воспитатель умело использует потешки для новичков.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка –хороший,

Ванечка-пригожий!

Каждый воспитатель знает и понимает: дневной сон для малыша необходим. Как помочь ребенку уснуть, а после сна вернуться в реальный мир. Для этого есть потешки на сон грядущий, и потешки после сна.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять. Или

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся мой дружок,

Встань мой Юрочка!

Дети проснулись, впереди умывание и кормление. Не хочется, но надо. Надо приучать детей это делать. Умывая малышей приговаривать.

Ай, лады, лады, лады, Водичка, водичка, умой мое

Не боимся мы воды, личико. Чтобы щечки алели,

Чисто умываемся, чтобы глазки блестели,

Всем улыбаемся! Чтоб смеялся роток, да

кусался зубок.

Умница Катенька, Каша из гречки, где варилась

Ешь кашу сладеньку, в печке.

Вкусную, пушистую, Сварилась, упрела,

Мягкую, душистую. К столу поспела.

Причесывая волосы девочкам также можно проговаривать потешку

Расти коса до пояса, Расти коса не путайся,

Не вырони ни волоса. Маму дочка слушайся.

Расти косонька до пят,

Все волосыньки в ряд.

За окном – солнечный денек. Пришло время гулять! Но сначала надо одеться. Пора научить делать это малыша, самостоятельно. Но в первый раз все кажется трудным. А с потешками веселее и легче.

Вот они сапожки, Наша Катя маленька,

Этот с левой ножки, На ней шубка аленька,

Этот с правой ножки…. Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

Завяжу потуже шарф,

Буду делать снежный шар….

Дети устают, ссорятся, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

Приласкаем детей и расскажем им потешки.

Не плачь, не плачь, дам тебе калач.

Чок, чок, чок,

Зубы на крючок.

А кто скажет слово,

Тому, щелчок.

При организации игр с детьми фольклор также не заменим.

Это игры с ручками, пальчиками, с ходьбой, бегом, движениями.

-Сорока, ворона кашку варила; Киска,киска,киска,брысь

-Идет коза рогатая; - На дорожку, не садись

-По кочкам, по кочкам, Наша деточка пойдет,

По маленьким дорожкам, Через киску упадет.

В ямку – бух! -Мыши водят хоровод,

-Уходи с дороги кот, На лежанке дремлет кот

Наша Танечка идет….

Экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше. Дети ясельных групп приобщаются к экологическим проблемам, получая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека.

Потешки, главными героями которых являются животные и пртицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждают их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям.

Ой, люли, люли, люли, Чики, чики, чикалочки,

Прилетели журавли…. Едет Ваня на палочке…

Совушка – сова, большая голова….

Сидит белка на тележке, продает она орешки….

Пошел котик на торжок, Улитка, улитка покажи рога

Купил котик пирожок…. Дам тебе хлеба, черного,

Как у нашего кота, Белого, белого, горелого.

Шубка очень хороша…. Божья коровка, лети на

Небо…

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать о них больше. Для этого народом были придуманы потешки о растениях, временах года, солнышке, небе.

У нашего Гришеньки Солнышко, ведрышко

Под окошком вишенки, Выгляни в окошечко…

У марины, куст малины….

Ой, ты радуга - дуга, Дождик, дождик, полно

Не давай дождя – Малых деточек мочить…

Давай солнышка, колоколнышка.

Любовь к Родине начинается с малого.

С познания быта народа, родственных связей.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала, детушкам давала.

Ай, баю, баю, баю, Баиньки, баиньки, купим

Жил дедочек на краю. Сыну валенки.

У него много ребят. Будет наш сынок ходить,

Все по лавочкам сидят. Новы валенки носить.

Кашку с маслицем едят.

Трудно переоценить роль фольклорав воспитании маленького ребенка:

- малыш еще и слов – то знает мало – колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, ритмом, образностью,

- малыш делает первые шаги,радуется – потешка помогает ему осваиваться в этом мире, который ему не понятен,

- малыш день ото дня растет, начал играть – потешка приходит ему на помощь,

- малыш учится ходить, умываться, одеваться – песенка подсказывет ему, как это делать лучше,

- малыш учится быть человеком – слушая потешки и песенки, ненавязчиво получает добрые и мудрые наставления о добре, трудолюбии, заботе, щедрости.

Примерный конспект занятия.

«Котинька – коток».

Цель. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями: формировать познавательную активность; воспитывать гуманное отношение к «братьям нашим меньшим».

Материал и оборудование.Игрушки: котик, колыбелька, солнышко, фланелеграф и репродукции с картин Ю. Васнецова, корзинка с угощениями.

Ход занятия

Дети сидят на стульях расставленных полукругом.

В. «Острые лапки, а в лапках цап-царапки. Молочко пьет, мяу, мяу поет».

Д. Котик.

В. Правильно. Я принесла разные картинки на которых изображен кот. (Дети рассматривают).

Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Вдруг раздается мяуканье мяу, мяу, мяу.

В. Слышите, кто то мяукает. Кто то пришел к нам в гости?

Может это мишка? Собачка? (Нет).

Дети вместе с воспитателем ищут его, кто мяукает. Находят кота, который спит в колыбельке.

Воспитатель предлагает спеть коту песенку «Ходит сон по хате в сереньком халате».

Проводится подвижная игра «Водят мыши хоровод».

Водят мыши хоровод, в колыбельке дремлет кот (дети бегают вокруг колыбельки в хороводе).

Тише мыши, не шумите, кота Васю не будите (приседают и грозят пальчиками).

Вот проснется Васька – кот, разобьет ваш хоровод.

Подпрыгивают и убегают.Кот просыпается и сердито кричит: Мяу, мяу! Кто меня разбудил? Всех поцарапаю.

В. Не сердись котик, а лучше поиграй с нами.

Котик. Я люблю греться на солнышке, а оно у вас спит.

Воспитатель предлагает позвать детям солнышко. Солнышко, солнышко выгляни в окошко.

(Появляется солнышко)

В. Вот солнышко в гости к нам и пришло, всем улыбнулось, и детям, и котику.

Котик. Хорошо что вы солнышко позвали, мне стало так тепло, хорошо, весело. Я хочу играть.

Проводится подвижная игра «Мы по коврику гуляли».

Мы по коврику гуляли, кота – котика видали (ходят, прыгают).

Он на стульчике сидит, притворился, будто спит (котик спит на стульчике).

Мы вокруг него ходили,долго мы его будили: «Ну-ка, котик, ты вставай и ребяток догоняй». Убегают от него, котик их догоняет. После игры, дети подходят к коту гладят. Котик хвалит детей.

В. Наш котик принес вам угощение – пряники.

Котик угощает детей пряниками. Дети говорят ему спасибо.

Ставят котика на полочку.

Публикации по теме:

Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанровФормирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его.

Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка» Материал подготовила: Воспитатель МБДОУ д\с "Светлячок" Дегтярева Лариса Николаевна. В своей работе очень серьезное внимание уделяю ознакомлению.

Круглый стол для родителей «Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Цель: Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Задачи: - приобщить родителей к участию.

Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» Дошкольная образовательная организация (ДОО) является одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста. С поступлением.

Методическая разработка: проект в группе раннего возраста «Растишка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Теремок» Методическая разработка: проект «Растишка» Подготовила.

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей раннего возраста Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно.

Программа по развитию выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных формПрограмма по развитию выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ.

Родительское собрание «Развитие речи детей 5–7 лет средствами малых фольклорных жанров» Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров». Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методическая разработка «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста»
Опубликовано: 3 августа 2016 в 18:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День нарциссов на МААМ

Красивому весеннему цветку посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про нарциссы и увлечь их полезным творчеством.

16 апреля. Международный день голоса

Всемирный день голоса – это не праздник, который учредили врачи-отоларингологи. В наш очередной тематический день у нас есть повод поговорить с детьми о голосе как о важном свойстве человека, позволяющем...

Сценарий танцевального шоу «Нам весело» для детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи – развивать музыкально – ритмический слух детей; формировать и совершенствовать координацию движений, отрабатывать синхронность исполнения...
Кейс-игра «Развивайка». Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста от двух...
Все игры собранные в данной кейс-игре, конечно же не новые, но собранные в одном пособии, являются удобными для закрепления имеющихся знаний, для...
Космическая неделя в детском саду с детьми средней группы
Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Но как объяснить ребенку, что такое...