МААМ-картинки

Методическая разработка «Сенсорное восприятия мира»

Cофья Каракозова
Методическая разработка «Сенсорное восприятия мира»

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

• учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;

• учить выполнять дыхательную гимнастику;

• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;

• развивать тонкие движения пальцев рук;

• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;

• развивать у детей коммуникативные способности;

• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма, вес, звук, запах и т. д.);

воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Публикация «Методическая разработка „Сенсорное восприятия мира“» размещена в разделах

Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Способы развития сенсорных способностей

Способов развития сенсорных способностей немало. Рассмотрим несколько из них:

во-первых, через игрушки и книги, которых сейчас множество в магазинах и которые влияют на сенсорное развитие детей. Но нужно помнить, что игрушки и книги – это дополнительные средства дл я познания окружающего мира;

во-вторых, вовлечение детей в свою деятельность. Дети любознательны и поэтому легко вовлекаются. Нужно лишь рассказывать об окружающих предметах и явлениях, объяснять свои действия, тем самым помочь ребенку развивать сенсорные способности. Важно, чтобы ребенок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от разных органов чувств и объединять их в одно целое;

в-третьих, предметно-игровая форма обучения, играющая особую роль в сенсорном развитии детей. Игры по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов. Сначала используются яркие цвета и простые признаки, формы предмета: большой, маленький, круглый, квадратный, длинный, короткий и т. д. Далее используется цветовая палитра, и усложненная форма предметов, то есть добавляются различные возможности ими оперировать (складывать между собой, вставлять, нанизывать и т. д.)

Для чего нужны сенсорные игрушки?

Они учат запоминать, мыслить, анализировать, синтезировать, экспериментировать, обобщать и т. д. То есть помогают развивать умственные способности детей.

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша. А игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину.

Как происходит сенсорное развитие?

Сенсорное развитие происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т. д. Поэтому ребенок всегда трогает предмет, берет его в рот, чтобы убедится и понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок задействует все сенсорные системы. Причем, чтобы понять, например, что эта вещь хрупкая и легко сломается, на Ваши слова ребенок никак не реагирует, пока не сломает и сам не убедится, что она действительно хрупкая и что это вообще значит сломать, как это.

Только благодаря жизненному опыту наши дети, также как когда-то мы, познают мир и обогащают представления о мире.

То есть, подводя итог вышесказанному мы видим, что познание окружающей действительности у ребенка начинается с анализа информации, которую он получил путем визуального наблюдения, различения вкуса, запаха, звука и т. д.

Овладение сенсорными эталонами должны обязательно подкрепляться словесно. Так как знания, которые получил ребенок во время обследования и сравнения должны быть подкреплены вербально, то есть, озвучены действия, предметы, вид деятельности. Ребенок должен получить полную картину с помощью всей сенсорной системы. Когда все пять пунктов сенсорной системы использованы, тогда ребенок получает полную картину о предмете, явлении, виде деятельности и т. д.

Благодаря восприятию происходит сенсорное развитие, а восприятие формируется благодаря синтезу различных ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, кинестетических, тактильных и т. д. И уже к концу периода младенчества у малыша сформированы практически все свойства восприятия.

Процесс восприятия напрямую связан с вниманием, мышлением, памятью и направляется мотивацией, а также имеет определенную эффективно-эмоциональную окраску.

Игровая деятельность в сенсорном развитии

Игра «Луна и солнце»

Цель:

формировать умение называть части суток (день, ночь);

развивать моторику рук, пальцев, память.

Описание игры: на тёмном фоне ткани пришит жёлтый полукруг с закрытым глазом. Это говорит о том, что ночью все спят, отдыхают. Яркие жёлтые звёздочки на ночном небе прикрепить их можно при помощи кнопочек. На белом фоне ткани пришит жёлтый полукруг с открытым глазом. Это говорит о том, что днём всё живёт, цветёт, дышит. Жёлтые лучики солнца ребенок прикрепляет при помощи липучки, а звездочки на кнопочках.

Жёлтое и круглое Светит на детей!

Солнечные лучики

Прикрепи быстрей

Маленькие звёздочки

Глазоньки луны,

Жёлтенькие бусинки

К небу прикрепи!

Игра «Ветер, ветер, ветерок…»

Цель:

стимулировать работу мозга, регулировать нервно - психические процессы;

развивать речевое дыхание, вызывать радость от общения.

Ход игры: Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Игра «Девочка на полянке»

Цель:

различать и называть части тела человека, мелкую моторику рук и речевую активность;

вызывать радость от общения.

Описание игры: Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, туфли. На голове вшиты верёвочки для плетения косичек. На лице глазки, нос – пуговка и рот пришит из материала. Около девочки пришиты разного цвета пуговицы. Цветочки, связанные крючком из разного цвета пряжи можно пристегнуть к такой же по цвету пуговице.

Ручки есть и ножки тоже.

Также есть и голова.

Ротик, носик и глаза.

На лице – всё как у нас

Любит девочка всех вас!

Игра «Ароматные цветы»

Цель:

формировать дифференцированное восприятие качества (запах);

тренировать память и воображение.

Описание игры: Цветок состоит из двух частей, соединяет его липучка. Отклеив липучку, мы можем взять в руки серединку цветочка (киндер сюрприз с дырочками для запаха, которые можно понюхать и узнать, как пахнет цветок.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов.

На них разбросаны букеты.

Игра «Кармашки с секретом»

Цель:

формировать умение понимать количественную характеристику из отдельных предметов, используя в речи слова «один», «много»;

развивать мелкую моторику рук и пальцев, речевую активность.

Описание игры: Детям предлагается расстегнуть кармашки и посмотреть, что внутри. Им интересно, что находится внутри, и они стараются открыть замочек, а там прячутся геометрические фигуры. Кармашек с застежками поможет детям научиться застегивать свои сандалики.

Что в портфеле, интересно?

Раз, два, три - нажми замок,

Раз, два, три – замок открылся

Вынимай и посмотри!

Игра «Солнышко лучистое»

Цель:

развивать мелкую моторику рук, речевую активность;

совершенствовать знания детей о цветах спектра и их оттенках;

упражнять в подборе цветов;

развивать точность цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины.

Описание игры: Каждый бантик на липучки, дети подбирают по цветовому решению и с собственными ощущениями, находят правильный вариант.

Радуга, скажи,

Какая сила. Все твои цвета.

Соединила?

- Это дружба, -

Радуга в ответ. -

Дружат краски в радуге,

Ребята.

Крепкой дружбой

Радуга богата,

Ясный излучающая свет.

Игра «Матрешка»

Цель:

развивать мелкую моторику рук, память, внимание, развивать речевую активность;

вызывать радость от общения, закреплять знание основных цветов (синий, красный, зеленый, желтый).

Описание игры: Упражнение с цветной матрешкой поднимает у детей настроение. Детям предлагается разложить цветные платочки в кармашки, какого же цвета. Можно выбирать бусины одного цвета, нанизывать в определенном порядке, чередуя по цвету, величине.

К маме Маша приходила,

Маму в бусы нарядила.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Веселые бутылочки». На современном этапе сенсорного развития детей раннего возраста имеется большое количество методических разработок, дидактических разработок,.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы)Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактическую игру (из опыта работы) На протяжении семи лет работы мной активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Сенсорное восприятия мира»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 16:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД