Ольга Третьякова
Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка.
Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
«Россия – это я! Это ты! Это мы!»
Автор: Третьякова Ольга Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» г. Тамбов.
Пояснительная записка.
Маленькая Родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар.
Публикация «Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, я считаю, одна из главных задач педагога.
Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому, я считаю суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.
Актуальность.
Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В своей воспитательно-образовательной работе задачи направлены на привитие у детей любви к Отечеству и родному городу, воспитания чувств гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование у детей образа героя, защитника своего государства, формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
В комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, так как формирование уважения к традициям и обычаям социума, культурного и экологически грамотного поведения, ценностное отношение к труду взрослых способствует успешной социализации ребенка при поступлении в школу.
В этой связи я решила создать методическую разработку по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Россия – это я! Это ты! Это мы!»
Интеграция образовательных областей способствует повышению качества образовательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию при ознакомлении детей дошкольного возраста с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края.
Цель: заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи образовательной деятельности :
формировать гражданско-патриотические отношения и чувство сопричастности к своему дому, городу, к природе; чувство гордости и ответственности за свою Родину;
развивать познавательный интерес к традициям семьи, детского сада, города, к символике своей Родины;
воспитывать любовь к своей семье, Отечеству, ценностное отношение к природе своего родного края.
Принципы построения системы образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию :
строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;
предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Комплексно-тематический – построение образовательного процесса вокруг нескольких тем;
Интеграции – единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности;
Культурологический – воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края;
Непрерывность и преемственность – внедрение похожих тем на всех этапах и возрастных группах;
Деятельностный подход – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности;
Историзма — реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);
Гуманизации — предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Планируемый результат (целевые ориентиры).
При достижении намеченной цели и решении поставленных задач дети будут:
положительно относиться к родному краю;
уважать традиции семьи;
испытывать гордость за принадлежность к своей стране и её народу;
интересоваться историей своего края, проявлять заботу о природных и культурных ценностях своего края;
дети будут любознательны, решительны, инициативны и уверены в себе;
активно участвовать в различных видах деятельности.
Данная методическая разработка «Россия – это я! Это ты! Это мы!» учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Она включает в себя различные направления и виды деятельности, может реализовываться в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Организация образовательной деятельности предусматривает :
игровую деятельность
— развивающие игры: настольно-печатные, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые;
— игры-экспериментирования с разнообразными материалами;
коммуникативную деятельность :
— познавательные беседы,
— составление рассказов, сочинение загадок,
— совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
продуктивную деятельность :
— творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, познавательно, речевой);
познавательно-исследовательскую деятельность :
— исследование, опытное экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
— проектирование решения проблемы;
— целевые прогулки к достопримечательностям города, памятникам;
трудовую деятельность :
— по охране природы и т. д.
— элементы трудового опыта;
музыкальную деятельность :
— выступление на праздниках.
восприятие художественной литературы;
двигательную деятельность;
— спортивные соревнования.
Этапы реализации данной системы рассчитаны на 4 года.
Младший дошкольный возраст:
младшая группа (3-4 года);
средняя группа (4-5 лет).
Старший дошкольный возраст:
Виды деятельности с детьми
Игровая
Познавательно-исследовательская
Коммуникативная
Трудовая
Восприятие художественной литературы
Изобразительная
Музыкальная
Этапы
Младший дошкольный возраст:
младшая группа (3-4 года);
средняя группа (4-5 лет).
Старший дошкольный возраст:
старшая группа (5-6 лет);
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»
Тематический блок «Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»
№ Образовательная область Задачи Гражданско-патриотическое воспитание
1 Социально- коммуникативное развитие Формирование представлений о безопасном поведении на улицах города, на природе, в быту, развитие трудовой деятельности. Беседы: «Как правильно переходить дорогу»,
«Правила поведения на улицах города»,
«Правила поведения в лесу».
Посильная уборка участка после листопада.
Подкормка птиц.
Высаживание цветов на участке.
2 Познавательное развитие Развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие представлений о мире природы. Составление маршрутов экскурсий и прогулок, составление карты города. Сообщение определённых знаний о семье, городе, стране, символике, природе.
Умение анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.
3 Речевое развитие Формирование интереса к художественной литературе,
развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками. Чтение произведений художественной литературы о семье, городе, природе, стране, армии, о событиях ВОВ. Придумывание сказок, историй. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое, живое слово.
4 Художественно-эстетическое развитие Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, развитие музыкально-художественной деятельности. Рисование, изготовление подарков, аппликация. Выражать своё отношение к семье, городу, стране, природе.
Слушание произведений о родине, природе, семье, Великой Отечественной войне. Разучивание песен соответствующей тематики. Эмоционально воспринимать то, что они не могут наблюдать в окружающей жизни, через музыку.
5 Физическое развитие Формирование потребности в двигательной активности, формирование представлений о здоровом образе жизни. Целевые прогулки по территории сада, эколого-оздоровительные походы, подвижные игры,
легкоатлетические эстафеты, участие в спортивных соревнованиях.
Система по гражданско-патриотическому воспитанию разработана блоками с учётом возрастных особенностей детей
1. «В семейном кругу» – формирование представления о семье в системе нравственно- патриотического воспитания
2. «Мой любимый детский сад» – формирование представления о детском саде, развитие коммуникативных способностей.
3. «Город мой Тамбов» – воспитание привязанности к своему городу, уважение к его традициям.
4. «Родная природа» – воспитание экологического сознания, ценностное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.
5. «Мы – Россияне» – формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств.
6. «Служу Отечеству» – формирование представления о Российской армии, о значении победы советского народа в Великой Отечественной войне.
7. «Странички истории» (6-7 лет, подготовительная к школе группа) — воспитание нравственно- патриотических чувств на основе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры и к историческому прошлому России и родного края.