Папки-передвижки

Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей

Ольга Третьякова
Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей

Методическая разработка.

Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

«Россия – это я! Это ты! Это мы!»

Автор: Третьякова Ольга Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» г. Тамбов.

Пояснительная записка.

Маленькая Родина все равно большая,

ведь она единственная.

Ж. Ренар.

Публикация «Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей» размещена в разделах

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Именно в этом возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, любовь к своим ближним, к родным местам, родной стране.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, я считаю, одна из главных задач педагога.

Патриотизм – высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Воспитывать патриотические качества необходимо с раннего детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Яркие впечатления, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Поэтому, я считаю суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы научить детей любить свою семью, родной дом, город, историю и культуру своей страны. Важно помочь ребёнку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.

Актуальность.

Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

В своей воспитательно-образовательной работе задачи направлены на привитие у детей любви к Отечеству и родному городу, воспитания чувств гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование у детей образа героя, защитника своего государства, формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

В комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, так как формирование уважения к традициям и обычаям социума, культурного и экологически грамотного поведения, ценностное отношение к труду взрослых способствует успешной социализации ребенка при поступлении в школу.

В этой связи я решила создать методическую разработку по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Россия – это я! Это ты! Это мы!»

Интеграция образовательных областей способствует повышению качества образовательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию при ознакомлении детей дошкольного возраста с историческим, культурным, природно-экологическим своеобразием родного края.

Цель: заложить основы гражданско-патриотического воспитания личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи образовательной деятельности :

формировать гражданско-патриотические отношения и чувство сопричастности к своему дому, городу, к природе; чувство гордости и ответственности за свою Родину;

развивать познавательный интерес к традициям семьи, детского сада, города, к символике своей Родины;

воспитывать любовь к своей семье, Отечеству, ценностное отношение к природе своего родного края.

Принципы построения системы образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию :

строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей при проведении режимных моментов;

предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Комплексно-тематический – построение образовательного процесса вокруг нескольких тем;

Интеграции – единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, возможность реализации содержания образования в разных видах детской деятельности;

Культурологический – воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края;

Непрерывность и преемственность – внедрение похожих тем на всех этапах и возрастных группах;

Деятельностный подход – любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности;

Историзма — реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

Гуманизации — предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Планируемый результат (целевые ориентиры).

При достижении намеченной цели и решении поставленных задач дети будут:

положительно относиться к родному краю;

уважать традиции семьи;

испытывать гордость за принадлежность к своей стране и её народу;

интересоваться историей своего края, проявлять заботу о природных и культурных ценностях своего края;

дети будут любознательны, решительны, инициативны и уверены в себе;

активно участвовать в различных видах деятельности.

Данная методическая разработка «Россия – это я! Это ты! Это мы!» учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Она включает в себя различные направления и виды деятельности, может реализовываться в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Организация образовательной деятельности предусматривает :

игровую деятельность

развивающие игры: настольно-печатные, дидактические, словесные, сюжетно-ролевые;

— игры-экспериментирования с разнообразными материалами;

коммуникативную деятельность :

— познавательные беседы,

— составление рассказов, сочинение загадок,

— совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;

продуктивную деятельность :

— творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, познавательно, речевой);

познавательно-исследовательскую деятельность :

— исследование, опытное экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

— проектирование решения проблемы;

— целевые прогулки к достопримечательностям города, памятникам;

трудовую деятельность :

— по охране природы и т. д.

— элементы трудового опыта;

музыкальную деятельность :

— выступление на праздниках.

восприятие художественной литературы;

двигательную деятельность;

— спортивные соревнования.

Этапы реализации данной системы рассчитаны на 4 года.

Младший дошкольный возраст:

младшая группа (3-4 года);

средняя группа (4-5 лет).

Старший дошкольный возраст:

Виды деятельности с детьми

Игровая

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Трудовая

Восприятие художественной литературы

Изобразительная

Музыкальная

Этапы

Младший дошкольный возраст:

младшая группа (3-4 года);

средняя группа (4-5 лет).

Старший дошкольный возраст:

старшая группа (5-6 лет);

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Интеграция образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»

Тематический блок «Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»

Образовательная область Задачи Гражданско-патриотическое воспитание

1 Социально- коммуникативное развитие Формирование представлений о безопасном поведении на улицах города, на природе, в быту, развитие трудовой деятельности. Беседы: «Как правильно переходить дорогу»,

«Правила поведения на улицах города»,

«Правила поведения в лесу».

Посильная уборка участка после листопада.

Подкормка птиц.

Высаживание цветов на участке.

2 Познавательное развитие Развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие представлений о мире природы. Составление маршрутов экскурсий и прогулок, составление карты города. Сообщение определённых знаний о семье, городе, стране, символике, природе.

Умение анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.

3 Речевое развитие Формирование интереса к художественной литературе,

развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками. Чтение произведений художественной литературы о семье, городе, природе, стране, армии, о событиях ВОВ. Придумывание сказок, историй. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое, живое слово.

4 Художественно-эстетическое развитие Развитие продуктивной деятельности, детского творчества, развитие музыкально-художественной деятельности. Рисование, изготовление подарков, аппликация. Выражать своё отношение к семье, городу, стране, природе.

Слушание произведений о родине, природе, семье, Великой Отечественной войне. Разучивание песен соответствующей тематики. Эмоционально воспринимать то, что они не могут наблюдать в окружающей жизни, через музыку.

5 Физическое развитие Формирование потребности в двигательной активности, формирование представлений о здоровом образе жизни. Целевые прогулки по территории сада, эколого-оздоровительные походы, подвижные игры,

легкоатлетические эстафеты, участие в спортивных соревнованиях.

Система по гражданско-патриотическому воспитанию разработана блоками с учётом возрастных особенностей детей

1. «В семейном кругу» – формирование представления о семье в системе нравственно- патриотического воспитания

2. «Мой любимый детский сад» – формирование представления о детском саде, развитие коммуникативных способностей.

3. «Город мой Тамбов»воспитание привязанности к своему городу, уважение к его традициям.

4. «Родная природа»воспитание экологического сознания, ценностное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.

5. «Мы – Россияне» – формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране, воспитание патриотических чувств.

6. «Служу Отечеству» – формирование представления о Российской армии, о значении победы советского народа в Великой Отечественной войне.

7. «Странички истории» (6-7 лет, подготовительная к школе группа)воспитание нравственно- патриотических чувств на основе приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры и к историческому прошлому России и родного края.

Публикации по теме:

Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию (подготовительная группа)Квест-игра «Российская армия» по гражданско-патриотическому воспитанию (подготовительная группа) Конспект НОД: "Квест - игра по гражданско- патриотическому воспитанию" (подготовительная группа) Направление: гражданско - патриотическое.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей
Опубликовано: 22 июля 2021 в 20:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД