Папки-передвижки

Методическая разработка «Создание родительского клуба — эффективный метод взаимодействия ДОУ и семьи»

Надежда Алексеенко
Методическая разработка «Создание родительского клуба — эффективный метод взаимодействия ДОУ и семьи»

Актуальность

"От того, как прошло детство, кто вел

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш".

/ В. А Сухомлинский. /

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из основных направлений, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Публикация «Методическая разработка „Создание родительского клуба — эффективный метод взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

Новизна.

Новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Исходя из ФГОС дошкольного образования, в новых формах взаимодействия с родителями используется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загиг, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А. Маткова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др., позволили выявить на ряду с уже используемыми традиционными формами взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей, новые инновационные технологии организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Остановимся на некоторых инновационных формах работы с семьей. Которые применяются в нашем учреждении.

Почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет делиться своими мыслями с воспитателями эффективно, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Говорящий блокнот. Это тетрадь, в которой родители могут обратиться с вопросами к специалистам, заведующей, другим сотрудникам учреждения письменно, задать интересующие их вопросы.

Родительский клуб. Обычно проходит в четыре заседания. Темы выбираются с учетом пожелания родителей ("Как сохранить здоровье", " Взрослые глазами ребенка" и т. д.)

Дневник группы. В " Дневнике" отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные мероприятия.

Визитная карточка. С помощью визитной карточки вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах.

Информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, продукты коллективного детского творчества.

Досуги. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желания сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

Выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические. Например: "Дары осени", " Кукла в национальном платье", и т. д.

Спортивные праздники. Родители совместно с детьми принимают участие в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Библиотека" мамины книжки". Книги для этой библиотеки создают родители, помещая туда рассказы родителей о своих детях.

Родительские конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщения. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", " Приобщение детей к национальной культуре" и т. д.). Завершить конференцию можно совместным концертом детей, родителей и педагогов.

Круглый стол с родителями. Эта форма взаимодействия позволяет в нетрадиционной обстановке с участием специалистов, обсудить с родителями актуальные проблемы. На обсуждение приглашаются родители, письменно или устно выразившие желания участвовать в обсуждениях.

Одной из таких новых форм в нашей группе стал семейный клуб «Содружество», занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Основными целями и задачами работы семейного клуба являются:

- объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

- повышение педагогической компетентности родителей;

- укрепление детско-родительских отношений;

- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми;

- расширение способов и методов работы с родителями;

- привлечение родителей к активному участию в деятельности.

Родительский клуб позволит каждому воспитателю, а также дошкольному учреждению в целом

- заслужить доверие к детскому саду;

- увеличить уровень вовлеченности родителей во все виды деятельности учреждения;

- повысить рейтинг учреждения.

Современные тенденции развития образования.

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.

Этот вывод особенно важен для системы дошкольного образования, где роль взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 17 октября 2013 года и вступившем в силу с 1 января 2014 года большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей.

В параграфе 1.4. «Основные принципы дошкольного образования» одним из принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей. В параграфе 1.6. выделяется задача: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко неудовлетворенны качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть защищенными, не формируют у детей способности к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляют серьезные претензии к родителям с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранение здоровья, в развитии своих интересов.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность поиска различных форм сотрудничества детского сада и семьи.

Однако реальная практика обнаруживает определенный консерватизм, ориентированность педагогов дошкольных образовательных учреждений на традиционные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников. Для большинства педагогов характерна недостаточно высокая активность в освоении и применении широкого арсенала методов и средств взаимодействия с родителями.

Диагностический анализ.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству и литературе – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству и литературе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.

С целью выявления педагогических установок родителей, для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей, а также для определения уровня созданных условий для художественно-эстетического развития ребенка было проведено анкетирование родителей первой младшей группы.

Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Большинство родителей не считают важным сохранять детские работы и рисунки, не читают детям книги в свободное или вечернее время. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Большая часть родителей испытывают трудности в воспитании ребенка, выборе методов, наблюдается нехватка педагогического опыта, неумение создать условия для совместной деятельности. Больше 65% родителей нуждаются в консультациях и рекомендациях воспитателей и специалистов ДОУ в основном для организации совместной деятельности дома, организации способов развития речи, формированию навыков эффективного общения, творческих способностей, а также для повышения уровня педагогических навыков.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание социально-личностному и художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Практическая часть.

Участники работы клуба: родители, воспитатели, администрация ДОУ, специалисты.

Все участники клуба руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач.

В клуб объединяются родители воспитанников одной возрастной группы.

Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости.

К занятиям готовятся все участники: воспитатель, родители, дети.

Тематический план.

№ п/п Тема Кол-во часов

1. Во саду ли, в огороде 5

2. Новогодние посиделки 4

3. Будущие защитники 2

4. Со сказкой дружите – семьей дорожите 7

5. Весна, весна на улице! 4

6. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья 5

Итого:27 часов

Заключение.

Освоение педагогами и родителями новых моделей и форм взаимодействия способно улучшить для ДОУ ситуацию, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть возможности развития взаимоотношений " ребенок - родители - педагог". Чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.

Перспективы использования материалов.

Данная методическая разработка может использоваться педагогами как дошкольного, так и начального школьного образования, учреждений общей направленности и специализированных, коррекционных учреждений. Педагоги дополнительного образования так же могут применять данную разработку или отдельные её составляющие в своей работе.

Литература:

1. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ»/автор-сост. : Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. – М., 2004 г.

2. Волжина О. И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/2001г. №4

3. Н. С. Голицына, И. М. Шумова. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Москва. "Скрипторий". 2007

4. М. А. Давыдова. «Спортивные мероприятия для дошкольников». Москва. "Вако". 2007

5. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. «Работа с родителями в ДОУ» - М., 2005г.

6. Т. А. Евтюкова «45 занимательных викторин»; Новосибирск 2007 г.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»/Методический аспект/ - М., 2005г.

8. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка» М., 1997г.

9. М. Ю. Картушина. Сценарии оздоровительных досугов для детей. Москва. "Сфера". 2004.

10. Лобза О. В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни», 2000г.

11. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М., 2004г.

12. «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова. Ставрополь. 1997г.

13. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»; Генезиз. 2010 г.

14.. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

Публикации по теме:

«Технология проведения родительского собрания» Методическая разработка Тема родительского собрания: «Зоны ответственности». Актуальность: В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» № 273 от 29.12.12.

Консультация для клуба молодой семьи «Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ» Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Методическая разработка конспекта родительского собрания «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Возрастные особенности детей 6-7 лет. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки.

Методическая разработка родительского собрания «Игра — забава» Круглый стол для родителей «Игра – забава?» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами за нашим круглым столом. Предлагаем.

Методическая разработка родительского собрания на тему «Нетрадиционные техники ИЗО» Цель: Воспитывать интерес к творчеству; развивать творчество, как детей, так и их родителей; продолжать знакомить с нетрадиционными техниками.

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают.

Разработка организационно-методического характера в рамках работы родительского клуба «Ребенок на защите отношений» РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАМКАХ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РЕБЁНОК НА.

Образовательный маршрут выходного дня как эффективный способ взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС  Семья – это базовая ячейка, которая дает ребенку ощущение психологической защищенности, социальную поддержку. Именно в этом и есть значение.

«Юные патриоты нашей Родины». Методическая разработка мероприятия в рамках взаимодействия с родителями Тема: «Юные патриоты нашей родины» Цель: формирование у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Создание родительского клуба — эффективный метод взаимодействия ДОУ и семьи»
Опубликовано: 24 января 2018 в 21:50
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД