Надежда Алексеенко
Методическая разработка «Создание родительского клуба — эффективный метод взаимодействия ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
"От того, как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
/ В. А Сухомлинский. /
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из основных направлений, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Публикация «Методическая разработка „Создание родительского клуба — эффективный метод взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.
Новизна.
Новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.
Исходя из ФГОС дошкольного образования, в новых формах взаимодействия с родителями используется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Анализ психолого - педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загиг, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А. Маткова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др., позволили выявить на ряду с уже используемыми традиционными формами взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей, новые инновационные технологии организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Остановимся на некоторых инновационных формах работы с семьей. Которые применяются в нашем учреждении.
Почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет делиться своими мыслями с воспитателями эффективно, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Говорящий блокнот. Это тетрадь, в которой родители могут обратиться с вопросами к специалистам, заведующей, другим сотрудникам учреждения письменно, задать интересующие их вопросы.
Родительский клуб. Обычно проходит в четыре заседания. Темы выбираются с учетом пожелания родителей ("Как сохранить здоровье", " Взрослые глазами ребенка" и т. д.)
Дневник группы. В " Дневнике" отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные мероприятия.
Визитная карточка. С помощью визитной карточки вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах.
Информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, продукты коллективного детского творчества.
Досуги. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желания сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.
Выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические. Например: "Дары осени", " Кукла в национальном платье", и т. д.
Спортивные праздники. Родители совместно с детьми принимают участие в спортивных соревнованиях и развлечениях.
Библиотека" мамины книжки". Книги для этой библиотеки создают родители, помещая туда рассказы родителей о своих детях.
Родительские конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщения. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", " Приобщение детей к национальной культуре" и т. д.). Завершить конференцию можно совместным концертом детей, родителей и педагогов.
Круглый стол с родителями. Эта форма взаимодействия позволяет в нетрадиционной обстановке с участием специалистов, обсудить с родителями актуальные проблемы. На обсуждение приглашаются родители, письменно или устно выразившие желания участвовать в обсуждениях.
Одной из таких новых форм в нашей группе стал семейный клуб «Содружество», занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Основными целями и задачами работы семейного клуба являются:
- объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
- повышение педагогической компетентности родителей;
- укрепление детско-родительских отношений;
- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми;
- расширение способов и методов работы с родителями;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности.
Родительский клуб позволит каждому воспитателю, а также дошкольному учреждению в целом
- заслужить доверие к детскому саду;
- увеличить уровень вовлеченности родителей во все виды деятельности учреждения;
- повысить рейтинг учреждения.
Современные тенденции развития образования.
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.
Этот вывод особенно важен для системы дошкольного образования, где роль взаимодействия педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников выдвигается на передний план. От согласованных действий педагогов и родителей, в конечном счете, зависит качество воспитания, обучения и развития детей. Взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки и соответствующего руководства.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 17 октября 2013 года и вступившем в силу с 1 января 2014 года большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей.
В параграфе 1.4. «Основные принципы дошкольного образования» одним из принципов воспитания выделяется сотрудничество Организации с семьей. В параграфе 1.6. выделяется задача: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко неудовлетворенны качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть защищенными, не формируют у детей способности к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляют серьезные претензии к родителям с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранение здоровья, в развитии своих интересов.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность поиска различных форм сотрудничества детского сада и семьи.
Однако реальная практика обнаруживает определенный консерватизм, ориентированность педагогов дошкольных образовательных учреждений на традиционные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников. Для большинства педагогов характерна недостаточно высокая активность в освоении и применении широкого арсенала методов и средств взаимодействия с родителями.
Диагностический анализ.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству и литературе – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству и литературе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей.
С целью выявления педагогических установок родителей, для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей, а также для определения уровня созданных условий для художественно-эстетического развития ребенка было проведено анкетирование родителей первой младшей группы.
Анкетирование родителей выявило: только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Большинство родителей не считают важным сохранять детские работы и рисунки, не читают детям книги в свободное или вечернее время. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Большая часть родителей испытывают трудности в воспитании ребенка, выборе методов, наблюдается нехватка педагогического опыта, неумение создать условия для совместной деятельности. Больше 65% родителей нуждаются в консультациях и рекомендациях воспитателей и специалистов ДОУ в основном для организации совместной деятельности дома, организации способов развития речи, формированию навыков эффективного общения, творческих способностей, а также для повышения уровня педагогических навыков.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Именно поэтому наш детский сад уделяет большое внимание социально-личностному и художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Практическая часть.
Участники работы клуба: родители, воспитатели, администрация ДОУ, специалисты.
Все участники клуба руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач.
В клуб объединяются родители воспитанников одной возрастной группы.
Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости.
К занятиям готовятся все участники: воспитатель, родители, дети.
Тематический план.
№ п/п Тема Кол-во часов
1. Во саду ли, в огороде 5
2. Новогодние посиделки 4
3. Будущие защитники 2
4. Со сказкой дружите – семьей дорожите 7
5. Весна, весна на улице! 4
6. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья 5
Итого:27 часов
Заключение.
Освоение педагогами и родителями новых моделей и форм взаимодействия способно улучшить для ДОУ ситуацию, когда отсутствует полноценное системное взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть возможности развития взаимоотношений " ребенок - родители - педагог". Чем лучше налажено общение между семьей и педагогами, тем большую поддержку получит ребенок. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели.
Перспективы использования материалов.
Данная методическая разработка может использоваться педагогами как дошкольного, так и начального школьного образования, учреждений общей направленности и специализированных, коррекционных учреждений. Педагоги дополнительного образования так же могут применять данную разработку или отдельные её составляющие в своей работе.
Литература:
1. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников ДОУ»/автор-сост. : Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. – М., 2004 г.
2. Волжина О. И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/2001г. №4
3. Н. С. Голицына, И. М. Шумова. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Москва. "Скрипторий". 2007
4. М. А. Давыдова. «Спортивные мероприятия для дошкольников». Москва. "Вако". 2007
5. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. «Работа с родителями в ДОУ» - М., 2005г.
6. Т. А. Евтюкова «45 занимательных викторин»; Новосибирск 2007 г.
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»/Методический аспект/ - М., 2005г.
8. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка» М., 1997г.
9. М. Ю. Картушина. Сценарии оздоровительных досугов для детей. Москва. "Сфера". 2004.
10. Лобза О. В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни», 2000г.
11. Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М., 2004г.
12. «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова. Ставрополь. 1997г.
13. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»; Генезиз. 2010 г.
14.. Фомичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.