Папки-передвижки

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников»

Марина Юрьевна Пешехонова
Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников»

Методическая разработка

Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию я предусмотрела воспитательно - коррекционные мероприятия в данном направлении. Поэтому я решила стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Публикация «Методическая разработка „Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников“» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений. Это заметно и на музыкальных занятиях, и на физкультурных. Поэтому в коррекционную работу я включила использование музыки, серию сюжетных физических упражнений – комплексов. Они обеспечивают формирование зрительно-моторной координации.

Когда я начала работать с четырехлетними детьми, я заметила, что дети с ОНР испытывают некоторые трудности в определении цвета, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий, причем перенос этот не является стойким. Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают их и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающими ОНР, необходимо проводить специальную работу.

Решению всех этих проблем будет способствовать моя разработка. Использовать ее можно в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с нарушением речи. В массовых детских садах цикл занятий может быть проведен, уже начиная со второй младшей группы.

Цель разработки : Интегрирование целей, разработка и систематизация наиболее эффективных средств и методов в детском саду (показать роль развития моторики для успешного обучения детей с нарушением речи в массовой школе).

Цели включают в себя задачи:

- формирование правильной речи детей через развитие моторики;

- развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, т. е. формировать умение успешно управлять процессами творчества;

- развитие детского литературного творчества (составила рассказы по цветным квадратам).

Развивается моторика развивается речь развиваются психические процессы.

Моя авторская методика, разработана с учетом требований ФГОС. Моя методика предполагает интеграцию всех пяти образовательных областей и охватывает период дошкольного детства (3-7 лет).

Основной формой работы с дошкольниками и ведущими видами их деятельности является игра. Поэтому мной были включены игровые упражнения на создание положительного эмоционального настроя, снижение эмоционального напряжения и скованности ребенка, развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Предлагаемые мною комплексы корректирующих гимнастик способствуют развитию зрительно – моторной координации, а нетрадиционные способы рисования развивают мелкую моторику пальцев рук.

Чтение цветных сказок, составление небольших рассказов по одному цветному квадрату с рисованием рисунка к нему, а затем составление рассказа по 10 – 12 квадратам и рисованием пейзажного рисунка формируют правильную речь ребенка, развивает психические процессы, тесно связанные с речью, развивают детское литературное творчество.

Результат работы – это создание книги, состоящей из рассказов ребенка и рисунков к ним. Это метод тройственного сотрудничества (ребенок – воспитатель – родитель).

Для стимуляции речевого развития и мелкой моторики пальцев рук я предлагаю логотренажер «шуршик». Для изготовления необходима крупа и воздушные шарики. Делаем его вместе с ребенком. Большой мячик – папа «шурш», средний мячик – мама «шуршиха», маленький мячик – ребенок «шуршик».

Дети младшего дошкольного возраста катают ладошками мячик, раскатывают его, обследуют пальчиками, а дети старшего дошкольного возраста, еще используют его для проговаривания скороговорок.

Данная методика способствует хорошей подготовке к обучению в школе, у детей исчезает скованность движений, кисти рук приобретают хорошую подвижность, возрастают уровни развития внимания, памяти, мышления, формируется правильная речь.

Мною разработаны пальчиковые тренинги: «овощи на огороде», «лесные звери», и другие. Они включают в себя загадки и моделирование отгадок из пальчиков, звукопроизношение. От выпуска к выпуску уровни развития психических процессов стабильно увеличиваются, что подтверждено педагогической диагностикой. Большинство детей поступают в гимназические классы школ, также дети учатся в лицеях. Поддерживая тесную связь со своими выпускниками, я знаю, что многие из них являются отличниками, хорошистами.

рассматривается тенденция к увеличению числа детей, поступающих в гимназические классы, что говорит о хорошей подготовке детей с нарушениями речи в детском саду, об эффективности моей разработки.

Материал хорошо усваивается детьми и не приводит к перегрузкам.

Со своей авторской разработкой неоднократно участвовала в городских, областных и Всероссийских конкурсах, где становилась победителем, имею награды и публикации.

Разработала и написала перспективное планирование по теме, проводила открытые просмотры для гостей, коллег. Тесно сотрудничаю с родителями.

Работа дала положительные результаты, и я бы хотела поделиться опытом своей работы:

I. Работу начинаю с четырехлетними детьми.

1). В средней группе я составила пособие «Путешествие по разноцветным сказкам». Читала детям сказки: «Желтая сказка», «Зеленая сказка» и др. Каждая сказка включала в себя игровой материал по развитию мелкой и общей моторики у детей. Заканчивалась сказка практическим заданием: нарисовать желтое солнышко, сделать аппликацию красного мухомора… Была проведена по этому пособию систематическая работа по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи. Занятий – 11.

2). Мною был составлен альбом «Цветной мир вокруг нас» для средней группы, каждое познавательное занятие включало в себя стихотворение о данном цвете, детям предлагалось раскрасить предметы данным цветом, ответить на вопрос тип «Что еще бывает красным?»… Занятий – 11.

Всего проводилось 2 занятия в месяц, Занятия все были игровые по развитию речи.

II. В старшей группе мною был составлен альбом «Ты знаешь этот цвет Дети учили стихотворение о цвете, раскрашивали сюжетную картинку о данном цвете. Затем предлагала цветной квадрат и спрашивала : «На что он похож? Что бывает такого цвета? Дети называют на основе ассоциаций с реалиями окружающего мира: красный цветок, красная бабочка… Затем составляли предложение с этим словом: «Красная бабочка села на красивый цветок». Потом каждый ребенок выбирал цвет радуги по своему желанию и составлял рассказ, в котором много раз повторялся данный цвет. Я записывала этот рассказ, и ребенок рисовал пейзажный рисунок по этому рассказу. Таким образом, в старшей группе мы составляли с детьми «Альбом цветных рассказов по цветам радуги», где были детские рисунки и рассказы к ним (на один цвет). Занятий – 18.

III. В подготовительной группе я составила альбом «Времена года в пословицах и поговорках». Дети учили шуточное стихотворение о времени года, выполняли познавательные задания, читали поговорки сами о каждом месяце, раскрашивали картинку о примете каждого месяца года. Затем детям предлагались цветовые квадраты (10-15 штук) различных цветов, на основе которых придумывался рассказ. Ребенок сам выбирал себе цветные квадраты нужного цвета, составлял рассказ на тему «Мое любимое время года». Затем по этому рассказу рисовал пейзажный рисунок. Таким образом, в подготовительной группе мы составляли еще один альбом «Разноцветных рассказов», но на основе не одного цвета, как в старшей, а на основе 10-15 цветов. Цветные рассказы развивают детское литературное творчество, развивают речь и обогащают ее, но при этом развивается и моторика рук, совершенствуются психические процессы, тесно связанные с речью. Занятий – 28.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Пескотерапия как инновационный метод работы с детьми» В нашем дошкольном учреждении ведется работа по пескотерапии. Для игр с песком в нашей группе имеется световой стол и (СЛАЙД № 2)оформлена.

Инновационный проект «Школьное радио как часть модели внутренних коммуникаций открытой школы» Введение «Профориентация для старших классов необходима, она должна возвращаться в школы. Знакомить наших школьников с профессиями, которые.

Методическая разработка для развития речи у дошкольниковМетодическая разработка для развития речи у дошкольников Для развития ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти и внимания; для развития таких психических функций, как мышление, внимание,.

Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь.

Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе» Данная методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей ДОУ. Дошкольное детство-важнейший период в становлении личности.

Методическая разработка НОД по эксперементированию в средней группе «Свойства воды. Цветные льдинки-Ренкли бузчыкълар»Методическая разработка НОД по эксперементированию в средней группе «Свойства воды. Цветные льдинки-Ренкли бузчыкълар» Конспект занятия в средней группе «Свойства воды. Цветные льдинки» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды. Задачи:.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги. В. А. Сухомлинский.

Методическая разработка проекта «Как мы устроены» Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога, разработанная для достижения целевых ориентиров при реализации образовательной.

Проект «Логоритмика, как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению их здоровья» Описание проекта: Пояснительная записка. Воспитание здоровых, активных, творческих детей – приоритетное направление деятельности всего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников»
Опубликовано: 14 октября 2017 в 20:05
+754Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 260.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД