Приложение МААМ

Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе»

Ольга Годованая
Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы

Данная методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей ДОУ.

Дошкольное детство-важнейший период в становлении личности ребёнка. Он является первой начальной ступенькой социализации дошкольника. Именно в процессе музыкальных игр, дети приобретают не только музыкальные знания, но у них, также, формируются необходимые черты личности, развиваются коммуникативные способности.

Публикация «Методическая разработка „Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе“» размещена в разделах

Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе».

Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Академия детства»,

г. Нижний Тагил Свердловской области.

Стать личностью человек может только в результате общения и взаимодействия с другими людьми. И важным периодом в становлении личности, коммуникативном развитии является дошкольное детство. Этот период является первой, начальной ступенькой социализации ребёнка, приобщение его к культурным и общечеловеческим ценностям, установлением самых первых отношений со взрослыми и сверстниками, предметами, природой, а также с собственным внутренним миром.

В последние годы, в связи с ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, занятостью родителей, эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Дети всё больше времени проводят за компьютером или у телевизора, меньше получая живое общение. И мы, педагоги, должны помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Поэтому, в настоящее время, усиление социальной направленности системы дошкольного образования и создание необходимых условий для социализации, является одним из основных направлений ФГОС, неоднократно указывающий на позитивную социализацию ребёнка, которую следует рассматривать не только как обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение им нового опыта с радостью и удовольствием, а ещё как умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих результатов, выстраивая своё поведение и деятельность с учётом потребностей и интересов других.

В работе с дошкольниками мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения, а, в частности, это -музыкальная игра, самый органичный из всех видов музыкальной деятельности, дающая возможность ребёнку выражать свои переживания через игру и показать свои творческие возможности. Игровая методика позволяет дошкольникам легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. При создании благоприятной психологической атмосферы в группе педагог не будет иметь проблем с дисциплиной воспитанников.

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное содержание музыкальных произведений; пробуждает у ребёнка потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе музыкальных игр дети приобретают не только музыкальные знания, но у них формируются необходимые черты личности, развиваются коммуникативные способности.

Большую роль в этом играют музыкальные коммуникативные игры, представляющие собой синтез музыки с речью, движением, с тактильным и зрительным ощущением ребёнка, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. Это игры с пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами, игры - танцы.

Происхождение коммуникативных танцев – игр связано с фольклором разных народов. К ним, практически, относится весь детский фольклор (частушки, прибаутки, потешки). Разучивая игры, дошкольники знакомятся с культурой различных стран, открывая для себя разнообразие национальных характеров и традиций. Также это может быть и обычная сюжетно – ролевая игра, с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Тактильный контакт друг с другом способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализует социальный климат в детском коллективе. Здесь нет исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Очень важно, что этот момент исключает процесс оценивания, что раскрепощает ребёнка, снимает физическую зажатость, даёт ему возможность почувствовать себя увереннее, помогает более ярко раскрыть свои индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные музыкальные игры – это, своего рода, школа освоения навыков сотрудничества и формирование умений: здесь отрабатывается умение действовать не только в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, а и умение согласовывать движения с музыкой, передавать в движениях характер музыки, реагировать на смену музыкальных частей произведения сменой движений, отмечать окончание звучания музыкальной пьесы, развитие динамического и ритмического слуха и совершенствование качества движений.

Для эффективности и улучшения педагогического процесса, коммуникативные музыкальные игры можно сгруппировать следующим образом:

- игры на внимание;

- игры на перестроение;

- танцы со сменой партнёра;

- сюжетные танцы-игры.

В зависимости от подготовленности дошкольников, педагог может самостоятельно моделировать игры, меняя музыкальное сопровождение и построение движений, т. е. творчески подходить к музыкально-ритмической деятельности. Кроме того есть возможность закреплять в игровой форме некоторые более сложные движения. Таким образом, идёт постепенное развитие двигательных способностей детей.

Некоторые коммуникативные музыкальные игры предполагают элементы индивидуального исполнения. Из опыта работы каждый педагог знает, что не все дети могут выйти в круг и станцевать. Поэтому, застеснявшемуся ребёнку, можно предложить разные варианты: потанцевать вместе со взрослым, с другим ребёнком и т. д. В данном случае задача педагога направлена на эмоциональную поддержку робких детей.

Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения некоторых условий:

- умения принимать детей такими, какие они есть;

- учета индивидуальности каждого ребёнка;

- умения принять любой выбор ребёнка;

- желания играть вместе с детьми;

- способности к импровизации в зависимости от обстоятельств;

- доброжелательное отношение к воспитанникам;

- умения идти в работе от потребностей ребёнка;

- поощрения инициативы детей.

Музыкально-ритмическая деятельность тесно связана с театрализованным творчеством. Когда маленькие артисты одновременно декламируют, поют и танцуют в соответствии с характером своего драматического образа, достигается та цель, ради которой и существует театр-яркий всплеск эмоциональной изобразительности, который помогает развитию творческой личности и предотвращает возникновение психологических срывов у детей. Театрализованная деятельность также направлена на формирование чувств, соучастия, сопереживания. А музыкальный руководитель является одновременно ещё и режиссёром, и постановщиком как сказочных представлений, так и мини-спектаклей, где взаимодействуют все виды музыкальной деятельности, не исключая музыкальных коммуникативных танцев и игр.

В музыкально-театрализованном творчестве можно выделить основные виды деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей :

- пение (слушать пение педагога, товарища и подстраивать свой голос под их пение; пение по- цепочке, в небольших ансамблях, с солистами; различны творческие задания: придумай и спой песенку, закончи мелодию и др.).

- восприятие музыки (слушать музыку вдумчиво, высказываться только по её окончании, правильно подбирать слова и т. д.).

- игра в оркестре (исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания вовремя вступать и др.).

- музыкально-ритмические движения ( культура поведения: мальчикам уметь пригласить девочку на танец, а затем проводить на место по его окончании и т. д.).

- игры (музыкальные, дидактические, подвижные, речевые и др.).

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми- на праздниках, досугах, в НОД и в качестве динамической паузы, а также для совместных игр-танцев с родителями. Это стало особенно актуально в настоящее время, поскольку совместные мероприятия с родителями стали проводиться практически повсеместно. Играя вместе с детьми, родители учатся выстраивать свои отношения с ребёнком, являясь на таких мероприятиях не только гостями и зрителями, но и активными исполнителями, принимающими участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

Педагоги давно отметили, что каков ребёнок в игре, таким, в значительной степени, он будет и в жизни. Поэтому задача нас, взрослых, помочь детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим этому ребёнка, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше мы, взрослые и наши дети, будем понимать друг друга.

Публикации по теме:

Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска. «Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации».

Национально-региональный компонент как способ социализации воспитанника Россия - многонациональная страна. Каждый регион уникален,это отчетливо отображается на формировании предметно-пространственной среды детских.

Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь.

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги. В. А. Сухомлинский.

Методическая разработка «Зимние игры и забавы»Методическая разработка «Зимние игры и забавы» Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию методическую разработку по теме " Зимние игры и забавы". Данный материал составлен для работы.

Методическая разработка по экологическому воспитанию «Огород в детском саду»Методическая разработка по экологическому воспитанию «Огород в детском саду» Огород в детском саду. Цель: познакомить детей с процессом посадки лука на грядке детского сада и дальнейшим уходом за ним. Задачи: -уточнить.

Методическая разработка «Посади дерево в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» Методическая разработка Непосредственно образовательной.

Методическая разработка проекта «Как мы устроены» Методическая разработка совместной деятельности детей и педагога, разработанная для достижения целевых ориентиров при реализации образовательной.

Методическая разработка проведения деловой игры с педагогами ДОУМетодическая разработка проведения деловой игры с педагогами ДОУ «Своя игра" Цель игры: повышение уровня практических и теоретических знаний, развитие атмосферы творческого общения и сотрудничества, повышение.

Проект «Влияние сюжетно-ролевой игры на коммуникативные навыки дошкольников» МКДОУ №5 Проект Тема: «Влияние сюжетно – ролевой игры на коммуникативные навыки дошкольника» Разработали воспитатели: Марушкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе»
Опубликовано: 14 мая 2017 в 08:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Коммуникативные музыкальные игры как способ социализации дошкольников в детском коллективе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Годованая (УИ 393260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД