Виктория Ромкина
Методическая разработка «Развитие речи у детей раннего возраста»
Развитие речи — это один из основных этапов общего развития человека. Именно с помощью слов мы можем выражать свои мысли, эмоции и желания. Процесс формирования речи имеет важное значение в развитии ребенка. Помимо способности понимать устную и письменную речь, а также умения говорить и писать самостоятельно, сюда также входят дикция и верная эмоциональная окраска речи, а также интонация и грамотное построение фраз. Первый этап развития речевого аппарата начинается уже в младенческом возрасте, далее речь совершенствуется буквально всю жизнь.
Публикация «Методическая разработка „Развитие речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ранний возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.
Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активной речи может и не быть этого слова «конструктор». Но если попросить малыша принести с полки конструктор, он принесет именно его. Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу в речевом развитии детей. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий.
Необходимо правильно соблюдать речевой режим: говорить с ребенком эмоционально-положительно, четко проговаривая звуки, простыми предложениями, создавать ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к взрослым с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?».
Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье (показываем на печенье? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов. Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать музыку.
«Петушок»
Цель игры: развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.
Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям:
Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.)
Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.
(Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо, что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.)
Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь!
После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.
Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку».
Игра повторяется 3-4 раза
«Конь»
Цель игры: развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры: дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру. - говорит воспитатель.
Игру можно повторить, меняя ребенка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…".
«На птичьем дворе»
Цель игры: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение
Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра
- Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
- Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
- Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху
- Грру-грру-у-грру-грру-у!
Наши курочки в окно
- Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.