Сапунова Анна Владимировна
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития монологической и диалогической речи.
Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности познания окружающего мира, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.
Исследователи в целом выделяют типичные проблемы речевого развития дошкольника :
• бедность речи, недостаточность словарного запаса;
• неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
• неумение логически обосновывать свои утверждения и выводы;
• отсутствие навыков культуры речи;
• бедность диалогической речи, неумение грамотно построить беседу, сформулировать вопрос и дать на него развернутый ответ;
• неспособность построить монолог, например, описательный рассказ или рассказ по серии сюжетных картинок, сложности при пересказе текста.
Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения».
Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно».
Для диалога характерны : «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки».
Выделяют ряд диалогических умений
• Собственные речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника);
- проявлять инициативу в общении, переспрашивать;
- доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора
- сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
- говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
• Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.
• Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.
• Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Алгоритм формирования диалогической речи
Для детей 4-5 лет :
• формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
• развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы, отвечать на них.
Для детей 5-6 лет :
• учить занимать активную позицию в диалоге.
• стимулировать собственные высказывания детей – вопросов, ответов, реплик.
Для детей 6-7 лет :
• совершенствовать навыки ведения диалога.
• развивать познавательное общение.
• повышать речевую коммуникативную культуру.
В детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку она является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста.
В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т. д. Все это позволяет развивать речевую активность : овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.
Сюжетно-ролевая игра способствует :
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
- формированию грамматического строя языка и т. д.
3 этапа формирования сюжетно-ролевой игры :
На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. Игры отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели используют элементы обучающих игр: дидактических, театрализованных, пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики, которые способствуют развитию речи.
На втором этапе (3 года – 5 лет) педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьми игру протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Учитывая этапы формирования сюжетно-ролевой игры, педагог выбирает
• метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей.
• метод косвенного воздействия на игру детей. Где роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.
Выделяю следующие виды сюжетно-ролевых игр :
1. Игры на бытовые сюжеты : в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может выступать в качестве средства развития речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку в таких играх инсценируются различные модели жизненных ситуаций, у детей возникает естественная потребность в инициативной речи. К тому же, эффективное использование сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей свидетельствует о том, что обогащается словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, речь носит активный и ролевой характер и т. д.