Оксана Еничева
Разработка технологических карт по развитию сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек обладает потенциалом двигаться
в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной
ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации,
личностного и профессионального роста.
В. Э. Пахальян
С введением ФГОС ДО в воспитательно-образовательное пространство ДОО по - прежнему остаются актуальными вопросы развития детской игры. В разработке рассматриваются вопросы системного подхода к организации сюжетной игры с детьми младшего дошкольного возраста, представлена одна из форм планирования – технологическая карта.
Публикация «Разработка технологических карт по развитию сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детских садов, непосредственно работающему с детьми и другим участникам образовательного процесса, а также студентам дошкольных отделений педагогических коллеждей и вузов.
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
- Характеристика сюжетно-ролевой игры на современном этапе.
- Дидактический анализ содержания технологических карт.
3. Заключение
4. Список использованных источников.
5. Приложение
Введение
С введением ФГОС ДО в воспитательно-образовательное пространство ДОО по – прежнему остаются актуальными вопросы развития детской игры. Особое значение приобретает планирование.
Вопросы планирования игровой деятельности достаточно спорны и неоднозначны. Если исходить из того, что педагог должен идти от ребенка, то запланировать заранее игру, ее сюжет, проблематично. В то же время оставлять стихийным процесс развития игровой деятельности дошкольников нельзя.
Отдавая должное место самодеятельным играм, мы не должны забывать, что они не возникают сами собой, но «обучение» игре носит крайне специфический характер, в корне отличный от обучения, например, продуктивным видам деятельности и др. Очень точно это выразила Ф. И. Фрадкина, подчеркнув, что «игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом стоит заявлять достаточно смело. Но научить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в итоге развития, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие».
Выбору темы методической разработки послужили следующие причины: игровая позиция воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры слабая, а порой отсутствует полностью, а также из-за того, что педагоги системно не формируют игровые умения у воспитанников при организации сюжетно-ролевой игры, а подменяют ее самостоятельной деятельностью детей, самостоятельная сюжетная игра слабо изменяется. Не возникает установка на продумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые воспитанниками, однообразны, просты и в основном по одной теме.
Разработка технологических карт по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста, один из выходов из сложившейся ситуации. Данные технологические карты разработаны на основе метода комплексной поддержки самодеятельных игр. Метод был разработан С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной и впервые опубликован еще в 1979 году.
В данной разработке раскрывается конкретная тактика поведения взрослого в совместной игре с детьми
Основная часть
Характеристика сюжетно-ролевой игры на современном этапе.
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д. А. В. Запорожец в связи с этим писал, что детская игра — «это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности»
Что же мы имеем в настоящее время? К сожалению мы сталкиваемся с феноменом, связанным с примитивизацией детских игр. Основная причина данной ситуации – это простое невмешательство взрослых. Причем, одни это делают просто потому, что не считают нужным вообще наблюдать за детской игрой – играют себе и играют, главное – чтобы без драк и ссор; а другие занимают вполне принципиальную позицию, искренне считая, что в детскую игру не следует вмешиваться. В итоге мы имеем, то что имеем.
Оставляя право выбора игры за ребенком, педагогу нужно постараться увидеть ближайшие перспективы и грамотно спрогнозировать развитие игровой деятельности детей. В соответствии с программными задачами, индивидуальными особенностями и интересами каждого ребенка.
Мы предлагаем педагогам в своей работе использовать технологические карты по развитию сюжетно-ролевой игры в младшей группе. Данные карты разработаны нами на основе метода комплексной поддержки самодеятельных игр, разработанный С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной и дополнены разделом «взаимодействие с семьями воспитанников». При разработке особое внимание обращалось на то, чтобы решались задачи не только полноценного образования детей по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям, но и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников. Если выделить самые основные, первоочередные задачи, то их можно сформулировать следующим образом:
- обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться никакими дополнительными дидактическими образовательными задачами. Если возникает необходимость, чтобы включить подобные задачи в ту или иную игру, то педагог делает это не в рамках организованных совместных игр, но не в рамках самостоятельных. Здесь инициатива остается за детьми: они получают возможность действовать самостоятельно, ставить свои игровые задачи, реализовывать их в собственной деятельности и т. п.
Дидактический анализ содержания технологических карт.
Содержание технологических карт включает в себя четыре компонента метода комплексной поддержки самодеятельных игр (С. Л. Новоселовой, Е. В. Зворыгиной) :
- обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
- обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
- создание развивающей предметной среды;
- активизирующее общение взрослых с детьми.
Рассмотрим подробнее содержание каждого аспекта.
Обогащение опыта и знания детей. Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления и о предметном мире, и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причем эти знания должны иметь не столько «энциклопедический», сколько практический, действенный характер, это должно быть «живое» знание, такой опыт, который ребенок мог бы применить на практике.
Смысл игры в том, что она позволяет действовать практически там, где реальная действительность недоступна. За счет этого в игре происходит уточнение тех знаний. Представлений, которые охватывают все более и более отдаленные сферы действительности, создавая зону не только ближайшего развития и перспективного развития. Уже к среднему дошкольному возрасту дети активно включают в свои игры знания, полученные опосредованно (из книг, фильмов, рассказов взрослых и пр., которые превосходят реальный практический опыт ребенка. Проигрывая эти содержания, дети по-своему осмысливают заинтересовавшую их сферу деятельности, строя ее модель в своей игре, активно преобразуя и достигая ее. Эту важную роль игры подчеркивал А. В. Запорожец, отмечая, что игра «вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных, действий таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемыми и, следовательно, не могли быть по-настоящему освоены».
Непревзойденной по своему развивающему эффекту и по влиянию на обогащение сюжета детских игр была и остается хорошая детская художественная литература.
Все источники информации (наблюдения, экскурсии, занятия, художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, если они интересны детям, будят их мысль, удивляют, волнуют, не оставляют эмоционально равнодушными, дают большую возможность для творческого воспроизведения разных событий.
Таким образом, педагогу важно не только учитывать жизненный опыт детей, но и целенаправленно его расширять.
Обогащение игрового опыта детей. Общая линия развития игровых умений детей сегодня хорошо известна педагогам. Она была обозначена еще в работах А. П. Усовой: в младшем дошкольном возрасте происходит становление ролевого (игрового) действия, в среднем дошкольном возрасте идет развитие ролевого поведения, а на старший дошкольный возраст приходится формирование планового начала при реализации игрового замысла.
В младшем дошкольном возрасте передача игрового опыта может быть организована двумя формами: 1) специально обучающие игры (показы-инсценировки, разнообразные театрализованные игры; игры-занятия; сюжетно-дидактические и сюжетно-подвижные игры); 2) игра воспитателя с детьми, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным.
Передача игрового опыта совмещает в себе и воображаемую ситуацию, и интересную событийную сторону (сюжет).
Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активному общению. Игровые проблемные ситуации ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают детей к поиску новых знаний.
Знакомя детей с разными играми, не следует форсировать события, предлагая каждый день все новые и новые их варианты - это может привести как раз к обратному эффекту. Принцип «Дайте детям наиграться» применим не только к дошкольному возрасту в целом, но и к каждой конкретной игре в отдельности. Этот принцип приводит в соответствие обучающую инициативу взрослого и возможности детского развития : их индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание тех или иных значимых событий, овладение теми или иными умениями в самых разнообразных играх.
Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Следующий компонент метода раскрывает содержание планируемой работы.
Изменение предметно-игровой среды. Игровая предметная среда представляет собой неотъемлемую часть развивающей предметно-пространственной среды, к которой ФГОС ДО предъявляет особые требования. Одним из важнейших требований, красной нитью проходящей через все тексты ФГОС ДО, выступает требование соответствие особенностям каждого возрастного этапа.
Так, развивающая предметно-игровая среда ребенка раннего-младшего дошкольного возраста предполагает предоставление детям динамических игрушек, игрушек орудий (каталки, сочки, палки и пр., разнообразных дидактических игрушек, направленных на формирование сенсорных эталонов, а также в образовательном порядке обобщенных по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этим игрушкам, для отражения наблюдаемых бытовых сценок (к которым относятся фигурки людей и животных и соответствующие мебель, посуда, предметы быта и пр.).
Особое значение для игры детей этого возраста имеет введение в игру предметов-заместителей. Разумеется их недостаточно просто дать детям – в совместной игре воспитатель показывает, как их можно использовать. Наличие игрушек – заместителей реализует принцип ФГОС ДО, связанный с требованием полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды.
Своевременное изменение игровой среды, помогает ребенку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают к самостоятельной игре.
Но даже в самой замечательной среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь носителя игровой культуры: подсказанная идея, продолженный сюжет, новый персонаж или новый повтор развития событий. И следующий компонент метода позволяет решить эти задачи.
Активизирующее общение со взрослым. Этот компонент метода направлен на побуждение к самостоятельному применению детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Обычно помощь воспитателя бывает необходима в трех случаях: активизация начала игры; помощь в случае «заминок»; пауз в процессе игры; необходимость перевода игры к более сложным формам.
Если наблюдения за играми детей изо дня в день показывают, что сюжеты игр повторяются практически без изменений, не происходит их развития, то требуются специальные усилия педагога для обогащения содержания детских игр. В таких случаях педагог может включиться в игру со своим персонажем, подыграть, а затем предложить детям новые игровые задачи, создать «кульминационные» моменты и предоставить их разрешать самим детям. Младшим детям лучше помогать, задавая вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи.
Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых ее этапов организуется как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.
Непосредственное участие родителей воспитанников (их представителей) в образовательной деятельности обязательное условие. Поэтому в технологические карты мы включили раздел взаимодействие педагога с родителями по вопросам развития детской игры.
Направления взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников:
1. Изучение положительного опыта семейного воспитания и пропаганда его среди родителей.
2. Повышение педагогической культура родителей, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе.
3. Практическая помощь родителям в решении конкретных ситуаций воспитания и образования ребенка-дошкольника.
Данный раздел хочется закончить замечательной цитатой, которая может стать девизом педагога в отношении организации игровой деятельности его воспитанников: «…Необходимо создать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности…»
Разработанные нами технологические карты можно использовать любому педагогу работающему непосредственно с детьми младшего дошкольного возраста. Зная методику развития сюжетно-ролевой игры, эти карты будут хорошим помощником в организации детской игры, поможет сделать игру «живой», к которой дети начнут обнаруживать свои замыслы, желания, а воспитатель станет настоящим партнером, а не назидателем и учителем.
Список использованных источников.
1. Н. Михайленко, Н. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду.
2. Е. В. Зворыгина Первые сюжетные игры малышей.
3. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада.
4. Журнал «Детский сад от А до Я» № 5 2015 г.
5. Журнал «Методист ДОУ» Выпуск 15