Получи документы

Методическая разработка «Наглядное моделирование в работе логопеда с детьми с ТНР»

Анна Виль
Методическая разработка «Наглядное моделирование в работе логопеда с детьми с ТНР»

Слайд 1 Методическая разработка

Тема «Наглядное моделирование в работе логопеда с детьми с ТНР»

с использованием демонстрационного панно «Домик для Звукариков»

Выполнила : Виль А. А. учитель-логопед МБОУ «Уярская СОШ № 40»

Слайд 2 План представления опыта

Ведущая идея

Цель и задачи применения разработки

Актуальность и перспективность опыта

Условия возникновения, становления опыта

Технология опыта

Выводы и адресная направленность

Публикация «Методическая разработка „Наглядное моделирование в работе логопеда с детьми с ТНР“» размещена в разделах

Слайд 3 Ведущая идея

ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЧЕРЕЗ СОХРАННЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ

«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».

И. Сонер

Слайд 4 Ведущая идея

Предотвратить вторичные нарушения (ВПФ)

Закрепить знания умения и навыки на трех уровнях:

Зрительном – восприятие эталонов (шаблонов) – зрительная память.

Словесном (понятийном) – название (вербализация) – понимание инструкции команд учителем.

Двигательном – самостоятельное выполнение движений (артикуляция, графомоторные навыки - письмо)

Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий.

Слайд 5 Ведущая идея

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Наглядное моделирование – это метод познания, через восприятие, осмысление, анализ новых явлений с помощью:

- геометрических фигур;

- символических изображений предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения.

Слайд 6 Цель применения разработки

Цель — оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР через введение наглядных моделей в логопедический процесс.

Задачи:

1. Формирование и совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения;

2. Максимальное включение зрительно-пространственных анализаторов, разные модальности;

3. Проведение логопедической работы над речевой системой в целом;

4. Насыщение и вариативность предметно-пространственной развивающей среды

Слайд 7 Актуальность и перспективность опыта

Вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости и потери интереса ребенка к занятию

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания

Слайд 8 Условия возникновения, становления опыта

• Неготовность к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом

• 78% мономорфное нарушение звукопроизношения (более 2-х групп звуков)

• Из них 34% не слышат в слове отдельные звуки, не понимают, что они расположены в определенной последовательности.

• Из них 23% не могут овладеть слиянием букв в слог

Слайд 9 Условия возникновения, становления опыта

Все началось с изготовления панно «Домик для Звукариков»

Цель изготовления панно: систематизировать наглядным методом логопедическую работу, направленную на формирование фонематических процессов у учащихся с ОНР

Слайд 10 «Домик для Звукариков» Знакомьтесь! Сказочные герои помогают не только заинтересовать детей, но и дают детям возможность наглядно показать, что звуки делятся на гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие - глухие.

Слайд 11 Условия возникновения, становления опыта

Метод наглядного моделирования Помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.

Слайд 12 Зрительные символы в подготовке детей к обучению грамоте (методика Ткаченко Т. А.)

Слайд 13 Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач

зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Слайд 14 Технология опыта

Нейропсихологическая система оценок продуктивности психической деятельности в онтогенезе - ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (Я сам Зона актуального развития)

Слайд 15 Технология опыта

Коррекционную работу с использованием моделей и схем применяю по всем направлениям

коррекция звукопроизношения;

формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

формирование лексико-грамматических категорий;

формирование связной речи; профилактика дисграфии и дислексии.

Использую условные заместители символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения, используемые в них;

- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Слайд 16 Технология опыта

Формирование представлений о структурных единицах языковой системы

Найди место звука в начале, середине, конце.

Слайд 17 Технология опыта

Формирование представлений о структурных единицах языковой системы

Игра “Феи Звуков”

СХЕМА ОТВЕТА

Характеристика первого звука в слове:

• называет предложенную картинку

• называет первый звук в названии изображенного предмета

• определяет первый звук гласный или согласный

• “отдает” картинку Фее (“отдает” картинку Фее Майе (Тому, Тиму т. д.)

Слайд 18 Технология опыта

Пособие “Звуковой анализ слов”

Слайд 19 Технология опыта

С целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, полубуквку, изображение предметов с помощью букв.

Ребусы: Изографы: Полубуковка: Изображение предметов :

Слайд 20 Технология опыта

Метод наглядного моделирования позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса.

При формировании лексико-грамматических средств языка моделироваться могут:

- образование новых слов;

- образование сравнительной степени прилагательных;

- образование множественного числа;

- употребление предлогов;

- подбор антонимов;

- подбор синонимов;

- подбор родственных слов и т. д.

Слайд 21 Технология опыта

Формирование лексико-грамматических категорий

Пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ТНР.

- Первый вариант соотносится с традиционными школьными обозначениями. - Во втором варианте слово действие похоже на сказочного человечка

Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”

Слайд 22 Технология опыта

Планирование работы по развитию связной речи на основе картинно-графических схем

1 этап. Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу, схему).

2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

4 этап. Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.

Слайд 23 Технология опыта

Формирование связной речи

По Ткаченко – схемы описательных и сравнительных рассказов

Слайд 24 Технология опыта

Формирование связной речи по Воробьевой

Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т. е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа.

1. Пересказ текстов.

Знакомство с рассказом.

Раздается схема рассказа, карточки которой даны вразброс нужно их разложить в логическом порядке. После того, как учащиеся разложили карточки, зачитывается рассказ:

б) Далее сверяется схему с рассказом

с) Уточняется, сколько предложений в тексте, называются предложения по порядку.

Слайд 25 Технология опыта

Формирование связной речи по Воробьевой

• Тема: Предлоги ЧЕРЕЗ, ИЗ в пересказе. Как вы думаете, как «получается» дождь?

Слайд 26 Технология опыта

Схемы рассказов

Слайд 27 Технология опыта

Формирование связной речи по Воробьевой

II. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин

Задание

Рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д.

Диалоги обозначаются стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не “потерять” характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе.

Слайд 28 Технология опыта

Формирование связной речи по Воробьевой

III. Составление описательных рассказов по сюжетной картине

Ребенку трудно “сконструировать ситуацию”, изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т. е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.

Слайд 29 Технология опыта

Формирование связной речи

IV. Составлении рассказов по замыслу.

Пересказ текста «Храбрая ласточка» (по В. В Коноваленко и С. В. Коноваленко) (ребенок сам создает схему

Слайд 30 Мнемотаблица для заучивания стихотворения

Слайд 31 Выводы и адресная направленность

Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Выводы: анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Адрес: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

В результате целенаправленной работы у детей: - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; - развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Слайд 32 Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наглядное моделирование в работе по развитию речи в старшей логопедической группе. Конспект занятия по сказке «Теремок» Задачи: Обучающие: называть отличительные признаки диких животных волка и зайца, использует мнемотаблицу; закрепить умение составлять знакомую.

Конспект НОД с использованием схемы-модели (наглядное моделирование) Тема: «Наши мамы». Область: Речевое развитие. Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической речи детей. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД с использованием схемы-модели (наглядное моделирование) Тема: «Моя любимая игрушка». Область: Речевое развитие. Цель: ознакомление с рассказом В. Драгунского «Друг детства». Задачи: 1. Образовательные:.

Методическая разработка беседы по электробезопасности с детьми старшей группы Конспект по электробезопасности. Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда, правила эти помни всегда» Цели : 1. Закрепить правила безопасного.

Методическая разработка «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя» Методическая разработка «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя». Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ д.

Методическая разработка «Серия подвижных игр на тему «Животные» с детьми 4–6 лет» Видео Цель данной методической разработки – определение привлекательных форм и методов удовлетворения потребности в движении у детей дошкольного.

Методическая разработка занятия с детьми 4–5 лет по методике ТРИЗ «Прогулка с Почемучкой»Методическая разработка занятия с детьми 4–5 лет по методике ТРИЗ «Прогулка с Почемучкой» Методическая разработка занятия с детьми по методике ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Актуальность работы по методике ТРИЗ.

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4–5 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Статья «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста» «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»В 2016-2017 уч. гг. я решила попробовать.

Песочная терапия в работе с детьми с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 п. Октябрьский МО Ейский район 1 слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Наглядное моделирование в работе логопеда с детьми с ТНР»
Опубликовано: 6 января 2018 в 15:54
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД