Дарья Римшан
Экологический проект «Мир цветов» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Мир цветов»
Подготовила и провела:
воспитатель средней группы
Римшан Д.А.
г. Череповец
2016 год
Название проекта: «Мир цветов».
Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский.
По продолжительности: средней продолжительности (3 месяца).
Публикация «Экологический проект „Мир цветов“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать ее. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они являются одной из составляющих жизни человека - они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие.
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о цветах. Необходимо помочь детям осознать, что цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать (строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства).
Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, замечать и ценить ее красоту, научить беречь окружающий мир.
Проблема проекта: недостаточное представление у детей среднего возраста о цветах, их строении, разнообразии, не сформированы умения ухаживать за цветами.
Цель проекта: сформировать и закрепить знания детей о цветах (строении, разнообразии, цветении и уходе за ними, развивать умение воспринимать и ценить мир природы.
Задачи:
1. Сформировать знания детей о цветах и их разнообразии, цветении и уходе за цветами;
2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом);
3. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами, умение заботиться о них;
4. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы;
5. Отметить значение цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
6. Развивать умение передавать в творческой деятельности свое отношение к природе;
7. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
8. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
9. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, стремление создавать прекрасное.
Гипотеза:
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой природе. Сформировав у детей обобщенные представления о цветах, их разнообразии, строении, значимости для человека, мы поспособствуем развитию желания детей заботиться о цветах.
Значимость:
• Развитие познавательного интереса в миру природы, цветам;
• Формирование осознано-бережного отношения к представителям растительного мира;
• Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе;
• Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту.
Предполагаемый результат:
• Расширились представления детей о цветах (дети имеют представления о строении, разнообразии, классификации);
• Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, загадками о цветах;
• У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, желание ухаживать за цветами;
• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
• Дети и их родители приняли активное участие в оформлении клумбы на участке, у них появилось желание ухаживать за цветами.
Формы работы:
• Совместная деятельность взрослого и ребенка;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Опытно-экспериментальная работы, наблюдения;
• Чтение художественной литературы;
• Творческая деятельность детей;
• Трудовая деятельность детей, воспитателей и родителей.
Продукт проектной деятельности:
1. Оформление папки «Методическая разработка. Экологический проект «Мир цветов» средняя группа детского сада»;
2. Оформление папки-передвижки «Мир цветов»;
3. Оформление папки с иллюстрациями цветов, стихотворениями, загадками и т. д.
4. Продуктивная деятельность детей: аппликация «Весенние цветы для мамы», художественное конструирование (оригами) «Тюльпан», рисование «Мой любимый цветок», «Желтый одуванчик» (техника – рисование пальчиками, лепка «Цветочная клумба»;
5. Продукт совместной продуктивной деятельности детей и родителей – оформление клумбы на территории участка детского сада;
6. Опытно-экспериментальная работа «Любовь цветам – красота глазам»;
7. Выставка в группе «Мой ребенок – цветок моей жизни»;
8. Экологический спектакль «Берегите мир цветов»;
9. Презентация проекта на педагогическом совете.
Обеспечение проектной деятельности:
• Папка с иллюстрациями цветов (строение, разнообразие, классификация)
• Папка с загадками и стихотворениями про цветы;
• Раскраски;
• Папка опытно-экспериментальной работы «Любовь цветам – красота глазам»;
• Подборка дидактических, подвижных игр на тему проекта;
• Сценарий экологического спектакля;
• Конспекты совместной деятельности воспитателей и детей.
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из того, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе. Необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Мир цветов».
Работа по данному проекту позволит расширить представление детей о мире цветов, их разнообразии, о красоте природы.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за окружающий мир, и каждый может сохранять и приумножать его красоту.
Содержание деятельности по реализации проекта.
1 этап – Ориентировочно-подготовительный этап
Формы работы:
• Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;
• Разработка плана работы по реализации проекта;
• Внесение циклов проекта в перспективный план работы.
2 этап - Основной этап
Формы работы:
• Познавательное развитие (окружающий мир): «Цветок».
• Рассматривание иллюстраций с изображением цветов.
• Опытно-экспериментальная работа «Любовь цветам – красота глазам», посадка семян цветов
• Развитию речи: «Разнообразие цветов».
• Дидактическая игра: «Цветочный магазин»
• ХЭР (аппликация): «Весенние цветы для мамы».
• Дидактическая игра: «Сложи цветок».
• Настольно-печатные игры на тему «Цветы»
• ХЭР рисование (техника - рисование пальчиками): «Желтый одуванчик».
• ХЭР (лепка): «Цветочная клумба».
• Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком».
• Чтение стихов и загадок на тему «Цветы».
• ХЭР (рисование) «Мой любимый цветок»
• ХЭР художественное конструирование (оригами) «Тюльпан»
• Пальчиковые игры на тему «Цветы»
• Подвижные игры на тему «Цветы»
• Заучивание ролей к спектаклю «Берегите мир цветов».
• Подготовка клумбы на участке для посадки цветов, посадка цветов.
3 этап - Заключительный этап
Формы работы:
• Выставка в группе «Мой ребенок – цветок моей жизни»
• Оформление результатов опытно-экспертной работы «Любовь цветам – красота глазам»
• Спектакль «Берегите мир цветов»
• Оформление клумбы на участке
• Презентация экологического проекта «Мир цветов» на педагогическом совете.