Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»

Сердюк Ольга Николаевна
Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»

Методическая разработка занятия «Фольклор.

Колыбельные песни,

пестушки, потешки,прибаутки»

Знакомство с жанром «Фольклор»

Март, 2016 год

Ознакомление детей с художественной литературой старшего дошкольного возраста

Сердюк Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» Черепановского района, р. п. Дорогино

Цель: Познакомить дошкольников с понятием «фольклор», с видами устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания об этом виде жанра, истории возникновения «фольклора»

- закрепить знания о многообразии потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песнях

Развивающие:

- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству.

- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной в общении)

- развивать самостоятельность и инициативу, художественно- эстетический вкус

- дать информацию о важности знаний этого жанра

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать и понимать произведения этого жанра, выражать эмоции

- воспитывать дружелюбие и любовь к окружающему.

Используемые технологии: ИКТ

Материалы и оборудование: иллюстрации «мать и дитя», различные книжки с потешками, колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, костюмы «курицы и кошки»

Ход занятия: под музыку входит курица и кошка.

-Доброго здравия, Вам, гости дорогие (кланяются). А зовут нас курочка Рябушечка и Кисонька -Мурысенька. А пришли мы к вам в гости, чтобы рассказать о творчестве нашем народном.

-Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки,бабушки, нам говорили,

Как плясали они хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели

Своих деток учили петь еще с колыбели!

Кисонька: - А вы знаете что такое фольклор (ответы детей)

Хотите послушать? Ну тогда слушайте!

Нет на свете ни одного человека, которому бы не нравилось многообразие детских колыбельных песен, различных потешек и пестушек, шуток и прибауток. В них можно найти всё- непосредственность, грусть и напевность. И, наверное, самое главное, что привлекает в них нас всех так это неповторимое ощущение чего -то родного, теплого, светлого.

Итак, фольклор-это устное народное творчество. Произведения устного народного творчества создавались всем народом, но народные песни и сказки, разные прибаутки и потешки, поговорки и пословицы, не могли складываться сами собой, без автора. Каждое произведение выдумывал или создавал какой-нибудь рассказчик. Имя этого рассказчика никем не запоминалось, но иногда это произведение было таким удачным, что люди услыхав его, сразу запоминали и передавали его из уст в уста. Поэтому эти произведения и приживались в народе.

Фольклор включает в себя очень много жанров, но мы хоти вас познакомить сегодня только с малыми жанрами, такими как колыбельные,пестушки, потешки и прибаутки.

Колыбельные песни-это особые песни, с помощью которых мамы убаюкивали своих деток. Колыбельные песни-это главная песня в мире, она является началом всех человеческих песен. Для каждого младенца и колыбельная песня своя, потому что каждому младенцу ее поёт родная мать, поэтому считалось, что эта песня являлась оберегом для этого ребенка.

Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой

Колыбельная песня-это как бы руки мамы, обнимающие ребенка и не допускающие проникновение зла.

Курочка: Послушайте колыбельную песню

Котя-Котенька-коток,

Котя-серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе,коту

За работу уплачу,

шубку новую сошью

Да сапожки закажу

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ешь ты, котя, не кроши

Котя, больше не проси

-Дети, а вы сможете спеть какую-нибудь колыбельную песню (дети по желанию поют)

-Ребята, а вы знаете что у каждого произведения есть свой автор?

-А кто же создал колыбельные песни (Ответы детей)

-Скорее всего, колыбельная песня когда-то была придумана чьей-то мамой или няней, только мы не знаем их имен.

Затем эта песня переходила от мамы к дочке, а от дочки к ее дочке.

Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что-то свое и передал третьему, так и сохранились колыбельные песни до наших дней. А вы знаете, что колыбельные песни создаются и в наше время, их можно услышать по телевидению или радио.

-А в какой же детской передачи можно услышать колыбельную песню (ответы детей:спокойной ночи,малыши)

Кисонька: за колыбельными песнями в жизнь ребенка приходят и пестушки.

Пестушки-это еще один жанр русского народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей.

Пестушки-это короткие песенки и стишки, которыми сопровождается движение ребенка в первые месяцы жизни.

Проснется младенец, потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают:

Цыпа-цыпа-цыпочка!

Встанем мы на цыпочки

Ручки вверх потянем

Бо-о-льше, вы-ы-ше станем!

Тянем,тянем ушки

Прямо до макушки

По-тя-гушки, по-тя-гушки!

Курочка: Послушайте пестушку и скажите для чего она нужна?

Цыть,цыть,не плачь,

Неси котик калач

Недалеко на мостике

Несет калач на хвостике

(ответы детей)

-Вспомните, какими словами, вас успокаивают когда вы плачете?

-Какими словами успокаивают малыша в прочитанной пестушке?

-Как вы думаете, а для чего придумывали пестушки? Кто же в них особенно нуждался? (ответы детей)

Физ. минутка-пестушка:

Ходит котик с веничком (шагают на месте)

Подметает семечки (метут влево)

Подметает крошки (метут вправо)

Да кладет в лукошко (складывают)

Кормит он птичек голубей, синичек (посыпают крошки щепотью)

А ты крошки собери,

Тоже птичек покорми (кидают вверх крошки)

Кисонька: А вот потешки они всегда забавные. Они учат детей различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, учат улавливать повышение и понижение голоса. Для детей по старше использовались потешки для утешения и развлечения. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребенок тренирует память и мелкую моторику, запоминает название частей тела, животных и многое другое.

Курочка: Давайте вспомним любую потешку (дети называют)

А послушайте мою потешку:

Здравствуй. Солнышко!

Как цветочек мой спал?

Как по маме скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму

Поцелую, обниму

К небу сына подниму.

-Дети, а что я сейчас сделала? (рассказала потешку)

-А о ком идет речь (о малыше)

-А кто к нему обращается (мама)

-Как нужно читать эту потешку? (ласково, с любовью)

А теперь давайте по играем?

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. И Кисонька- Мурысенька тоже

Кисонька- Мурысенька,

Ты где была?

-На мельнице

-Ксонька-Мурысенька

Что там делала?

-Муку молола.

-Кисонька-мурысенька,

Что из муки пекла?

-Прянички.

-Киснька-Мурысенька,

С кем прянички ела?

-Одна

-Не ешь одна! Не ешь одна!

-Ребята, какие слова вам не понятны?

-Для каких ребят придумана эта потешка-шутка (для жадных)

-А как вы догадались (Кисонька-Мурысенька все съела одна)

-С какой интонацией вы произнесли последние слова (с наставлением и укором за жадность)

Кисонька: Что же такое прибаутки? Оказывается это один из самых интересных жанров детского фольклора. В народе их называют «забавушки», прибаутки созданы для развлечения малых деток.

Курица: Послушайте прибаутку.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку

Купил котик булочку

Самому ли есть?

Или Бореньке снесть

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Итог: Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам особенно понравилось, запомнилось?

-Что же это такое устное народное творчество?

- как давно это творчество было придуманно?

- назовите одну прибаутку, пестушку, потешку и колыбельную песню.

Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»
Публикации по теме:

«Колыбельные песни». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию. Старшая группа Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитиюСтаршая группаТема: «Колыбельные песни» Цель: Познакомить детей.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Котенок в детский сад пришел». Потешки, колыбельные песни Цель: закрепить знания детей о некоторых видах устного народного творчества (потешка, колыбельная). Задачи: Обучающая: организовать деятельность.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства»Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Методическая разработка занятия «Путешествие по лабиринту живой природы» Методическая разработка МОУ детского сада по теме: «Путешествие по лабиринту живой природы» Вид методической разработки - конспект занятия.

Методическая разработка. Памятка «Ребенок и дополнительные занятия» 1) Зачем ребенку дополнительные занятия? Посещение кружка это прежде всего возможность развития. Область этого развития варьируется в пределах.

Методическая разработка занятия «Зачем людям нужна одежда» Методическая разработка занятия на тему: «Зачем людям нужна одежда». Цели: - рассказать, для чего людям нужна одежда; - различать мужскую.

Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка» Тема: «Кукла-закрутка Куватка». Цель - прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка»Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности на тему: «Путешествие колобка» Форма проведения: подгрупповая Количество детей:.

Методическая разработка занятия по физкультуре «В гости к солнышку» Организационный момент: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, в гости к Солнышку. Дружно за руки возьмёмся.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»
Опубликовано: 22 января 2018 в 16:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...