МААМ-картинки

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома»

Попова Надежда
Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад п. Мариинский»

Методическая разработка занятия по

изобразительной деятельности.

Тема: «Золотая хохлома».

Выполнил: воспитатель Попова

Надежда Анатольевна

2018 год

Образовательные области: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Возраст: 5-6 лет

Вид: интегрированное.

Публикация «Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности „Золотая хохлома“» размещена в разделах

Цель: - расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов.

Задачи:

обучающие: - обобщить и закрепить знания детей о хохломе как традиционном русском промысле; - ознакомить с образцами растительного орнамента, обратить внимание на ритмически повторяющийся рисунок, украшая хохломские изделия; - учить детей создавать свой образ изделия, используя декоративные элементы; развивающие: - активизировать познавательную деятельность детей; - развивать психические процессы: память, мышление, внимание; - развивать эстетический вкус;

воспитательные: - вызывать у детей уважение к предметам быта как результатам деятельности человеческого труда; - воспитывать уважительное отношение к культуре, хохломскому промыслу; - побуждать проявлять чувство удовлетворения и радости от успешно выполненной работы.

Подготовительная работа: чтение стихотворения О. Волковой «Золотая хохлома», рассматривание иллюстраций и беседа хохломской росписи, выполнение элементов росписи.

Материал: выставка хохломских изделий; иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства; хохломские изделия; таблицы с изображением элементов хохломской росписи : «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «капелек», «кустиков», бумажные силуэты тарелочки, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход образовательной деятельности

Вступительная часть

Звучит музыка «Хоровод». Дети входят в группу.

Воспитатель. Ребята, я хотела бы узнать, кто из вас был в музее? Вы хотите побывать в музее? – Хорошо, сегодня мы с вами побываем в музее «Золотая хохлома». Чтобы попасть на выставку, отгадайте загадку. Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трёхпалым Земляника цветом алым Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава – как бахрома. Что же это? (Хохлома).

Основная часть – Ну, вот мы и попали в музей на выставку изделий хохломского промысла. Хохлома! – какое странное и весёлое слово. В нём и смех слышится, и восхищение, и теплота: ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Откуда же оно начиналось? Откуда пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. (Приложение № 1)

Рассказ воспитателя. – Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и произошёл хохломской промысел. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много древесины использовали для изготовления деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин (туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышечкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму). В селе Хохлома проводили ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времё н была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалось подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чашки, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В отличии от мисок и чаш, поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш: одна из них служила крышкой, а другая – туловом сосуда. Самой почётной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить её очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки – ковшики, братины. Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно из неё любые изделия. Затем эти изделия необходимо просушить, иначе дерево может дать трещину. Чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что сосуд треснет, поры древесины надо закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза. Пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, - таким оно поступает к художнику. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырё х цветов: чёрную, красную, зелёную, жёлтую. Кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создаёт «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» - дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травку дополняют цветами, ягодами, листьями. Это вид росписи называют растительно-травочным». Роспись «под фон» - это более трудоёмкий вид росписи. На поверхности изделия чёрной линией наносится рисунок, а затем всё свободное пространство закрашивают чёрным или красным цветом. Роспись «кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Её формы напоминают завитки – кудри. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций и подлинных хохломских изделий). (Приложение № 2) – Ребята, давайте прослушаем стихотворение «Золотая хохлома».

Чтение стихотворения «Золотая хохлома»

1-ый ребёнок

Красотой своей неравной Вдохновляет Русь сама; Птицы, ягоды и травы – Золотая хохлома.

2-ой ребёнок

Спят цветы до зорьки ясной В лунном свете и росе Ночью тихой и прекрасной В среднерусской полосе.

3-ий ребёнок

Тот, кто Русь любил родную Всей широкою душой – И дневную, и ночную, Видно, мастер был большой;

4-ый ребёнок

И под кистью вдохновлённо Распустились вдруг цветы, Словно утром ранним сонно Проступив из темноты.

5-ый ребёнок

Блещут золотом росинки – Сводит золотом с ума Гордость вечная России – Золотая хохлома.

Изобразительная деятельность

– Ребята, как вы думаете, почему автор золотую хохлому называет гордостью России? – Ребята, предлагаю вам рассмотреть хохломские изделия. Посмотрите, какие в росписи элементы «травки». Обратите внимание на то, как располагается «травка». Давайте уточним каждый её элемент - «ресничка», «травинка», «усик», «завиток». Предлагаю вам показать способ выполнения элемента «реснички». Пишется «ресничка» очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами. Я ресничка не простая, Словно пёрышко взлетая, Изогнувши спинку плавно, Я считаюсь чуть не главной. - Предлагаю вам попробовать нарисовать «ресничку». – Теперь давайте рассмотрим с вами «травинку». Этот элемент требует при рисовании лёгкого нажима кистью. Я травинка – просто чудо, А нажим – он очень нужен, Сверху вниз – и вот готов Кистью плавный переход. – Ребята, предлагаю вам выполнить этот элемент. – Обратите внимание на местоположение «усика» в узоре. Посмотрите на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины). А я, усик, так горжусь Тонкостью своею! Вправо, влево закручусь – Это я умею. – Ребята, предлагаю вам выполнить этот элемент. – Следующий элемент очень похож на «усик», но делается с нажимом и называется «Завиток». Кисть плавно закручу Линию с нажимом. В завиток я превращусь, Словно я пружина. – Теперь выполним элемент «завиток». – Ребята, продолжаем знакомиться с элементами хохломской росписи. «Капелька» и «кустик» также являются элементами хохломской «травки». «Капельки» выполняют лёгким прикосновением кончиком кисти к бумаге. Меня капелькой зовут, Пишут очень просто. Кистью плавно примакнут, Словно бусы в россыпь. – Предлагаю вам выполнить элемент травки - «капельку». – После того как мы научились выполнять элементы «травки», объясняю способ выполнения «кустика». «Кустик» - это объединённые в ритмический рисунок «реснички», «усики», «завитки», «капельки». (Воспитатель показывает способ выполнения «кустика». Воспитатель Слева – завиток, Справа – завиток, Слева – ресничка, Справа – ресничка. Вот и получился «кустик».

– Ребята, предлагаю вам нарисовать «кустик». – Сейчас, ребята, покажу вам способ выполнения «растительно-травочного» орнамента. Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева на право, начиная снизу, и ведём вверх большой завиток. На том месте, где мы закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступаем, делаем то же самое, но линию ведём сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, - для этого выдерживаем небольщое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В «травном» орнаменте – «завитком», а в «растительном» - цветком или ягодкой. Цветок или ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток, а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем «травкой». Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку. (Приложение № 3)

Физкультминутка. На лугу растут цветы Небывалой красоты. (Потягивания-руки в стороны) К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Подтягивания-руки вверх) Ветер дует иногда, Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер) Наклоняются цветочки, Опускаются листочки. (Наклоны) А потом опять встают И по-прежнему цветут! - Ребята, предлагаю вам придумать и выполнить узор на бумажном силуэте тарелочки. (Приложение № 4)

Итог

Воспитатель – Ребята, давайте с вами повторим. Кто мне скажет, какой цвет используют художник в хохломской росписи? Ответы детей: жёлтый, чёрный, красный, жёлтый. – Назовите элементы узора в хохломской росписи? Ответы детей: ресничка, травинка, усик, завиток, капелька, кустик. Молодцы ребята! Дети с воспитателем оформляют выставку своих работ, рассказывают, какие рисунки им больше всего понравились, какие элементы хохломской росписи получилось изобразить удачно. (Приложение № 5)

Воспитатель:

Здесь посуда знатная Складная да ладная Она повсюду славится, Она и вам понравится!

Литература:

- Журнал «Детский сад». Всё для воспитателя. № 1, 2017 год;

- А. А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество» Москва «Просвещение» 2006 год;

- И. А. Лыкова «Золотая хохлома». Обучение искусству рисования. Издательство Карапуз, 2009 год;

- С. В. Погодина «Хохлома». Демонстрационный материал. Издательство Айрис-Пресс, 2015 год. (Приложение № 6)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Тема: «Золотая Хохлома» Цели: закрепить представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома) Задачи: продолжать.

Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Дельфин-белобочка» (старший дошкольный возраст) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД№1 "РУЧЕЕК" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Вот на ярмарку пришла Золотая хохлома» «Вот на ярмарку пришла Золотая хохлома» (5-7 лет) Программное содержание: 1. Закрепить знания детей по народно-прикладному искусству в.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Цель ООД: - закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров - хохломской росписи и её особенностях;.

Методическая разработка «ННОД с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования» тема: “Волшебные цветы”. Занятие проводится в один этап. Задачи: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес.

Методическая разработка открытого занятия по опытно-экспериментированной деятельности в средней группе Рабочая программа воспитателя средней группы ДОО Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней.

Методическая разработка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники «восковой мелок + акварель»Методическая разработка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники «восковой мелок + акварель» Методическая разработка по изобразительной деятельности (рисование) с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства «Восковой.

Методическая разработка по оформлению музыкального зала «Осень золотая»Методическая разработка по оформлению музыкального зала «Осень золотая» Золотая осень, золотая! Осенняя пора, очей - очарованья, как много в этих словах сказано. Каждый раз осень преподносит нам свои краски.

Методическая разработка «Здравствуй, осень золотая» «Здравствуй, осень золотая!» сценарий осеннего праздник во 2 младшей группе В празднично украшенный зал под музыку входят дети и садятся.

Методическая разработка «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»Методическая разработка «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Татьяна Иванова Нетрадиционные техники изобразительной деятельности Система дошкольного образования изменяется и совершенствуется. На первый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия по изобразительной деятельности «Золотая хохлома»
Опубликовано: 29 января 2019 в 18:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД