Получи документы

Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности

Надежда Веремьянина
Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности

Методическая рекомендация

Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности

Веремьянина Надежда Анатольевна

Методист ВКК МБУДО Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый» г. Воронеж

«Игра – важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений.»

Д. Б. Эльконин. Психология игры.

Публикация «Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности» размещена в разделах

Аннотация: Предлагаю вам опыт работы по внедрению в деятельность учреждений дополнительного образования игровых форм учебных занятий и воспитательных мероприятий. Данный материал будет полезен методистам, педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, старшим вожатым, организаторам детского движения. Этот опыт работы способствует повышению качества образовательно-воспитательного процесса, компетентности педагогов, их профессионального мастерства.

Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности.

В учреждениях дополнительного образования детей возможности и специфика социально-педагогической деятельности позволяет объединять в сотворчестве детей и взрослых все группы обучающихся - одарённых, имеющих физические недостатки и т. д. Это обстоятельство уже само по себе предопределяет новаторский подход и нетрадиционные формы и методы организации работы, которые складываются в практической деятельности педагогов дополнительного образования детей.

Основная идея заключается в том, что занятия в дополнительном образовании должны быть в первую очередь интересными.

"Обучение через действие" - один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.

ИГРА — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игры позволяют развивать и закреплять у обучаемых навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, помогают непринужденно взаимодействовать в коллективе, снимают физическое и эмоциональное напряжение.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре, и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Для того чтобы дать ребенку богатые и разнообразные впечатления, педагоги должны иметь четкое представление о цели игры, а также ориентироваться в категориях игр. В зависимости от возраста детей используются и различные методики обучения через игру.

Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские, приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития).

Категории педагогических работников, участвующих во внедрении в деятельность образовательных учреждений игровых форм учебных занятий и воспитательных мероприятий.

• Педагоги дополнительного образования, руководители детских объединений;

• Педагоги – организаторы клубов по месту жительства;

• Педагоги-организаторы массовых мероприятий;

• Вожатые, организаторы детского движения;

• Классные руководители;

• Руководители детских организаций;

• Члены педагогических отрядов.

Сферы использования игрового взаимодействия в дополнительном образовании:

• Учебные занятия.

• Формирование детского коллектива.

• Работа с родителями.

• Профильные лагеря. Летний отдых.

• Обучение педагогов.

Остановимся подробнее на каждой из сфер.

1. Учебные занятия.

Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры занятия и педагогических требований к нему, особенностей состава, обучающихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.

Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В последнее десятилетие начали получать широкое применение занятия проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, занятия с использованием элементов деловых игр.

Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия-игры - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы обучающихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно нестандартные занятия необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгим и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие занятия следует всем педагогам. Чаще всего такие занятия проводятся в системе дополнительного образования, так как специфика дополнительного образования - это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса.

Ежегодно с педагогами Центра проводятся обучающие семинары-практикумы, направленные на получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективного использования игровых технологий на занятиях.

«Организация учебного занятия с использованием игровых технологий»

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. На занятиях, игровая технология используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела;

• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

• в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

«Использование игровых элементов в проведении итогового занятия в объединении»

Диагностика – важная составляющая образовательного процесса. Для качественного проведения итогового занятия необходимо правильно поставить цель, подобрать инструментарий и свести к минимуму психологическое напряжение.

Итог: Педагогами разработаны нетрадиционные занятия, целью которых является итоговая диагностика компетенций.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций необходимо ориентироваться на возможности учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Содержание консультации прежде всего зависит:

от текущих задач;

интересов педагогов;

трудностей, которые испытывают педагоги в работе.

Педагоги условно делятся на небольшие группы:

опытные педагоги и молодые специалисты;

с высшим или средним специальным педагогическим образованием;

без специального образования.

Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи: опрос, посещение занятий, анализ документации.

Отдельно можно отметить консультации педагогов, участников конкурса «Сердце отдаю детям». Проведение занятий с использованием игрового взаимодействия на профессиональных конкурсах всегда дает высокие результаты.

Как показывает анкетирование, наиболее активно игровые технологии на занятиях используют педагоги социально-педагогического направления, декоративно-прикладного творчества и ИЗО, на втором месте – художественно-эстетическое направление, на третьем – физкультурно-спортивные и туристско-краеведческие объединения. Это обусловлено спецификой деятельности и особенностями структуры учебного занятия в каждом из направлений. Если использование игровых элементов на занятии ограничено, педагогу рекомендуется более широко использовать игровые возможности внеурочной деятельности.

2. Формирование детского коллектива.

Игры имеют большое значение при формировании детского коллектива.

При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу.

Сюда можно отнести: досуговые мероприятия внутри объединения (в том числе каникулярная занятость, участия в мероприятиях Центра, районных мероприятиях.

Темы семинаров и выступлений:

Семинар-практикум: «Организация воспитательных мероприятий на каникулах». Этот семинар включает в себя теоретический материал по формам мероприятий и практическую разработку коллективно-творческого дела на основе коммунарской методики И. П. Иванова.

Мастер – класс на тему: «Как придумать конкурс». Конкурсная программа – одна из любимых форм проведения досуговых мероприятий. Подобрать интересные конкурсы порой бывает достаточно сложно. Они или уже хорошо известны детям, или требуют специального инвентаря. Знакомство педагогов с оригинальной технологией придумывания конкурса «От предмета» имеет большое практическое значение.

Семинар для классных руководителей и педагогов ЦРТДиЮ на тему: «Использование воспитательных возможностей игры при формировании детского коллектива»

Дискуссионная площадка «Навыки межполового взаимодействия у детей среднего школьного возраста». Подбор игр на снятие тактильного напряжения и развитие навыков бесконфликтного общения. Разработка рекомендаций к их использованию. Семинар-практикум для старших вожатых: «Долгосрочные игры в рамках воспитательной системы образовательного учреждения». Семинар включает в себя пошаговую разработку долгосрочной игры, направленной на активизацию воспитательной работы в школе.

3. Профильные лагеря и летний отдых.

Организация профильных лагерей и летнего отдыха не возможна без использования активного игрового взаимодействия. Опираясь лишь на традиционные подходы к организации различных детских объединений (коллективов, групп и т. д., педагоги сталкиваются с трудностями взаимодействия с ребёнком в сфере свободного времени.

Наиболее удачной формой организации деятельности детей в лагере является «долгосрочная игра». Долгосрочная игра – это форма работы в детском коллективе, целью которой является формирование воспитательной среды через стимулирование социальной активности подростков, развитие личностных качеств каждого ребенка, сплочение коллектива.

Игра предполагает определенные временные рамки и может быть запущена как на несколько дней (профильный лагерь, так и целую лагерную смену.

Игровая структура долгосрочной игры может быть простой или сложной.

Простая структура делится на две ступени: 1 –личностная, 2 – групповая. Личностная – предполагает участие каждого игрока в игре. За участие игрок получат «бонусы». По завершению игры определяется лучший игрок. Групповая – предполагает деление детского коллектива на микрогруппы. И каждая группа выполняет игровое задание. Выявляется лучшая группа.

Сложная игровая структура – предполагает участие каждого игрока в выполнении игровых заданий. За выполнение игрок получает «бонусы» (ресурсы, которые объединяются внутри группы. В финале выявляется не только личное первенство, но и первенство среди групп.

Как разработать долгосрочную игру?

Необходимо продумать и ПРОПИСАТЬ на бумаге следующие моменты:

Легенда игры. Интересная история, в которой рассказывается, что предстоит участникам.

Описание игровой структуры, в которое входит:

1. Цель игры (игровая и воспитательная). Полезно будет ответить на вопросы: Зачем играть? Будет ли интересно идти к намеченной цели участникам игры? Каков будет конечный результат по окончанию игры? Как поймем достигнута ли цель?

2. Роли и функции участников игры – как будут называться игроки, лидеры, классы, группы, учителя. Нужны ли какие-либо персонажи? Какую функцию будут нести они? Как будут называться и чем заниматься микро-группы.

3. Правила игрового взаимодействия. Какие будут игровые ресурсы, как они будут выглядеть. За выполнение каких заданий игроки получают ресурсы? Как эти ресурсы появляются в игре?

4. Поощрения и штрафы. Предполагается ли в игре дополнительные бонусы или штрафы, за что именно. Очень важно продумать систему «выкупа штрафов», так как у ребят может убывать интерес к происходящим событиям.

5. Игровое табло или стенд. Для того, чтобы участники игры могли наглядно видеть, как проходит игра, кто лидирует. Это поможет вам стимулировать интерес игроков.

6. План мероприятий. Через какие конкретные мероприятия будет проходить долгосрочная игра.

Для успешного старта долгосрочной игры необходимо:

1. Яркий старт игры, на котором в творческой форме рассказывается легенда игры, объясняются правила, происходит знакомство с основными персонажами игры, происходит ритуал посвящения.

2. Наличие игрового стенда. В наглядной форме показывается прохождение игры и основные элементы игровой структуры.

3. Наличие тематических фонограмм и ярких отличительных знаков.

4. Игровые ресурсы, которые интересно рассматривать и собирать.

5. Промежуточное подведение итогов. (В условиях лагеря – один раз в день.)

6. Финал, подведение итогов, яркое награждение по номинациям, подарки и призы.

Отдельно стоит отметить детальную разработку такой формы как игра-путешествие. Эта форма имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:

• для информирования воспитанников; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);

• предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;

• способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,

• организации коллективного планирования деятельности коллектива.

Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия, характеризующих игру-путешествие. Главное, что отличает игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры- эстафеты. Первая модификация - маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая - в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация - порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может предполагать участие команды, состоящей из одного-двух человек, а может - и до восьмидесяти. Особая процедура - это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика).

Для того чтобы правильно написать маршрутные листы необходимо составить матрицу. Зачастую она бывает достаточно сложной.

Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам») разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Третья процедура - это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды: «сбор-старт» и «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т. ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.

Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных, и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

1) Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

2) Сбор- старт.

3) Движение команд по маршруту.

4) Участие команд в организуемой на площадках деятельности

5) Сбор-финиш.

6) Организация последействия.

4. Работа с родителями.

«Честное слово,

Играть интересно.

Жить без игры - невозможная жизнь.

И я сознаюсь вам честно-пречестно,

Каждый из взрослых играет чуть-чуть».

Г. Бардин

Цель работы с родителями: установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом учебно-воспитательного процесса. В работе с родителями применяются различные методы и формы, в том числе и игровые.

Участие родителей в образовательном процессе позволяет поставить их в активную позицию. Использование на совместных занятиях игровых элементов позволяет создать атмосферу сотрудничества, снять эмоциональное напряжение.

Совместные массовые мероприятия являются эффективной формой организации досуга, способствующей укреплению семейных ценностей.

5. Обучение педагогов.

Традиционные формы обучения педагогов чаще всего являются статичными. Использование же игровых форм в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Элементы игрового взаимодействия, используемые в работе с педагогами:

Психогимнастика: «Ассоциации», «Ветер дует», «Пожелания», «Большое рукопожатие» и др.

Деление на микрогруппы: «Карточки со смысловой нагрузкой», «Молекула», «Капитаны» и др.

Формы подачи материала: «Организаторское лото», «Пазлы», «Кроссворд» и т. д.

Активные формы методической работы:

Ролевая игра, Диспут, «Свободное пространство», «Остановка» и др.

В заключении еще раз акцентируем внимание на преимуществах игровых форм организации обучения и воспитания детей:

1. Игра — хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка любого возраста.

2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение.

3. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

4. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

5. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

6. Многофункциональна, её влияние на ребенка невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

7. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит не только соревновательный аспект, но и совершенствование навыков общения. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

8. Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата, психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Активно используя в своей работе игровые технологии можно добиться высокого уровня организации учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: Теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 192 с.

2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М. : МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000.

3. Волохов A.B. Длительные воспитывающие игры: О системе длит, воспитывающих игр, разраб. скульптором и педагогом И. Н. Жуковым в 20-е гг. XX в. // Воспитание школьников. 1995. - № 2. - С. 14-16.

4. Выготский Л. C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. -№ 6. - С. 94-101.

5. Разноцветный мир детства: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебн. завед. / Л. В. Байбородова, А. В. Волохов, М. И. Рожков, И. И. Фришман и др. М. : Академия, 1999. -224 с.

6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1999. - 360 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование активных форм и методов работы с родителями для активизации взаимодействия в ДОУ и семьи (1слайд) Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее и интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости,.

Использование маркеров игрового пространства в предметно-развивающей среде ДОУ как одно из условий игровой деятельностиИспользование маркеров игрового пространства в предметно-развивающей среде ДОУ как одно из условий игровой деятельности роблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда - естественная, комфортабельная обстановка, насыщенная предметным и игровым.

Анализ учебно-воспитательной работы в старшей логопедической группе за 2015–2016 учебный год Анализ учебно-воспитательной работы в старшей логопедической группе «Кот в сапогах» за 2015-2016 учебный год. 1. Шаньгина Елена Владимировна,.

Доклад «Использование различных форм работы в нравственно патриотическом воспитании» «. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». К. Д. Ушинский Нравственно-патриотическое воспитание ребенка.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.

Использование инновационных форм взаимодействия с родителями Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 44 гласит, что родители являются первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает.

Конспект учебно — игрового занятия по грамоте в старшей группе «Город волшебных букв» (песочная терапия) Конспект учебно - игрового занятия по грамоте в старшей группе «Город волшебных букв» Задачи: способствовать творческому самовыражению.

Консультация для родителей «Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников» Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они.

План самообразования «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» Программа по самообразованию на 2016-2017 учебный год воспитателя.

Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности» "Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности" Модернизация дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 13:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД