МААМ-картинки

Методическая рекомендация «Требования ООД по ФЭМП воспитанников средней группы»

Шарафутдинова Регина Гаязовна
Методическая рекомендация «Требования ООД по ФЭМП воспитанников средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целе-направленная деятельность, в ходе которой педагог продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.

Формирование элементарных математических представлений у дошколь-ников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Публикация «Методическая рекомендация „Требования ООД по ФЭМП воспитанников средней группы“» размещена в разделах

ООД являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Организованная образовательная деятельность по формированию элемен-тарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом обще-дидактических принципов: научности, системности и последовательности, до-ступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.

Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огром-ное количество важной информации. Существует специальная методика форми-рования элементарных математических представлений, с помощью которой ма-ленький человек получает навыки логического мышления.

Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат до-школьников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые яв-ления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного ис-точника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любая организованная образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные ре-алии требуют от педагога применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ ма-тематического мышления.

Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и пси-хического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математиче-ским понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать дан-ные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образователь-ным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе яв-ляется обязательным элементом.

В концепции дошкольного образования указаны четкие требования к формированию познавательного интереса будущих первоклассников, и часть ее составляет именно математическое образование.

Можно сформулировать основные общие требования к проведению обра-зовательной деятельности по формированию математических представлений:

1) Каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулиро-ванную тему, цель и задачи;

2) Содержание учебного материала должно включать в себя формирование ма-тематических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношени-ями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.

3) Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность де-тей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.

4) Методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (от-вечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или за-креплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференциро-ванного подхода).

5) Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формирова-нием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неоргани-зованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математиче-ское представление в изобразительной деятельности и т. д.).

6) Подбор адекватных средств под тот или ной вид организованной образова-тельной деятельности (атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.

7) Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактиче-ской цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реа-лизовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени. Инте-грированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.

8) Структурные части занятий:

9) Организация детей на занятии;

10) Повторение изученного, а предыдущих занятиях;

11) Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведение к восприятию новых знаний;

12) Сообщение нового материала педагогом, восприятие и первичное осознание его детьми;

13) Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руко-водством педагога и самостоятельной деятельности:

14) Подведение итогов занятия.

15) Взаимосвязь м6ежду видами образовательной деятельности в течении всего периода обучения (концентрический принцип).

16) Владение методикой организации математической деятельности, умение да-вать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.

17) Развитие культуры познания, интереса к математическим фактам и явлениям.

18) Переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамиче-ских пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы.

Таким образом, основными требованиями к организации математического разви-тия в ДОУ на данный момент являются:

- Развивающий характер образовательной деятельности, направлен на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей ребенка;

- Комплексно – тематическая модель организации математической деятельности;

В содержании образовательной деятельности должны быть представлены разные виды деятельности, развертывающиеся во всей своей структуре: мотив, цель, выбор средств, нахождение способов, выполнение, контроль.

Так же предъявляются высокие требования к наглядному материалу.

Наглядный материал должен соответствовать определенным тре-бованиям:

- предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берут-ся из окружающей жизни;

- чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необхо-димо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспри-нимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

- наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном

количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим

требованиям.

Особые требования предъявляются по методике использования наглядного материала. При подготовке к образовательной деятельности педагог тщательно продумывает, когда (в какой части занятия, в какой деятельности и как будет ис-пользован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недо-статочное его использование, так и излишки.

Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические за-дачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.

Так, если дети получают начальные представления о тех или дру-гих свойствах, признаках объекта, можно ограничить-ся небольшим количеством средств. В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множе-ство колец на подносе.

При ознакомлении детей, например, с новой геометрической фигурой - тре-угольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету величине и форме тре-угольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять не-сколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фи-гуры, таблицы и другие виды наглядности на одной образовательной деятельно-сти.

Отметим также основные педагогические требования к занимательному ма-тематическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандарт-ной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообра-зить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для само-стоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и матема-тического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьирова-нию заданий, методических приемов и форм организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

Занимательный математический материал является средством комплексно-го воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает актив-ную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логиче-ское мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоя-тельно искать и находить способы действия для решения практических и познава-тельных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения мате-матики и других учебных предметов в школе.

К дидактическим средствам относятся пособия для педагога детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных мате-матических представлений. Основное их назначение — помочь педагогу осуще-ствить на практике предматематическую подготовку детей к школе.

К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются высокие требования. Они должны:

а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных мате-матических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психоло-гами, математиками;

б) соответствовать современной дидактической системе предматематической под-готовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организа-ции работы в детском саду;

в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения мас-совой практики;

г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Задача педагога - сделать образовательную организованную деятельность по формированию элементарных математических представлений занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.

И теперь, следуя древней пословице:

«Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я пони-маю»,

призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

Публикации по теме:

Добрые поступки для воспитанников средней группы Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников Воспитание нашего подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ "Об образовании" статья 18.

Методическая разработка НОД с детьми средней группы «Увлекательное путешествие» Цели: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Транспорт»; формировать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения.

Методическая разработка по ФЭМП детей старшей группы «Игра-путешествие в город сказок» Программное содержание: Обучающие задачи: Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать.

Методическая разработка по ФЭМП детей старшей группы с использованием сказочных сюжетов сказки «Колобок» Программное содержание: -развивать творческую активность, используя сложно-дидактические игры; -уточнить знания детей о цифрах и числах,.

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у воспитанников старшего дошкольного возраста Содержание: Введение. 3 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме.

Методическая разработка проекта с детьми средней группы «Мамочка моя»Методическая разработка проекта с детьми средней группы «Мамочка моя» Проект «Мамочка моя»» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, развитию детей направленный.

Методическая рекомендация «Предметно-пространственная среда во второй младшей группе» Развивающая предметно - пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления.

Проект для воспитанников средней группы «Мир на ощупь» Проект для воспитанников средней группы на тему: «МИР НАОЩУПЬ» Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода.

Проект «Я и моя семья» для воспитанников средней группы Тема проекта: «Я и моя семья» Цель проекта: Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. Задачи: • Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая рекомендация «Требования ООД по ФЭМП воспитанников средней группы»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 12:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая рекомендация «Требования ООД по ФЭМП воспитанников средней группы»» (включая файлы) размещена пользователем Шарафутдинова Регина Гаязовна (УИ 414881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД