Шарафутдинова Регина Гаязовна
Методическая рекомендация «Требования ООД по ФЭМП воспитанников средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целе-направленная деятельность, в ходе которой педагог продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения.
Формирование элементарных математических представлений у дошколь-ников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.
Публикация «Методическая рекомендация „Требования ООД по ФЭМП воспитанников средней группы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
ООД являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
Организованная образовательная деятельность по формированию элемен-тарных математических представлений (ФЭМП) у детей строятся с учетом обще-дидактических принципов: научности, системности и последовательности, до-ступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др.
Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огром-ное количество важной информации. Существует специальная методика форми-рования элементарных математических представлений, с помощью которой ма-ленький человек получает навыки логического мышления.
Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат до-школьников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые яв-ления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного ис-точника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любая организованная образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные ре-алии требуют от педагога применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ ма-тематического мышления.
Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и пси-хического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математиче-ским понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать дан-ные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образователь-ным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе яв-ляется обязательным элементом.
В концепции дошкольного образования указаны четкие требования к формированию познавательного интереса будущих первоклассников, и часть ее составляет именно математическое образование.
Можно сформулировать основные общие требования к проведению обра-зовательной деятельности по формированию математических представлений:
1) Каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулиро-ванную тему, цель и задачи;
2) Содержание учебного материала должно включать в себя формирование ма-тематических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношени-ями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка.
3) Объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность де-тей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе.
4) Методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (от-вечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или за-креплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференциро-ванного подхода).
5) Педагог должен постоянно следить за качеством усвоения знаний, формирова-нием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неоргани-зованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математиче-ское представление в изобразительной деятельности и т. д.).
6) Подбор адекватных средств под тот или ной вид организованной образова-тельной деятельности (атрибуты для игр в «Магазин», наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий.
7) Организационная четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактиче-ской цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реа-лизовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени. Инте-грированные занятия включают в себя другие виды деятельности ребенка, но не предъявляются требования к качеству их овладения, преследуя основную цель математического развития.
8) Структурные части занятий:
9) Организация детей на занятии;
10) Повторение изученного, а предыдущих занятиях;
11) Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведение к восприятию новых знаний;
12) Сообщение нового материала педагогом, восприятие и первичное осознание его детьми;
13) Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руко-водством педагога и самостоятельной деятельности:
14) Подведение итогов занятия.
15) Взаимосвязь м6ежду видами образовательной деятельности в течении всего периода обучения (концентрический принцип).
16) Владение методикой организации математической деятельности, умение да-вать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям.
17) Развитие культуры познания, интереса к математическим фактам и явлениям.
18) Переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамиче-ских пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы.
Таким образом, основными требованиями к организации математического разви-тия в ДОУ на данный момент являются:
- Развивающий характер образовательной деятельности, направлен на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей ребенка;
- Комплексно – тематическая модель организации математической деятельности;
В содержании образовательной деятельности должны быть представлены разные виды деятельности, развертывающиеся во всей своей структуре: мотив, цель, выбор средств, нахождение способов, выполнение, контроль.
Так же предъявляются высокие требования к наглядному материалу.
Наглядный материал должен соответствовать определенным тре-бованиям:
- предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берут-ся из окружающей жизни;
- чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необхо-димо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспри-нимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
- наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном
количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим
требованиям.
Особые требования предъявляются по методике использования наглядного материала. При подготовке к образовательной деятельности педагог тщательно продумывает, когда (в какой части занятия, в какой деятельности и как будет ис-пользован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недо-статочное его использование, так и излишки.
Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические за-дачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.
Так, если дети получают начальные представления о тех или дру-гих свойствах, признаках объекта, можно ограничить-ся небольшим количеством средств. В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множе-ство колец на подносе.
При ознакомлении детей, например, с новой геометрической фигурой - тре-угольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету величине и форме тре-угольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять не-сколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фи-гуры, таблицы и другие виды наглядности на одной образовательной деятельно-сти.
Отметим также основные педагогические требования к занимательному ма-тематическому материалу как дидактическому средству.
1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандарт-ной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообра-зить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.
2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для само-стоятельных поисков способов решения.
4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и матема-тического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьирова-нию заданий, методических приемов и форм организации.
5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.
Занимательный математический материал является средством комплексно-го воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает актив-ную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логиче-ское мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоя-тельно искать и находить способы действия для решения практических и познава-тельных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения мате-матики и других учебных предметов в школе.
К дидактическим средствам относятся пособия для педагога детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных мате-матических представлений. Основное их назначение — помочь педагогу осуще-ствить на практике предматематическую подготовку детей к школе.
К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются высокие требования. Они должны:
а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных мате-матических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психоло-гами, математиками;
б) соответствовать современной дидактической системе предматематической под-готовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организа-ции работы в детском саду;
в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения мас-совой практики;
г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.
Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Задача педагога - сделать образовательную организованную деятельность по формированию элементарных математических представлений занимательной и необыкновенной, превратить её в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.
И теперь, следуя древней пословице:
«Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я пони-маю»,
призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.