Светлана Стороженко
Методы обучения на уроках музыкальной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Преподавание музыкальной литературы в ДШИ невозможно без опоры на принципы и методы дидактики обучения. "Как лучше подать на уроке новый материал, закрепить старый?" - такие вопросы помогут преподавателям решить основные дидактические правила. (Дидактика - наука, разрабатывающая теорию образования и обучения, включая воспитание в процессе обучения. сформировавшаяся ещё в древнейшие времена.)
Публикация «Методы обучения на уроках музыкальной литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Обучение учебному предмету "Музыкальная литература" имеет свои специфические особенности. Здесь использование методов и принципов дидактики обучения без их учёта не принесёт пользы. При продумывании структуры урока, его содержания обязательно следует учитывать психологию музыкального восприятия обучающихся, её особенности, специфику, ведь на уроках мы изучаем в первую очередь - Музыку!
Важной задачей дидактики является создание базы теоретических знаний. Здесь поможет принцип единства преподавания и учения. Существует большое количество педагогических приёмов и методов дидактики. Все они имеют чёткие определения и формулировки, точную терминологию.
В своей педагогической работе нужно опираться на труды таких отечественных и зарубежных мастеров, как: Ян Амос Коменский, Я. Эльконин, В. Давыдов, М. Скаткин, М. Махмутов, И. Лернер. Их работы наиболее понятны, конкретны, а формулировки чёткие и ясные. Применение их методов в процессе педагогической практики показало положительные результаты.
В настоящее время в современной педагогике практикуются следующие методы обучения :
1. «Информационно-рецептивный». Этот метод чаще всего используется при изучении новой темы. Лучше всего – при разборе характеристик эпохи, обзорах жизненного, творческого пути композиторов.
Определение данного метода исходит от основного принципа - подача новой информации. Многие используют аналогичный термин как «объяснительно-иллюстративный», что более понятно. Безусловно, мы иллюстрируем его наглядными пособиями, репродукциями, фотографиями, музыкальными примерами, следовательно, термин «иллюстративный» оправдывает себя. Педагог активизирует восприятие детей и делает акцент на запоминание новой информации.
Этот дидактический метод - один из традиционных, к нему обращаются наиболее часто. При его использовании наибольшая нагрузка ложится на преподавателя. Он должен не только хорошо изучить новую тему, подаваемую учащимся, но и продумать, отобрать необходимое.
Так, при изучении таких объёмных тем, как жизненный и творческий путь И. Баха, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Д. Шостаковича важно отобрать самое характерное для стиля и творчества композиторов. Не перегружать обучающихся лишними фактами, но и не обеднять подаваемую тему.
На таком уроке наибольшую нагрузку несёт преподаватель. Именно он на уроке более активен, чем обучающиеся. Отсюда и плохое запоминание, слабый уровень знаний. Следовательно, использование только этого метода не принесёт педагогу желаемых результатов.
2. «Репродуктивный метод» от "репродукция", воспроизведение. Этот метод является одним из традиционных. После подачи нового материала, через какой-то промежуток времени преподаватель проводит фронтальные устные или письменные опросы, желая получить от обучающихся подтверждение усвоения полученных знаний. Кажется, в данном случае должны быть наиболее активны учащиеся, но систематическое использование этих методов приводит к перегрузке преподавателя и потери интереса у обучающихся, которые привыкают пассивно воспринимать новую информацию и, в лучшем случае, автоматически вызубрив, выдают правильный ответ. Не происходит активного осмысленного усвоения темы, увлечения новым музыкальным материалом
Аристотель говорил: "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь". Следовательно, наша задача - не только дать ученикам нужную информацию, но дать её в интересной, увлекательной форме, постоянно активизируя процесс восприятия. Учитывать, какие - информативные или понятийные знания дать раньше, какие - позже. Преподавателю необходимо чё тко определить использование видов памяти: кратковременную и долговременную. В процессе обучения желательно активно развивать оба вида памяти, подключая осознанное восприятие учебного материала обучающимися.
В настоящее время в современной педагогике применяются новые, инновационные методы обучения : эвристический, проблемный, поисковый. Так же один из видов инновации - интегрированный урок. Ещё в древности философы-мыслители Платон, Аристотель, со своими учениками, вели беседы в поисках истины и точных формулировок. Значит, предпосылки так называемых новаторских методов возникли еще в древней Греции.
3. Эвристический - от древнегреческого «эврика» – «нашёл», как и поисковый и проблемный методы, на первый план ставит поиск решения самим учеником, опираясь на полученную ранее информацию. Ученик, методом сравнения, размышления, самостоятельно приходит к нужному решению. Конечно, и здесь большая подготовительная работа ложится на педагога. Он должен продумать шаг за шагом вопросы наводящего типа, приводящие к нужному решению и результату. Хотя чрезмерно увлекаться использованием только эвристического и проблемно-поискового методов тоже не стоит.
Наибольшую пользу принесёт только разумное сочетание методов дидактики. Обучающиеся должны иметь определённую базу знаний, чтобы использовать поисковый и проблемный методы, поэтому без информационно-рецептивного метода педагог также не может обойтись.
Эффективно применение эвристического и проблемно-поискового метода при разборе музыкальных произведений или при аналитической работе,
Так, изучение новой темы - характеристика творчества А. Даргомыжского и разбор оперы «Русалка», хорошо усваивается при сравнении с творчеством М. Глинки. Педагог намечает ряд вопросов, активизируя память учеников, подталкивая их к нужному ответу. Не нужно забывать об изучении работ Б. Асафьева, Б. Яворского, которые в своё время с успехом использовали поисковый метод обучения. В своих методиках они ставили целью : "Никогда новое понятие не должно идти впереди познания явления". Например, начиная тему «А. Даргомыжский», мы даём ученикам прослушать романсы "Титулярный советник", "Старый капрал", а также фрагменты из оперы "Русалка". Затем, в ходе эвристической беседы, обычно довольно в быстром темпе мы используем метод фронтального опроса : выясняем с учащимися, в чём отличие творческого метода А. Даргомыжского от творческого метода М. Глинки. Обсуждаем, в чём особенности их стиля, музыкально-выразительных средств, особенности формы, типа драматургии. При серьёзном и глубоком изучении творчества Глинки, обучающиеся довольно легко и быстро определяют особенности стиля А. Даргомыжского.
Обучающиеся чё тко формулируют выводы: М. Глинка - опора на песенное начало; А. Даргомыжский - речитативность; М. Глинка - крупные хоровые сцены; А. Даргомыжский - динамичные ансамбли; М. Глинка - чёткость строения замкнутых оперных форм; А. Даргомыжский - динамизация, текучесть ансамблевых сцен; М. Глинка - эпические, героические личности;
А. Даргомыжский – психология простых маленьких людей.
Или ещё пример: при разборе музыкального произведения, если ученики хорошо поняли тему «сонатная форма», то при изучении новых произведений - сонат или симфоний - мы сначала прослушиваем их с учащимися и (предварительно) ставим перед ними заранее продуманные вопросы: форма, тональный план, особенности драматургии, структуры разделов, типы драматургии. Обычно при систематичной целенаправленной работе педагог получает хороший результат.
4. Использование межпредметных связей (связи временной, логической, тематической между учебными предметами). Это построение интегрированного урока - урока, сочетающего различные типы межпредметных связей, которые привлекают смежные виды искусств. На первый взгляд, далёкие от музыки, но очень нужные: поэзия, проза, живопись, скульптура.
В преподавании музыкальной литературы использование межпредметных связей даёт хороший результат. Например, по темам: характеристика творчества композитора или разбор оперы «Князь Игорь». Тогда используются фрагменты древнерусских летописей, репродукции картин В. Васнецова, К. Васильева, И. Глазунова, репродукции и фотографии православных киевских, новгородских, ярославских соборов и иконописи.
Очень увлекает обучающихся интегрированный урок по теме : С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», где учащиеся зачитывают фрагменты из поэмы К. Симонова, из древней Новгородской летописи. Они обсуждают схему ледового побоища, смотрят альбомы русского вооружения того периода, смотрят фрагменты видеозаписи кинофильма. В ходе таких уроков новый учебный материал запоминается детьми очень легко, крепко и надолго, а музыкальный материал активизирует эмоциональное восприятие.
Продуманное использование принципов и методов дидактики на уроках музыкальной литературы поможет добиться желаемых результатов.
Использованная литература :
1. Очерки по методике преподавания музыкальной литературы. М. 1986.
2. Основы педагогики музыкальной школы. М. 1985.
3. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. М. 1982.
4. Дидактическая система методов обучения. М. 1980.