Ирина Вячеславовна Дружинина
Методические материалы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством В. М. Васнецова
▼ Скачать + Заказать документы
Методические материалы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством В. М. Васнецова (1848-1926)
1. Биография и творческая деятельность
Виктор Михайлович Васнецов родился 3(15) мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. В семье Васнецовых было шестеро сыновей, из которых Виктор был вторым. Детство Виктора Михайловича прошло в селе Рябово, той же Вятской губернии. Отец будущего художника, Михаил Васильевич Васнецов был священником, разносторонне образованным человеком, детям также старался дать разностороннее образование. В семье читали научные журналы, рисовали. С детства мальчик увлекся рисованием.
Публикация «Методические материалы по ознакомлению старших дошкольников с творчеством В, М, Васнецова» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В 1858 году Васнецов, следуя по стопам отца, едет в Вятку, где сначала поступает в духовное училище, а затем и в духовную семинарию. В семинарии будущий художник увлекся изучением летописных сводов, древнерусской литературы, русской старины. Наибольшее удовольствие Васнецову доставляли занятия живописью: он много рисовал с натуры, копировал музейные оригиналы, иногда писал картины масляными красками. Через несколько лет его успехи в живописи стали настолько очевидны, что он был приглашен польским художником Э. Андриолли помощником для декорирования вятского кафедрального собора. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Однако эти рисунки были опубликованы только в 1912 году в альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова».
В августе 1867 года Васнецов уезжает в Петербург поступать в Академию художеств. Молодой человек успешно сдал экзамены, однако в силу своей застенчивости не узнал, что был принят. Поэтому зиму 1867-1868 годов Васнецов занимался в школе при Обществе поощрения художеств, где одним из преподавателей у него был И. Н. Крамской. В следующем учебном году Васнецов наконец начинает учебу в Академии художеств. Здесь Васнецов знакомится с будущими передвижниками Репиным, А. Куинджи, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым.
Проучившись в Академии немногим более года, Васнецов удостаивается двух Малых серебряных медалей за картину «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры. Через два года художник получает большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом».
Однако вскоре Васнецов потерял интерес к учебе в Академии. Причиной тому стала тяга художника к писанию картин на темы из русских былин и сказок. Вообще этот период в жизни художника выдался очень тяжелым. Умирает его отец, к Виктору из Вятки приезжает брат Аполлинарий. Чтобы обеспечить себя и своего брата и себя, Васнецов много работает. Художник выполнил около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», «Солдатской азбуке» Столпяпского, к «Русской азбуке для детей» Водовозова, к сказкам «Конек-Горбунок» и «Жар-птица».
В 1874 году за картины «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне. В этот же год художник экспонирует свою картину «Чаепитие в трактире» на Третьей выставке Товарищества передвижников. Вообще все картины этого периода творчества художника носят жанровый характер. Среди наиболее известных «Нищие певцы», «Книжная лавка», «С квартиры на квартиру».
В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке, и «Акробаты». В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри» : Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Художник хотел подарить этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после окончания работы над большим полотном.
После возвращения в Россию, Васнецовым овладело стремление посвятить свое творчество сказочно-былинным сюжетам. Однако художник все еще продолжал писать жанровые произведения. Одним из последних таких произведений стала картина «Преферанс», написанная в 1879 году.
В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. Картина была экспонирована на VIII Выставке Товарищества передвижников и приобретена Третьяковым. В этом же году живописец работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Эти картины были приобретены известным в России промышленником и меценатом Мамонтовым и его братом. Сами произведения выставлялись на VIII и IX выставках Товарищества передвижников в 1880 и 1881 годах.
Также Васнецов проявил себя как художник-портретист. Живописец писал только лишь близких или интересных ему людей. Среди портретных работ художника следует отметить картины «В костюме скомороха» (1882, портрет Н. Мамонтовой (1883, Т. Мамонтовой (1884, Б. Васнецова, сына художника (1889, Е. Праховой (1894, В. Мамонтовой (1896, Т. Васнецовой, дочери художника (1897).
В 1881 г. Васнецов пишет знаменитую картину «Аленушка». Художник продолжает посвящать свое творчество эпическим темам : в 1881-82 годах создаются полотна «Битва славян с кочевниками» (1881, «Витязь на распутье» (1882).
В 1885 году Васнецов получает от А. В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Художник работал над росписью Собора более десяти лет. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века. При подготовке к росписи, Васнецов проделал огромную работу: художник ознакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей. Работая в соборе, Васнецов постоянно проверял, соответствуют ли его росписи церковным каноном. После окончания росписи киевского Владимирского собора художник получил заказы на оформление храмов в Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Петербурге, Варшаве.
2. В. М. Васнецов «Богатыри»
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Васнецов работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
Первоначальный замысел картины зародился у В. Васнецова, еще когда он был в Париже. Тогда своих богатырей он набросал в эскизе, сильно восхитившем В. Д. Поленова. В. Васнецов сразу же хотел подарить этот эскиз художнику, но В. Д. Поленов отказался. "Преподнесете, когда исполните картину, - сказал он, - а пока пусть он у Вас будет".
Долгое время другие крупные работы отвлекали В. Васнецова от "Богатырей", но они неотступно были перед ним, преследовали художника, он считал их своим творческим "долгом, обязательством перед народом, который меня вырастил, воспитал, вооружил умением".
И вот в 1881 году В. Васнецов возвращается к работе над "Богатырями" - к картине о доблестных рыцарях, защитниках угнетенных, а по сути - к рассказу о силе народа, его стойкости и героизме. Дать общий портрет самых прославленных, самых выдающихся русских богатырей, в которых народ по праву видел национальных героев, - задача была не из легких! Об этих героях во многих былинах рассказывается, согласно былинным описаниям и изобразил их В. Васнецов на своем полотне.
Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.
3. Искусствоведческий рассказ для старших дошкольников
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском художнике Викторе Михайловиче Васнецове, вот его портрет. Виктор Михайлович родился в 1848 году, это было очень давно, с тех пор прошло уже более 150 лет. Это было так давно, что еще на свете не было ваших бабушек и дедушек. Виктор Михайлович родился в далекой русской деревне Лопьял Вятской губернии.
О подвигах богатырей слагали сказки, песни, былины. Художник Виктор Васнецов написал картину, которую так и назвал «Богатыри». 17 лет он трудился над этой картиной, которая вызывает чувства гордости и восхищения, волнует нас. Нам трудно представить богатырей иначе, чем они изображены на картине.
На картине Виктора Васнецова изображены легендарные святорусские богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович. Композиция картины решена таким образом, что фигуры богатырей возвышаются над линией горизонта, этим художник подчёркивает мысль о том, что вся русская земля находится под их защитой.
Центральное место в картине занимает фигура Ильи Муромца и его богатырского коня. Мощь, сила и мудрость чувствуется во всём его облике, из–под руки он оглядывает родные просторы. Конь под ним спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Художник придал лицу этого богатыря свои черты. Добрыня Никитич – не терпелив, он уже вынимает из ножен меч, хотя видимой причины это делать, ещё нет. Третий богатырь Алёша Попович, он – сын попа. Алёша Попович самый молодой из богатырей и самый лукавый – не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук держит наготове. Рыжий конь Алёши под стать ему. В руках у каждого богатыря то оружие, которым он лучше всего владеет.
То, что Русь нуждается в защите, художник подчёркивает изображением неспокойной линией холмов за спиной богатырей, низкими елочками, пожухлой травой. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.
На голове у богатыря шлем, грудь защищает металлическая кольчуга. Оружие — копье, тяжелая палица, щит, меч, лук и стрелы. Необходимо обратить внимание на декоративные украшения, выполненные чеканкой, ковкой, инкрустацией драгоценными камнями. Все это украшает воинов и их коней. Кони тоже под стать богатырям: сильный вороной конь Ильи Муромца, готовый мчаться белый конь и спокойный, даже покорный, золотистый конь Алеши Поповича.
В изображении богатырей художник Виктор Васнецов использовал много красного и золотистого цветов. Это не случайно, т. к. красный цвет — цвет победы, радости. Как художнику удалось передать блеск металла? Он не закрасил кольчугу одним цветом, а оставил светлые блики, и получился блеск металлической кольчуги.
Как вы думаете, Родина сзади богатырей или впереди? Художник очень хотел, чтобы мы догадались, и небо изобразил бело-розовым. Что в картине самое незащищенное? Найдите самую молодую елочку. Елочку, которая выросла раньше других. Как вы думаете, о чем в этот момент тревожатся елочки? Что они говорят друг другу? Но зря волнуются елочки, что сильные ноги коней примнут их. Еще минута — и помчатся кони с богатырями туда, куда так внимательно всматривались воины : не видать ли врага, не обижают ли кого?
На картине все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее. Но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
Список литературы
1. Бахревский В. А. Виктор Васнецов. / серия «Жизнь замечательных людей». — М. : «Молодая гвардия», 1989.
2. «Богатыри» // из кн. «Замечательные полотна». — Л., 1966. С. 298.
3. Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М. : Наука, 1965. С. 114.
4. Краснов Н. В. Беседы по искусству. — М. : Искусство, 1965.
5. Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Васнецов. Жизнь и творчество. – М. : Искусство, 1962.
6. Удальцова М. «Я всегда только Русью и жил.» К 155-летию со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) // Голос совести. 2003. № 5 (9)
7. Улыбышева М. Виктор Васнецов. Богатырь земли русской. - М. : ИД Форма. 2013.
8. Шилова Е. В. Виктор Васнецов. Альбом. – М: Арт-Родник. 2004.