Лучший педагог года

Бизиборды как средство развития детей дошкольного возраста

половникова Татьяна
Бизиборды как средство развития детей дошкольного возраста

Предисловие.

Данный методический материал разработан к тематическому набору бизибордов «Мир русских сказок».

Бизиборды «Мир русских сказок»это доски в форме сказочных героев сделанные из деревянного щита: лисичка, зайчик, волк, медведь.

Развивающие доски наполнены цветными замочками, счетами, шпингалетами, шнуровкой, шнурками разной длины с разными предметами, колесиками разного размера, циферблатом, лабиринтом, извилистыми дорожками.

Публикация «Бизиборды как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Настоящая методическая разработка содержит конкретные рекомендации практического характера и раскрывает, как можно творчески подойти к использовании бизибордов в образовательном процессе детского сада.

Методический материал разработан для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Данный материал может с успехом применяться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку его основная цель – развитие сенсорной сферы человека.

В методической разработке представлена серия конспектов, к каждому из которых определены задачи, подробно описаны используемые игры. Всё это позволит использовать методическую разработку педагогам с любым уровнем квалификации и опытом работы. Кроме того, конспекты или отдельные игры могут быть реализованы педагогами-психологами и учителями-логопедами в коррекционной работе детьми.

Новизна представленной работы заключается в систематизации игр и упражнений для комплекта бизибордов «Мир русских сказок». В настоящее время отсутствуют конкретные методические разработки использования бизибордов. Педагогам приходится опытным путем искать интересные приемы работы с детьми. Настоящая методическая разработка частично решает эту проблему и может стать отправной точкой для дальнейшей работы с бизибордами разных типов и ее систематизации.

Используя методическую разработку, педагоги получат сведения о рациональной организации образовательной деятельности с использованием тематических бизибордов, пополнят копилку эффективных методических приемов.

Материал систематизирован, изложен максимально просто и отвечает на вопрос «Как использовать бизиборды в образовательном процессе?».

Серия конспектов игровых занятий с детьми представляет авторскую методическую разработку, в которой используются веселые четверостишия. Задания к бизибордам органично сочетаются с подвижными и дидактическими играми, с применением дополнительных атрибутов.

Разработанные конспекты могут стать частью образовательной деятельности детей по конкретным темам недели, как часть образовательной деятельности по всем образовательным областям (социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое).

При разработке заданий учтены возрастные особенности дошкольников. В серии конспектов приводятся задания и игры для детей 2-4 лет. Отдельные игры можно рекомендовать детям раннего возраста. Основной особенностью данных возрастных групп является стремление детей к практической деятельности.

Основные приемы:

- игры

- практическая деятельность

- словесные задания.

Методический материал позволить решить следующие образовательные задачи:

1. Развить мелкую моторику рук;

2. Развить восприятие цвета и формы;

3. Обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами;

4. Развить навыки ориентировки в пространстве и использовать в речи предлоги и предложные формы;

5. Способствовать мотивации к познавательной деятельности;

6. Способствовать развитию наглядно-действенного мышления.

Несмотря на явные задачи, которые можно решить с помощь игровых бизибордов, имеются еще и скрытые задачи, которые формулируются, исходя из контекста образовательной деятельности, и игровых приемов, используемых педагогом.

Общеизвестно, что бизиборды привлекают детей своими крючками, кнопками, колесиками и т. д. Но спонтанная самостоятельная игра детей быстро сходит на нет, исчерпав свою привлекательность и преодолев уровень сложности. Представленный методический материал позволит превратить хаотичную самостоятельную игру ребенка с бизибордом в целенаправленный познавательный процесс.

Автор методических материалов: Половникова Татьяна Васильевна, воспитатель МАУДО «Детский сад №9» города Ялуторовска, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 38 лет.

Введение.

В последнее время в детских садах все чаще в развивающей среде появляются пособия с интересным названием БИЗИБОРД. Бизиборд – развивающая доска со всевозможными кнопками, крючками и всякими маленькими опасностями, которые ребенку в обычной жизни трогать запрещено. Возможно этим и вызван такой интерес ребенка к такому игровому пособию.

Бизиборды являются действительно нужными предметами. Во-первых, они сразу привлекают и надолго приковывают к себе внимание малышей. На бизиборде ребенок найдет множество деталей, которые вызовут огромный интерес и желание потрогать, покрутить лабиринт, пощелкать шпингалетом, нажимая на кнопку, открывать разноцветные замочки, с удовольствием заниматься шнуровками, колесиками, которые можно пальчиком крутить в разные стороны. Дети обследуют каждую деталь на бизиборде и развивают свои тактильные ощущения, моторику пальцев, логику и мышление. Чем больше будет различных элементов закреплено на доске, тем интереснее познавательный процесс. При нажатии маленькими пальчиками рук, происходит прямое воздействие на мозг ребенка. Работа с бизибордом совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу.

Кроме того, в процессе игры с бизибордом, дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации, видят ошибки и пытаются их исправить.

Бизиборды - это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.

Таким образом, используя бизиборды в образовательном процессе, можно решить следующие задачи:

1. Развить мелкую моторику.

2. Развить координацию движений.

3. Развить психические процессы.

4. Способствовать развитию познавательной активности.

5. Способствовать развитию речи и обогащению словаря.

6. Способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).

Но спонтанная самостоятельная игра детей быстро сходит на нет, исчерпав свою привлекательность и преодолев уровень сложности. Перед воспитателем стоит задача сделать занятия разнообразнее и интереснее, организовать целенаправленный познавательный процесс, а также систематизировать игры и упражнения для достижения образовательного эффекта.

Конспекты вариантов игры с бизибордами «Мир русских сказок».

Конспект №1

Задача: Способствовать развитию сенсорного восприятия.

Воспитатель:

В гости к нам пришла лиса.

Много игр принесла.

У лисы на спинке разные картинки.

Есть шнуровка, есть ключи,

Разноцветные шары.

Можно шарики считать и

Замочки открывать.

У лисы на спинке есть круглый лабиринт,

Шпингалет железный, как пушка – боевик.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Не лает, не кусает, в дом не пускает (замок).

Воспитатель: Найдите ключик с желтой шнуровкой и найдите к нему замочек.

Воспитатель: Какого цвета вы открыли замочек?

Воспитатель: А сейчас посмотрите на красный замочек и закройте его ключиком, который к подойдет к замочку.

Воспитатель: На каком кружке висит красный замочек?

Воспитатель: Какого цвета фонарики у светофора? Сколько их?

Воспитатель: А у лисы на спинке, сколько цветных кружков?

Найдите тот цвет у лисы на спинке, через который можно пройти по пешеходному переходу через дорогу.

Воспитатель: возьмите ключик и откройте замочек того цвета, на который можно пройти через дорогу. Все задания с замочками выполнили, а лисичка предлагает нам поиграть в игру «Хитрая лиса».

Правила игры: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Воспитатель: У лисы на спинке разноцветные шары – шарики считалки. Посмотрите и назовите, как расположены шарики на первой, второй и третьей лесенке? Сколько белых шариков, синих, красных.

Воспитатель: как можно проверить? А какой формы шарики? На что похожи?

Воспитатель: Выложите из цветных кружков бусы, точно в таком же порядке как на первой, второй, третьей лесенке по выбору.

Воспитатель: вспомните, какая есть, хороводная игра с названием геометрической фигуры. («Круг – кружочек»).

Правила игры: Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами «Круг- кружочек, повернись разочек - раз, два, три, повернись (называют любое имя ребенка, например, Катюша ты, и Катюша поворачивается спиной в круг) и так, пока все дети не повернуться спиной в круг. Когда все дети повернулись спиной, произносят слова: «Раз, два, три, повернитесь, дети вы». Игра закончилась.

Воспитатель: вспомните, какие игры принесла лисичка.

Конспект № 2

Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики, развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитатель: В гости к нам пришла лиса, много игр принесла.

Синяя шнуровка - весё лый карандаш: посмотрите, что вы видите у лисы на спинке (шнуровка с карандашом).

Воспитатель: Посмотрите на домик с открытыми окошечками. Возьмите карандашик с синей шнуровкой, и загляните в каждое окошечко, протягивая через него шнуровку в каждом домике.

Воспитатель: А сейчас протяните шнуровку так, чтобы карандашик соединил оба домика между собой.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же у вас получилось, на что похоже (на паутинку, которую сплел паучок, на верёвочку, можно повесить игрушку, на провода, на лесенку).

Воспитатель:

В лес осенний я пойду, зайку серого найду.

Зайка, зайка, выходи, ты морковочки возьми

Возле пышной елки прямо на пригорке.

Воспитатель: что любит зайчик? (морковку)

Воспитатель: а где вырос грибок? (Под елкой)

Натяните верёвочку так, чтобы зайчик был вверху, а морковка внизу.

Воспитатель: Давайте попробуем спрятать зайчика за елку, а грибок перед елкой.

Дети проверяют и называют где стоит, грибок, зайчик.

Воспитатель: Посчитайте все предметы на шнуровке. Что висит на шнуровке первым? (первая – морковка, второй – зайчик, третья – ёлочка, четвёртый – грибок). Сколько всего предметов? (Четыре).

Воспитатель: Поиграем в игру «Чего не стало» На мольберте расположены картинки: заяц, грибок, морковка, ёлка.

Дети закрывают, глаза в это время воспитатель убирает, одну картинку и просит назвать чего не стало. Предлагается второй вариант игры «Кто лишний»

Конспект № 3

Задачи: Развивать мелкую моторику, глазомер, ориентировку в пространстве.

Воспитатель: сегодня лисичка снова пришла в гости и предлагает поиграть в игру «Попади в цель». Вы будете меткими стрелками, нужно стрелять прямо в цель. Но сначала мы поиграем в пальчиковую игру.

Метко я стрелять могу – начиная с указательного пальчика до мизинчика нажимая на большой, как делать щелчок в воздух.

Всех ребяток научу – начиная с мизинчика в обратную сторону к большому пальцу выполнять щелчки в воздух.

Шпингалетик свой нажму – нажимая на каждый пальчик.

Прямо в цель я попаду – снова повторяют движения щелчка.

Воспитатель дает детям возможность самостоятельно поиграть со шпингалетом. Если дети не смогут попасть в цель, спросить, почему не получается. Дать детям возможность подумать. После чего приходят к единому мнению: надо остановить мишень – это круг. Пробуют и видят, что получилось, нажимая на кнопку шпингалета, происходит щелчок попадание в цель.

Воспитатель: какие меткие стрелки! А сейчас новая игра «Забрось в цель».

Правила игры: Дети выстраиваются в две колонны и по сигналу воспитателя берут малые мячи и забрасывают в корзину по очереди. Засчитывается чья команда забросила больше мячей в корзину.

Воспитатель: Игра «Лабиринт»

Есть еще одна игра, очень точная она.

Если вправо наклонить - шарик быстро убежит

Если влево повернуть - вновь окажется он тут.

Как дорожки нам пройти? Подскажи и помоги!

Дети самостоятельно пытаются закатить все шарики в центр круга.

Воспитатель: Что есть у часов? Какого цвета стрелки?

Если большая стрелка покажет, какую-то цифру - надо хлопнуть в ладоши столько раз. Маленькая стрелка укажет цифру - выполнить приседание. Большая и маленькая стрелки будут стоять вместе на одной цифре – двигаться в разных направлениях по группе. Игра выполняется 2 – 3 раза.

Воспитатель: в какие игры с лисичкой вы хотите еще поиграть?

Конспект №4

Задачи: Развивать вращательные функции кисти, умение координировать и направлять движение руки.

Воспитатель:

Жил-был зайчик - длинные ушки.

Были у зайчика игры-вертушки.

Зайчик по часам гуляет,

Лапкой крутит, все вращает.

Правой, левой - вот игра, убегает, не беда!

По тропинке, по дорожке бегает, сверкают ножки.

К лабиринту подбежал и тихонечко сыграл.

Ничего не говорит, только глазками сверкает,

Шарики в нем разгоняет. Надоело зайцу бегать.

По часам идет к обеду. Зайка, зайка, не спеши!

Ты колёсики крути!

Воспитатель: Зайчик нам тоже предлагает покрутить колесики правой, левой рукой, каждым пальчиком.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: Какое колесо по размеру - большое или маленькое? Как колесико катится - быстро или медленно? Где еще есть колеса?

Воспитатель: Посмотрите, у зайчика есть ещё колесики – шестерёнки. На что они похожи? Что вы видите внутри шестеренки?

Воспитатель: Посмотрите, посередине, справа, слева какого цвета шестерёнка? Что нарисовано в шестерёнке справа – снежинка, в первой шестеренке – луна, а по серединке?

Предлагаю «Украсить коврик» (Математический диктант).

У детей на столе лежат квадраты цветной бумаги. В подносах фигуры: квадрат, треугольник, круг, овал, снежинка. Воспитатель говорит задание, дети выкладывают геометрические фигуры. Проверяют украшенные коврики.

Воспитатель: обратите внимание, что есть у зайчика на спинке? (Дорожки).

Воспитатель: На что похожи дорожки?

(извилистая как волна, кривая – как крыша у домика, ломанная – на квадратики).

Воспитатель: представьте, что по извилистой дорожке бегает жучок с красной спинкой, а по кривой - жучок желтой спинкой, по ломанной жучок зелёный. Давайте проверим, какой жучок бегает быстрее и по какой дорожке.

Дети проверяют и делают вывод, что быстрее всех прибежал жучок по извилистой дорожке. Очень трудно было бежать зеленому жучку, потому что дорожка ломанная.

Воспитатель: Сколько всего было жучков?

Проводится подвижная игра «Жук»

В игре участвуют все дети – заранее выбирается ребенок, изображающий птичку. Дети свободно двигаясь по залу, или по поляне, поют вместе с воспитателем:

По дороге жук – жук, по дороге черный

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него, вот какой проворный.

Дети ложатся на спинку, поднимают ноги, и быстро ими шевелят

Он на спинку упал, лапками задвигал

(выполняют движения,

Крылышками замахал

(встают, делают махи руками)

Весело запрыгал

(прыгают на месте,

Крылышками замахал, весело запрыгал

(повторяют движения по тексту)

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него – вот какой проворный

Посмотрите на него – вот какой проворный (бегают на носочках в рассыпную)

Птичка! (дети – жуки бегут на места, стараясь, чтобы птичка их не поймала).

Воспитатель: Расскажите, в какие игры вы бы еще поиграли с зайчиком?

Конспект № 5

Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики, координации движения. Развивать внимание, фантазию, усидчивость, творческое и логическое мышление, самостоятельность;

Воспитатель:

Жили, были бизиборды : зайки, мишки, лисы, волки.

Весь лесной народ идет - игры детям раздает.

Вот бежит лиса плутовка: «Поиграй-ка, ты в шнуровку,

Протяни мой карандаш, через окна весь этаж».

Дети выполняют задание лисички: протягивают шнуровку.

***

Тут пришел к нам очень важный -

мишка-бизиборд отважный.

Посчитайте-ка друзья, сколько рыбок съел с утра.

Вот задачку вам даю: два больших съел карася,

Одного я съел ерша. Съел я щуку, чебака.

Рыбки вы в уме сложите и на счетах покажите.

***

Серый волк-волчище к нам пришёл, дружище.

Шпингалет, крючок, цепочку закрываем точка в точку

Шпингалетик на дверях, есть крючочек на шкафах

И цепочка тоже есть, научить хочу я всех.

Ну, ка дети начинайте и заданье выполняйте.

Дети выполняют задание на скорость, кто быстрей закроет и откроет крючок, цепочку, шпингалет.

***

Любит наш волчок играть - вот задание опять.

Бегай по дорожке - не сломаешь ножки:

по волнистой, по кривой, и по ломаной большой.

Кто быстрее справится вот с таким зданьицем.

Дети выполняют задания самостоятельно.

***

Тут откуда не возьмись серый зайка появись.

Тоже хочет поиграть, да детей по забавлять :

«У меня есть шестерёнки, Очень разные они.

Отгадай, какие в серединке нарисованы картинки.

Карандашик ты возьми, нарисуй и покажи.

Дети рассматриваю и рисуют, что нарисовано в шестерёнке – человечек.

***

На зелёной шестеренке есть, загадка отгадай:

На ладошку села тут же заревела (снежинка)

Самостоятельно рисуют снежинку.

***

Я шестеренка красная - прекрасная,

Без меня нельзя никак

Звездам в небе засиять.

Быстро угадайте, и названье дайте (луна)

Дети отгадывают загадку и рисуют.

Воспитатель подводит итог игры с бизибордом и в заключении проводится хороводная игра «Теремок»

Правила игры: Выбирается волк, заяц, лиса, медведь, мышка, лягушка. Дети организуют круг и идут по кругу поют песенку:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он ни низок, ни высок, не высок.

Как по полю мышка бежит,

У дверей остановилась и стучит.

Мышка: Кто в теремочке живет, кто в не высоком живет?

Никто мышке не ответил. Зашла мышка в круг теремка и стала в нем жить.

Дети идут по кругу и снова поют песенку,

Все звери по очереди просятся в теремок, перечисляют свои имена кто находится в кругу теремка.

Медведь: пустите меня в теремок.

Все звери отвечают нам самим место мало.

Медведь: я с краюшку и ломает круг детей. Дети, которые изображали теремок, приседают. Теремок ломается, все звери и разбегаются. Медведь их ловит, догоняет.

Воспитатель анализирует все задания, которые выполняли дети и предлагает детям еще раз поиграть на бизиборде с героем, который им больше всего понравился.

Литература:

1. Цветкова Е. В. Бизиборд как средство развития детей раннего возраста. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667270/

2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт. -сост. В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкина, И. А. Кильдышева. — М. : ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 464 с. — (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК»).

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Бизиборды как средство развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 мая 2020 в 19:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД