Получи документы

Привитие КГН и навыков самообслуживания детям с НОДА посредством дидактических игр

Лукьянова Валентина
Привитие КГН и навыков самообслуживания детям с НОДА посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Привитие культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания детям с нарушением опорно-двигательного аппарата через дидактические игры.

Авторы: Лукьянова Валентина Сергеевна, воспитатель

Кузнецова Ольга Сергеевна, воспитатель

Содержание

Аннотация

Актуальность

Цель

Задачи

Предполагаемый результат

Формы работы с детьми

Методы и приемы

Воспроизводимость

Интегративность образовательных областей

Пояснительная записка

Список литературы

Публикация «Привитие КГН и навыков самообслуживания детям с НОДА посредством дидактических игр» размещена в разделах

Приложение 1 Дидактические игры, на формирование

гигиенических навыков.

Приложение 2 Дидактические игры на развитие навыков

самообслуживания

Приложение 3 Игры на развитие мелкой моторики

Аннотация

Данные методические рекомендации помогут педагогам общеразвивающих групп организовать процесс освоения культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам, работающим в сфере инклюзивного образования.

Также рекомендации будут полезны родителям данной категории детей. С их помощью родители смогут в игровой форме обучать своих детей культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.

Актуальность

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Социально-бытовые навыки являются основой формирования культуры поведения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила и соответствующие нормы поведения. Соблюдение чистоты тела, культуры приема пищи, поддержания порядка в окружающей обстановке формируют социально-бытовые навыки у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают особые трудности при овладении культурно-гигиеническими навыками (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, совершение общегигиенических действий). Причинами затруднений являются физические нарушения движений пальцев рук, а также стремление родителей оградить своих детей от излишних усилий. Эти факторы приводят к снижению мотивации к самостоятельным действиям, что может стать причиной торможения, дальнейшее овладение трудовыми навыками и установление коммуникативных связей с окружающими. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать и закреплять у ребенка полезные для здоровья навыки и привычки. При формировании навыков необходимо учитывать наличие у детей целого ряда нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, недостаточность пространственных представлений, речи, познавательной деятельности.

Цель: оказание методической помощи педагогам общеразвивающих групп, а также родителям в формировании социально-бытовых навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Данные рекомендации направлены на решение следующих задач:

1. Повысить компетентность педагогов в вопросах формирования социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.

2. Формировать у детей культуру приема пищи, умение правильно пользоваться столовыми приборами.

3. Развивать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.

4. Формировать коммуникативные навыки, необходимые для социально-бытовой адаптации.

Предполагаемый результат

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сформированы социально-бытовые навыки, а также мотивация к самостоятельным действиям.

В ходе реализации данных методических рекомендаций учитываются следующие принципы:

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его следует учитывать, когда ребенок самостоятельно стремится к выполнению определенных действий. Взрослый помогает выполняет только то, что ребенок сам не может сделать.

Принцип наглядности. Он заключается в том, что в различных видах деятельности педагог использует наглядные средства (алгоритмы, игрушки, схемы).

Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность взрослого, которая является необходимым условием успешного обучения.

Принцип поэтапности обусловлен постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка и его пошаговой отработки. Это дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Принцип цикличности обусловлен необходимостью возвращаться к повторению усвоенного навыка. Доказано, что наибольшая активность детей проявляется при многократном повторении.

Принцип вариативности осуществляется при повторении материала в разных видах деятельности. Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически.

Формы работы с детьми:

• Индивидуальная

• Групповая

Методы и приемы, которые могут использовать педагоги и родители в работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания:

• Словесный - инструкции к действиям, слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

• Наглядный – демонстрация, показ самого действия, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания. Графические подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания (схемы последовательности действий)

• Практический - физические действия, помогающие ребенку справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Воспроизводимость:

Данные методические рекомендации помогут педагогам общеразвивающих групп организовать процесс освоения культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам, работающим в сфере инклюзивного образования.

Также рекомендации будут полезны родителям данной категории детей. С их помощью родители смогут в игровой форме обучать своих детей культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.

Интегративность образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Речевое развитие

Пояснительная записка

Как сказал французский прозаик и драматург Эрнест Легуве «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в силу своих физиологических особенностей испытывают серьезные трудности в процессе овладения культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, совершать общегигиенические процедуры). Дополнительные трудности создает диагноз, который имеют большинство детей в группе - Детский церебральный паралич.

Наиболее эффективный прием обучения ребенка социально-бытовым навыкам является дидактическая игра. С ее помощью педагог может реализовать три этапа формирования навыка: показ, напоминание и самостоятельные действия.

Для того чтобы сформировать у детей социально-бытовые навыки, мы должны обратить особое внимание на развитие мелкой мускулатуры рук как основного условия успешного обучения. Для этого полезно использовать различного рода дидактические игры: бизиборды, бирюльки, винтовые конструкторы, массажные мячики, вкладыши и многие другие пособия.

Список литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. 2016 г.

2. Смирнова Е. Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях - Москва, 1973. - 278с.

3. Павлова Л. Н., Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста - Москва: Айрис-Пресс, 2006. - 226с.

4. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007.

Приложение 1

Дидактические игры, направленные на формирование

гигиенических навыков.

«Кукла Лена обедает»

Программные задачи. Закрепить знания детей о столовой посуде; активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые действия. Отобрать предметы, относящиеся к столовой посуде. Накрыть стол к обеду.

Ход игры.

Игра проводится в игровом уголке. На столе, поставленном в стороне, стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Лена сидит за столом.

-Дети, Лену надо покормить обедом, - говорит воспитатель и показывает на стол, за которым сидит кукла. – А здесь стоит посуда, - указывает на другой стол. – Будем играть так: на стол нужно ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки – грозят пальчиком.

-Ваня, что ты поставишь Лене на стол?

-Я поставлю вот это.

-Как это называется?

-Тарелка для супа, глубокая.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Ваня ставит перед куклой тарелку. По просьбе воспитателя другие дети находят таким же образом все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелку глубокую и мелкую, ложку, вилку, чашку. Правильно их называют и расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками.

В конце игры воспитатель просит детей пожелать кукле Лене приятного аппетита, а после обеда предлагает одному из детей убрать все со стола.

«Кукла Таня пришла в гости»

В этом занятии дети приобретают представления о том, как следует встречать гостей, закрепляют некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды. Сидеть рядом с куклой и пить чай из кукольного сервиза – большое удовольствие для малышей, они становятся участниками происходящего, что дает возможность упражнять их в правильных действиях в интересной, увлекательной форме.

Программные задачи. Формировать навыки поведения за столом, общения с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

Подготовка к игре. Воспитатель совместно с детьми готовит угощение к чаю.

Ход занятия:

Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает о том, что кукла Таня обещала сегодня прийти в гости

-Как мы встретим Таню?

-Матвей: скажем «Здравствуй»!

Воспитатель. Да скажем: «Здравствуй, Таня!». И сделаем поклон головой» (показывает). А как мы предложим Тане стул? Посмотрите, дети, как нужно предложить стул. Педагог ставит стул и говорит: «Садись Таня, пожалуйста».

Раздается стук в дверь. Воспитатель вводит большую куклу Таню. Таня здоровается. Дети отвечают так, как показывал воспитатель.

Воспитатель. Сережа, предложи, пожалуйста, Тане стул.

Сережа несет стул и говорит: «Садись, Таня, пожалуйста!»

Воспитатель. Мы рады, Таня, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Таню чаем! Нужно сказать: «Садись Таня с нами чай пить».

Артем повторяет приглашение. Таня благодарит.

Воспитатель. Настя и Вера, расставьте, пожалуйста, чашки для всех.

Девочки расставляют кукольный сервиз. Воспитатель предлагает всем сесть к столу, вежливо приглашает и Таню. Алешу просит налить чай. Алеша сидит рядом с Таней и ей первой наливает чай.

Воспитатель. Правильно, Алеша, гостье первой наливают чай.

Даня (протягивает Тане конфету). Угощайся, Тяня! Таня благодарит.

Дети наблюдают за происходящим, «пьют» чай. Воспитатель, действуя за Таню, показывает, как правильно, красиво держать чашку, не поднимать её высоко, допивая чай, и т. п.

Воспитатель показывает, как Таня вытирает рот салфеткой, и говорит:

-Я хочу послушать, ребята, какую потешку вы знаете о сороке - белобоке.

Дети, подражая воспитателю, рассказывают потешку и обыгрывают её с помощью движений пальцев:

«Сорока, сорока, сорока - белобока.

Кашу варила, на порог скакала.

Гостей созывала.

Гости не бывали, каши не едали!

Всё своим деткам отдала,

Этому дала на блюдечке.

Этому на ложечке.

Этому поскребышки.

А этому нет ничего.

А ты мал-маленек,

За водой не ходил,

Дрова не носил,

Кашу не варил.

(После прочтения потешки Таня прощается с детками и уходит).

«Мы едим»

Программные задачи. Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно.

Подготовка к игре. Сервировать столы. На столе воспитателя столовый прибор.

Ход занятия (упражнения)

Упражнение проводится в процессе обеда. Перед тем, как дети сядут за столы, воспитатель, сев за стол, говорит:

-Посмотрите, дети, как я сижу: глубока, на всем сиденье стула, спина прямая. Левой рукой я буду брать хлеб, придерживать тарелку, правой – держать ложку. Ноги под столом ставлю рядом. А теперь вы все сядьте так же.

Проверяет, напоминает правила спокойно и ласково, затем говорит:

- Я набираю неполную ложку супа, чтобы не разлить. Есть удобно с широкого края ложки (Ест несколько ложек). Старайтесь хорошо все прожевывать с закрытым ртом.

Дети приступают к еде. Воспитатель следит за тем, как они едят, делает необходимые замечания. Когда они переходят к третьему блюду, раздается стук в дверь, няня вводит Мишутку. Воспитатель принимает его, подводит к столу, предлагает стул, усаживает, спрашивает, не голоден ли он.

-Спасибо, - отвечает Мишутка, - я сыт. Я пришел к вам в гости.

-Мы очень рады тебе, Мишутка, и хотим угостить тебя. Выпей с нами компот.

Воспитатель «угощает» медвежонка. Тот что-то говорит воспитателю шепотом.

Дети, - обращается педагог к малышам. – Мишутке очень нравится, что у нас так чисто. Он знает секрет: когда все съел, ложку надо класть на тарелку, и скатерть тогда останется чистой. Давайте скажем Мишутке спасибо. Это нам поможет. А ты посмотри, как красиво сидят наши дети: спина прямая, ноги поставили рядом.

Мишка хвалит детей, благодарит их за угощение и прощается.

В последующих упражнениях «Мы едим» осуществляется показ других действий: как наклонять тарелку от себя, доедая первое, набирать кашу движением ложки к середине тарелки, есть чайной ложкой фрукты их компота, осторожно сплевывать косточки в ложку, класть их в блюдце, пользоваться во время еды салфеткой, прикладывая её к губам и т. д.

Стихи про прием пищи.

1. Г. Лагздынь «Куклу кормим»

2. О. Дриз «Ну и каша»

3. Ю. Тувим «Письмо»

4. Потешка «Ножками потопали»

5. И. Токмакова «Ай да суп»

Приложение 2

Дидактические игры, направленные на формирование

навыков самообслуживания

Игра: «Оденем кукол»

Цель: формирование у детей навыков застегивания с разными видами застежек.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки).

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра: «Умывалочка»

Цель: формирование у детей умения умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце, заяц резиновый.

Ход игры: взрослый приводит ребенка в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Зайчик будет смотреть, как мы будем умываться. Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Приложение 3

Игры на развитие мелкой моторики

«Игры с прищепками»

Цель: развитие мелкой моторики, силу мышц руки.

Ход игры: ребёнок нанизывает на плоскостные изображения недостающие детали в виде прищепок.

Также можно использовать прищепки для массажа пальцев, дети нанизывают прищепки на кончики пальцев на несколько секунд, прицепки не должны быть тугими.

Упражнение «Весёлый счет»

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические пособия для развития навыков самообслуживанияДидактические пособия для развития навыков самообслуживания дидактические пособия для развития навыков самообслуживания. Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами дидактическими пособиями.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеватьсяФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Учимся раздеваться, одеваться Продолжаю делиться опытом по трудовому воспитанию детей раннего возраста. Программные задачи трудового воспитания, связанные с самообслуживанием:.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте» Конспект родительского собрания по теме: ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте ”. Цель: педагогическое просвещение.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра»Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра» «В гостях у МОЙДОДЫРА» Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Привитие КГН и навыков самообслуживания детям с НОДА посредством дидактических игр
Опубликовано: 22 сентября 2022 в 10:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Привитие КГН и навыков самообслуживания детям с НОДА посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Лукьянова Валентина (УИ 3037443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД