Папки-передвижки

Методические рекомендации «Обучение плаванию»

Ольга Мехнина
Методические рекомендации «Обучение плаванию»
▼ Скачать + Заказать документы

С о д е р ж а н и е

Вступительная часть …. 3

Основная часть …. 5

Заключение …. 11

Список использованной и рекомендуемой литературы …. 12

Приложение …. 13

I. Вступительная часть

Педагогическая деятельность осуществляется в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центре развития ребенка - детском саду № 6», расположенном в одном из микрорайонов г. Шебекино, где функционируют 12 групп. Обучение детей плаванию начинается со II младшей группы.

Публикация «Методические рекомендации „Обучение плаванию“» размещена в разделах

В дошкольном учреждении созданы все условия для физической подготовки детей, для обучения плаванию, помещение бассейна оснащено всем необходимым оборудование и инвентарем.

Для развития у дошкольников потребностей в физическом совершенствовании, привычки к здоровому образу жизни в дошкольном учреждении проводится физкультурно-оздоровительная работа, которая построена в соответствии с состоянием здоровья и уровнем физической подготовки детей.

Посещают учреждение дети из разных семей. У одних детей есть возможность заниматься дополнительно в спортивных секциях, в летний период больше времени проводить у водоемов, что способствует быстрейшей

адаптации к водной среде, у других такой возможности меньше. Задача педагогов состоит в том, чтобы такие дети не чувствовали себя ущемленными, развивались физически крепкими, и усваивали навыки плавания наравне с общей массой детей.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание плавание игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо. У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, они более эластичны и при растяжении - удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5-му годам. Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простой динамичностью. В воде уменьшается статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще неокрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная осанка.

В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования твердой опоры нижних конечностей - тазового пояса. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Плавание укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать. Плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность. В этом возрасте дыхание ребенка частое, поверхностное, что объясняется большой потребностью организма в кислороде и в связи с этим напряженной работой аппарата дыхания, поэтому систематические занятия плаванием благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников.

Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп, очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Занятия по плаванию закаляют организм дошкольников, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Для естественного развития ребенка-дошкольника систематическая работа по обучению плаванию целесообразна и необходима. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их гармоничного развития.

Плавательные рефлексы, с которыми маленький человек появляется на свет, затухают уже к третьему месяцу. Если их не развивать, человек вырастает и, случается так, что из-за страха перед водой никогда не сможет научиться плавать. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду и нырять. Психологами установлено, что главная опасность на воде — не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Нет надобности, указывать на значительное количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать. Большой процент их падает на детей. Если всех детей с самых ранних лет приучать свободно, держаться на воде, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья. Приведу примеры, где умения плавать помогает людям многих профессий. Работа на морском и речном транспорте, на сооружении гидростанций, мостов, плотин, рыбный промысел, труд геологов и многие другие профессиональные работы сопряжены с необходимостью хорошего навыка плавания. А ещё умение плавать даёт возможность людям разного возраста интересно и с пользой для здоровья проводить свой отдых на воде или на природе вблизи водоёма.

И чтобы оградить ребенка от несчастного случая на воде есть только единственный способ – научить его плавать, чтобы вода стала для него стихией.

II. Основная часть

Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения», который свойственен педагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправлено мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого — научить ребенка плавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований инструктора.

Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта — акватории бассейна.

В настоящее время в ДОУ реализуются современные основные общеобразовательные программы, и специализированные программы в соответствии с учетом Федеральных государственных требований. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания здоровых детей.

Большое значение в организации работы по освоению детьми образовательной области имеет плавние.

Первое знакомство с помещением бассейна начинается с раздевалки. Дети знакомятся гигиеническими правилами и правилами поведения на воде.

Перед тем как выйти из душевой, дети быстро становятся под прохладный душ, чтобы поры кожи, раскрывшиеся под действием теплой воды, снова закрылись. Это является одним из средств закаливания детского организма.

Во время начала активного обучения плаванию в бассейне следует внимательно наблюдать за поведением детей в воде и определять, кто из детей боится воды и по какой причине.

Для того чтобы процесс избавления от чувства страха у детей проходил наиболее успешно для такой группы детей, выделяются следующие навыки, которые отрабатываются в системе физических упражнений:

• Делать вдох ртом и выдох через рот и нос одновременно. Задерживать дыхание на несколько секунд (не закрывая носа пальцами).

• Свободное передвижение по дну бассейна с различными положениями рук разными способами. Знакомство со свойствами воды.

• Постепенное погружение в воду частей лица (борода, губы, нос, лоб, лежа на спине – уши).

• Делать выдох в воду.

• Погружение всей головы в воду и открывание глаз в воде.

• Принимать горизонтальное положение, пользуясь досками, надувными нарукавниками.

• Выполнять упражнения «стрела», «звезда», «медуза».

Формирование каждого навыка проходит последовательно, поэтапно. Однако если ребенок уже свободно владеет умениями определенного этапа, то этот этап опускается и проводится работа по решению следующего навыка.

На всех этапах работы огромное значение по преодолению страха перед водой у детей дошкольного возраста имеет предварительная подготовка на суше – как познавательной, так и общеразвивающей физической направленности. Можно выполнять самые различные упражнения, развивающие координацию движений и необходимые физические качества: силу, гибкость, быстроту, а так же направленные на ознакомление с формой движений способов плавания. Последовательность их изучения и дозировку регламентируют, учитывая возраст детей, их физическое развитие и плавательную подготовленность.

В качестве конкретных задач, которые ставятся в процессе обучения детей плаванию, можно выделить следующие:

формирование навыков плавания;

развитие двигательных умений и навыков;

способствовать оздоровлению и сохранению здоровья;

воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.

Для успешного решения этих задач следует руководствоваться методическими приемами :

1. Систематичность. Учитывая, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

2. Доступность. При проведении занятий следовать принципам «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

3. Последовательность и постепенность. К разучиванию новых упражнений нужно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.

4. Наглядность. Не следует забывать, что дети лучше воспринимают показ действия, движения или упражнения, нежели их словесное описание.

5. Активность. Чтобы повысить активность и сделать интересным процесс обучения следует на каждом занятии применять игры и игровые упражнения.

Занятия должны проводиться систематически (с учетом требований примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой). Это очень важно, ведь обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематическом обучении плаванию осуществляется последовательность, периодичность, как в организации обучения, так и в расположении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр. Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Обучения плаванию предусматривают изменения упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

При систематическом обучении плаванию достигаются хорошие результаты в физическом развитии детей. Последовательное увеличение нагрузки при этом является важным условием предупреждения травматизма.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка. Только зная состояние здоровья, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию. Следует помнить, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшего возраста предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий (приложение 2).

Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках или облегченным способом и т. п.) является одним из условий обучения детей. В этом — залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения детей к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

Индивидуальный подход в обучении плаванию необходим при работе с детьми дошкольного возраста: организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп, как чрезмерная, так и недостаточная физическая нагрузка неблагоприятны для его развития. Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методических приемов обучения (подготовительных упражнений, подбора вариантов и т. п.).

Соблюдение постепенного повышения требований достигается постановкой все более трудных задач и усвоением все более сложных движений при нарастании величины, продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Ее постепенное увеличение повышает функциональные возможности, развивает физические качества -выносливость, ловкость, силу и др. Становится возможным увеличивать проплываемую дистанцию, скорость, количество повторений упражнений и уменьшать интервалы между ними.

Принцип наглядности при обучении плаванию — один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы — зрительные, слуховые, мышечные — в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом — рассказом, объяснением.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных (объяснение, приказание и т. п., наглядных (показ, звуковые и зрительные ориентиры, непосредственная поддержка и помощь, практических (упражнения-повторения, игры, соревнования) методов и приемов. Важно, чтобы учитывались задачи определенного этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения организации плавания.

Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.

В группу упражнений для освоения в воде входят:

а) упражнения для ознакомления со специфическими свойствами воды (элементарные движения рук, ног, передвижения по дну бассейна, способствующие появлению уверенности в своих силах; ознакомлению с плотностью, вязкостью и температурой воды;

б) погружение в воду и открывание глаз, помогающие решить такие задачи, как устранение страха перед водой, умение ориентироваться под водой;

в) всплывание и лежание на воде, что способствует знакомству с непривычным состоянием невесомости, освоению навыка лежания на воде в горизонтальном положении.

При выполнении скольжения дети в воде принимают горизонтальное положение и сохраняют равновесие в воде в этом положении тела. Кроме того, у ребят создается чувственное представление о поддерживающей силе воды и продвижении в ней в безопорном положении.

г) выдохи в воду, позволяющие сформировать навык задержки дыхания в воде, а также умения правильно выполнять вдох - выдох в воду (выдох с задержкой дыхания на вдохе);

д) упражнения на скольжение с различными положениями рук, помогающие осваивать равновесие, обтекаемое положение тела в условиях, наиболее приближенных к плаванию. Выполняя скольжение, ребенок впервые ощущает, что может без особых усилий лежать на воде и не тонуть, а когда скользит по воде, то ему кажется, что он уже плывет.

Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Успешно мне в этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами: такие как «Крокодилы на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны», «Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» и т. д.

К третьей группе отнесены подвижные игры и эстафеты на воде. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра, поэтому все упражнения в воде я провожу в игровой форме. Игры в воде делают занятие по плаванию разнообразным и более интересным (приложение 3). Неоднократно повторяются, как правило, с изменениями и дополнениями. Таким образом, достигается повторение уже знакомых действий, но с более высокими требованиями, а также повышается активность детей и сохраняется интерес к игре. Например, в игре «Поезд в тоннель» (первый вариант) дети поочередно опускают лицо в воду, а при использовании второго варианта - поочередно выполняют скольжение на груди. Рекомендуемое количество повторений каждой подвижной игры от трех до пяти раз (с интервалами 20-40 сек.) После двух - трех повторений игры в ее ход вношу некоторые изменения и дополнения. При проведении занятий игрового характера создается положительный эмоциональный фон, это способствует более успешному усвоению упражнений.

Спортивные досуги и праздники являются не только неотъемлемой частью обучения плаванию, но и эффективно помогают детям избавиться от неприятного чувства страха перед водой. Спортивные досуги это форма активного отдыха детей, источник радости, веселья. Вместе с тем во время праздника выявляются умения ребенка проявлять свои физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях, мобилизовать свои силы в соревнованиях. В досугах и праздниках не забываются дети, испытывающие страх. И специально для них в эстафетные соревнования включены конкурсы, не требующие плавательных навыков, или облегченные варианты их исполнения, или со вспомогательными средствами: кругами, надувными нарукавниками, мячами. Соревновательный характер игр и упражнений на праздниках способствует воспитанию у детей настойчивости, находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в спортивных состязаниях помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным посещениям бассейна (приложение 4).

При организации плавания в детском саду ребята знакомятся с различными техниками плавания. Каждый дошкольник выбирает свой способ передвижения в водной среде ( по аналогии с почерком: буквы учатся писать все одинаково, но почерк у каждого индивидуален). Кому-то по душе кроль, кому-то брасс, а кто-то уверено плывёт способом дельфин. В процессе обучения детей дошкольного возраста плаванию учитываются :

индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья, развития, интересов;

обязательным является медицинский контроль;

дифференцируются физические нагрузки (с учётом требований программы «Детство». В практической деятельности используется «Программа обучения детей плаванию в детском саду» авт. Е. К. Воронова);

приёмы педагогического воздействия (похвала, одобрение, поддержка взрослым ребёнка и совместное выполнение с ребёнком данного плавательного движения в воде);

физические нагрузки предлагаются детям адекватно возрасту, пола ( гендердозировка: девочкам-нагрузка выполнения упражнений в воде меньше, чем мальчикам. Мальчики в воде проявляют силу, выносливость и смелость, девочки показывают гибкость и пластичность на воде). Физические нагрузки подбираются детям адекватно уровню физического развития и состоянию здоровья, постепенно усложняются, сочетая двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами (ходьба и бег по массажным коврикам и легкоступам, ходьба по камешкам и пробкам);

включаются комплексы физических упражнений для повышения выносливости («Кто быстрее», «Эстафета плавающих досок», «Ловцы Жемчуга», «Доплыви» и т. д.);

создаются оптимальные условия для игр и занятий детей (приложение 5).

Купание не просто забава, веселое развлечение - это одно из лучших средств закаливания. Основная задача - снижение острой и хронической заболеваемости детей. Дети старшего возраста посещают бассейн три года. За это время прослеживается не только снижение заболеваемости, но и отмечается общее физическое развитие детей. Объем грудной клетки у детей регулярно посещающих обучение плаванию за три года увеличился на 1,5 - 2 см больше, чем у детей не регулярно посещающих бассейн. У этих же детей мускулатура развита намного лучше.

III. Заключение

Дети очень честны даже в самом маленьком возрасте, и плавание вместе с ними дает удивительно мощный заряд самых светлых эмоций. Для малыша, который открыл для себя плавание, бассейн станет одним из самых привычных и дружеских мест, ведь плавание детей – это и общение, и саморазвитие, и игра.

Постоянное общение с водой, умелое и комплексное, имеет исключительно важное значение для гармоничного развития детей и подростков. Это - шаг к здоровому образу жизни! Чем раньше он будет сделан, тем лучше. Здоровый румянец на щеках наших детей - что может быть радостнее.

Поэтому физическое воспитание детей дошкольного возраста в бассейне всегда было и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и тесты для определения уровня физического развития, как детей, так и взрослых людей включает в себя элементы разных видов спорта. Плавание всегда присутствует в перечне обязательных видов физической культуры в подобных нормативах, поэтому обучение плаванию было актуальной темой не только для каждого человека, но и для всего общества в целом. Плавайте на здоровье! Плавайте на радость! Плавайте на счастье!

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игрМетодические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр Занятия с дидактическими играми в первой младшей группе проводятся.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей плаванию Купание, игры и развлечения на воде, плавание – прекрасный источник закаливания и укрепления здоровья детей. Плавательные движения способствуют.

Методические рекомендации для родителей по театрализованной деятельности С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать для него атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации по организации зимней прогулки ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего.

Методические рекомендации по составлению годового плана МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА Годовой план является обязательным нормативным документом ДОУ наравне с Основной.

Методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников Я Елена Анатольевна Басалаева работаю в ЦРР детский сад № 18 «Теремок» представляю методические рекомендации «Формирование начал экологической.

Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования Обучение детей плаванию в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. (Из опыта работы инструктора по физической культуре МБДОУ «Детский.

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста. Кружок «Обучение плаванию» Содержание 1 РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 РАЗДЕЛ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ 2.1. Пояснительная записка 2.2 Методические указания.

Консультация «С чего начать обучение плаванию в детском саду?»Консультация «С чего начать обучение плаванию в детском саду?» Задачи начального обучения малышей плаванию: – научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде; – с максимальной эффективностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Обучение плаванию»
Опубликовано: 18 августа 2016 в 10:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Обучение плаванию»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мехнина (УИ 760034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД