МААМ-картинки

Методические рекомендации по использованию технологии «Сторисек» на примере сказки «Рукавичка»

Ильина Светлана
Методические рекомендации по использованию технологии «Сторисек» на примере сказки «Рукавичка»

Сторисек на примере сказки Рукавичка

Ленинградская область, г. Луга

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

(МБОУ СОШ №5)

Методические рекомендации

по использованию технологии «Сторисек»

на примере сказки «Руковичка»

Воспитатель: Пророкова Нина Николаевна

Ильина Светлана Борисовна

«Чтение — это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.

Публикация «Методические рекомендации по использованию технологии „Сторисек“ на примере сказки „Рукавичка“» размещена в разделах

Дошкольный возраст пора активного становления ребенка как читателя, которая требует внимания и кропотливой работы. Залогом того что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить является регулярное чтение с дошкольником художественной литературы. Чтение также развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Работа с книгой играет важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Поэтому, научить детей любить книги, получать знания и новые открытия является одной из основных задач воспитателей. Однако возникает проблема. Мы все живем в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий. Наших детей все сложнее увлечь чтением. Все чаще педагоги отмечают, что научить читать проще, чем научить хотеть слушать и понимать.

Существует много различных современных технологий овладения навыками чтения, однако мало таких, которые привлекли бы ребенка к внимательному прослушиванию. Поэтому мы задумались над этим вопросом и решили использовать в своей деятельности с детьми такую современную технологию как «Сторисек».

«Сторисек» - в переводе с английского «Мешок историй», был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс. «Сторисек» - это мешок, в котором находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, стимулирующими детское чтение.

Идея СТОРИСЕКА заключается в получении удовольствия от совместного громкого чтения реб нка и родителей или педагогов. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиокассет и др.). Изобретатель сторисека, Нейл Гриффитс, родился в 1965 году в Лондоне, 13 лет проработал завучем начальной школы, много лет занимал должность работы директора школы. Он является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автором книг о влиянии игры на реб нка, разработчиком программ для детских садов и материалов для Центра раннего развития. Нейл Гриффитс созда т игры, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио.

По мнению Нейла Гриффитса, обучая реб нка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше реб нок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь реб нку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?»

Цель сторисека :

• разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач;

• получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.

Задачи сторисека :

• чтение хороших книг;

• расширение кругозора;

• пополнение и расширение словарного запаса;

• развитие навыков осмысленного чтения;

• развитие навыков обсуждения художественного произведения;

• развитие социальных навыков;

• развитие самоуверенности;

• стимулирование интереса к книге.

В состав сторисека входят :

•художественная книга;

•мягкие игрушки, пальчиковый театр, театральные куклы - портотипы героев книги и реквизит к книге;

•маски, костюмы для драматизации по произведению;

•научно-популярная книга;

•CD диск с записью произведения, DVD диск с мульфильмом или фильмом;

•речевые игры по теме произведения, раскраски – иллюстрации к произведению;

•шпаргалки для педагогов и родителей с вопросами для беседы с детьми о прочитанном;

•игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей»; •игровая ситуация и прочее.

«Громкое чтение — это театральное представление, которому можно научиться», — говорит Нейл Гриффитс.

Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить художественную книгу. Игрушки изображают главных героев книги; они развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев.

Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книге, расширяет и дополняет е научно- познавательными фактами на доступном детям языке.

На ранних стадиях обучения чтению и при формировании читательских навыков необходимы речевые игры. Они являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые навыки, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности художественного произведения. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.

Шпаргалки для родителей, которые также есть в мешке, дают советы родителям.

Сторисек помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей.

Работа по внедрению сторисека проводится в несколько этапов.

Этапы работы над созданием СТОРИСЕКА

Подготовительный этап, в котором выбирается произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».

1. Выбирается книга.

Критерии отбора книги:

- книга должна соответствовать возрасту детей;

- наличие в книге качественных, красочных иллюстраций.

2. Подготавливается мешок (чемодан, коробка) для комплекта материалов.

Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями) проведя мастер-класс, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданом или красочной коробкой. В своей работе мы использовали сундук, который вместе с детьми украшали, раскрашивали. Внутри находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.

3. Подбираются компоненты для комплекта:

-Дидактические игры по сказке «Рукавичка».

-Научно-популярные книги

-Аудиозапись сказки

-Обучающие карточки «Дикие животные»

-Маски для инсценировки сказки

-Разные виды театра: пальчиковый, бибабо, театр на палочке,

театр кукол из капрона (изготовлен совместно с родителями и педагогами)

-Трафареты с животными

-Раскраски по сказке

-Серия картинок по сказке «Расскажи сказку по картинке»

-мнемотаблицы

4. Разрабатываются речевые игры, стихи, загадки, развлечения по произведению.

5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» : списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); консультации; примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.

6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».

В течение недели из мешка (сундука) достаем компоненты и используем в организованной образовательной деятельности и в различных режимных моментах.

Основной этап

1. Работа с художественным произведением:

- Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.

- Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги.

Вопросы для характеристики главного героя:

- Кто из героев сказки запомнился больше всего? Почему?

- Кто главный герой сказки?

-Какими качествами он обладает? (жадный, смелый, отзывчивый, злой, щедрый, добрый и т. д.)

2. Выполнение заданий для усиления эмоционального и смыслового восприятия текста.

-Работа с научно-популярной книгой, связанной с произведением.

-Коллективное прослушивание аудиокниги (во время прослушивания предлагаем детям раскраски, трафареты).

- Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимы необходимо изобразить героев произведения и предложить отгадать остальным детям.

-Отгадывание загадок о героях произведения.

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу. (Кабан)

Длиннохвостая малышка в серой шубке – это (мышка)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Зелёная, но не трава.

Холодная, но не лёд.

Поёт, но не птица

Вот такая небылица. (Лягушка)

Много бед таят леса

Волк, медведь там и лиса.

Там зверёк в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну – ка быстро отгадай-ка.

Как зверёк зовётся? (заяц).

Заяц зайцу говорит

Мне б его да аппетит

В аппетите мало толку

Мне бы зубы как у… (волк).

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь).

- Игра «Проведи героев по дорожке к рукавичке»

- Игра «Собери математический пазл» и расскажи об изображенном герое сказки.

-Игра «Собери сказку». Ребёнку предлагаем восстановить последовательность событий сказки при помощи картинок.

-Математическая игра на ориентировку в пространстве «Лиса и рукавичка». Детям предлагаются картинки с изображением солнца, елок, дорожки, рукавички. Ребёнок по словесной инструкции воспитателя (вверху, внизу, справа, слева) располагает предметы на фланелеграфе.

-Рассказ о герое по мнемотаблице.

- Упражнение «Расскажи сказку по картинке», используя серию иллюстраций.

-Пальчиковая гимнастика по сказке.

-«Веселые скороговорки»

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят. Волки, вы ли ночью выли?

Возле леса вы ли были?

Вы спросили, были мы ли?

Были, ноги в речке мыли.

Прорычал медведь в берлоге.

Прорычал барсук в норе.

Промычали, промолчали.

И проснулись на заре. Три козы

Среди лозы

Схоронились от грозы.

Вот и кончилась гроза.

Козы здесь. А где лоза?

-Творческое задание «Укрась рукавичку», «Домик для зверят». Предложить детям вырезать детали для оформления рукавички и выполнения аппликации домика.

-Игра «Подбери пословицу к сказке»

- Подвижная игра «Найди следы медведя, волка, зайца и т. д.».

- Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей», используя блоки Дьенеша, палочки Кюинзера.

- Игровая ситуация «Угостим зайца морковкой и скажем ему добрые слова».

-Танграмм

Мы предлагаем данные компоненты СТОРИСЕКА.

В зависимости от поставленных целей и задач, вы можете выбрать из данных и дополнить своими компонентами, используя их на различных занятиях и в режимных моментах.

Завершающий этап

На данном этапе собираются впечатления о книге. Проводится драматизация или режиссерская игра по произведению.

-Театрализация произведения с использованием масок героев сказки «Рукавичка».

-Инсценировка сказки с помощью кукол Бибабо, пальчикового театра для детей другой группы, сада.

-Театрализация сказки «Рукавичка» родителями воспитанников.

Технология «Сторисек» многофункциональна, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечивает развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе развивающей деятельности. Технология является мощнейшим средством вовлечения родителей в образовательную деятельность.

А также способствует решению поставленных задач и достижению планируемых результатов.

У детей отмечается:

1. Правильное произношение поставленных звуков в повседневной речевой деятельности.

2. Развитая связная речь и речевое общение.

3. Развиты ритмичность речи, её интонационная выразительность, модуляция голоса.

4. Отработан навык согласования частей речи.

5. Расширен и активизирован словарь.

6. Развиты речетворческие способности.

7. Развиты актерские способности.

Использование современной технологии в работе даёт возможность детям не только прочитать, но и «потрогать сказку».

Педагогическая находка оказывает огромную помощь в повышение мотивации у воспитанников при формировании навыков осмысления звучащей речи, навыков пересказа и рассказывания.

Нам, как педагогам, эта технология помогла привлечь пассивных слушателей и рассказчиков к активной деятельности, активизировать познавательный интерес детей, формировать информационную культуру у детей, сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной.

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Прикреплённые файлы:

prilozhenie-1_4sq4r.pptx | 10404,7 Кб
 
Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с]Методические рекомендации по использованию игр по автоматизации звука [с] Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия Цель: уточнить правильное произнесение звука.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации при разучивании песни «Чудо-сказки» Методические рекомендации при разучивании песни "Чудо - сказки" музыка Е. Филипповой, слова Ю. Полухина Диапазон песни: ре - си Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию технологии «Сторисек» на примере сказки «Рукавичка»
Опубликовано: 20 октября 2023 в 13:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД