Лучший педагог года

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей на музыкальных занятиях и досуговой деятельности

ОЛЬГА ВИКТОРОВНА НИКИТИНА
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей на музыкальных занятиях и досуговой деятельности

Аннотация

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Академик Д. С. Лихачёв

Публикация «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей на музыкальных занятиях и досуговой деятельности» размещена в разделах

Патриотическое воспитание представляет собой длительный процесс, и именно детский сад занимает важную роль на начальном этапе его формирования. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Данный процесс предполагает под собой постепенное осознание и принятие ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил. Целью патриотического воспитания является осознание ребенком своей приобщенности к государству, нации, Родине. Проще говоря, воспитание в детях любви к Родине, своему народу и родной природе.

За последние годы произошли значительные изменения в стране, которые связаны с воспитанием подрастающего поколения, что обусловило переосмысление патриотического воспитания и его значения. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Эта работа должна носить систематический характер.

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, предназначены для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.

Составитель: Никитина Ольга Викторовна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МДОБУ «ЦРР – детский сад №2» г. Дальнегорск.

Пояснительная записка

Актуальность

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. Дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родной стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины – священным долгом.

Воспитание патриотизма – достаточно трудная задача. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Сила страны – в её гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.

Цель: Формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через музыкальную и досуговую деятельность.

Задачи:

• Воспитать у дошкольников любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу, краю, стране.

• Воспитать любовь к Родине, интерес к её героической истории.

• Развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам.

• Развивать чувства ответственности и гордости за подвиг советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

• Формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

• Развивать личность ребёнка, творческий потенциал, духовно-нравственное воспитание через музыкальную деятельность.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Ожидаемые результаты.

У воспитанников могут быть сформированы:

• Уважительное отношение к окружающим, умение проявлять заботу, помогать тем, кто в этом нуждается (малышам, пожилым, более слабым и т. д., способность откликаться на переживания других людей.

• Уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, к людям других культур и национальностей.

• Уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье (имеет некоторые представления об истории семьи в контексте истории родной страны, гордится воинскими и трудовыми наградами дедушек, бабушек, родителей, проявляет интерес к профессиям родителей).

• Любовь и интерес к малой родине (желание, чтобы родной край становился всё лучше).

• Патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за её достижения, уважение к государственным символам, представления о нашей Родине – России как о многонациональной стране, где мирно живут люди разных национальностей, культур и обычаев.

• Интерес и уважение к истории России, представления о подвигах наших предков, о Великой Отечественной войне, о Дне Победы, уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Содержание:

Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины.

В первую очередь для успешного осуществления работы по патриотическому воспитанию личности дошкольников необходимо создание развивающей среды с соответствующими условиями:

• В повседневной жизни ребенка должны присутствовать моменты «встречи с прошлым»: это и походы в музеи, на выставки, возложения цветов к памятникам, и встречи с ветеранами, просмотры фильмов и театральных постановок военной тематики, празднование народных календарных дат.

• Знакомство детей с устным народным творчеством (тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям). В пословицах и поговорках очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

• Участие детей и взрослых в праздничных программах, театрализованных представлениях, выставках рисунков и фоторабот, праздниках и конкурсах стихов о войне для ветеранов.

Для эффективности проведения данной работы по патриотическому воспитанию детей на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности, была разработана тематическая система (цикл) комплексных мероприятий с детьми дошкольного возраста, которая включает в себя: музыкальное воспитание детей на основе народного материала, познавательное развитие детей согласно тематике и концертную деятельность детей. В цикл мероприятий включен исторический материал, представленный в доступных для детей старшего дошкольного возраста формах, вызывающий у них яркие впечатления и эмоциональные переживания.

Вся работа по патриотическому воспитанию мною условно была разделена на три блока.

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Мой город»

3 блок - «Родная страна»

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Во всех трех периодах цикла происходит тесная взаимосвязь специалистов, педагогов и родителей. Поэтому формы организации детей очень разнообразны.

1 блок «Моя семья».

«Моя семья».

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы работы: беседы, родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, разучивание песен о семье, анкетирование, семейные праздники.

«Мой детский сад»

Задачи:

1. Знакомить детей с трудом взрослых.

2. Формировать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения.

Формы работы: Слушание и разучивание песен о детском саде, о любимых игрушках. Беседы, экскурсии, наблюдения, совместные мероприятия, выставки, игры.

2 блок «Мой город».

«Мой город»

Задачи:

1. Знакомить детей с историей родного города, традициями, с достопримечательностями, лучшими людьми родного города.

2. Воспитывать любовь к родному городу.

Формы работы: беседы, экскурсии, наблюдения, совместные мероприятия, выставки, разучивание песен и танцев по теме блока.

«Моя малая Родина»

Задачи:

1. Воспитывать у дошкольников позицию «Дальнегорск моя малая родина».

2. Формировать представления детей о родном крае, о малой родине.

3. Знакомить с названиями близлежащих городов.

4. Рассказывать о красивых местах края, его достопримечательностях.

5. Формировать экологическое поведение.

Формы работы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, встречи с интересными людьми, слушание музыки, разучивание песен и танцев по теме блока.

3 блок «Родная страна».

Задачи:

1. Знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

2. Формировать у воспитанников уважение и интерес к государственным символам России.

3. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

4. Знакомить детей с песнями о России, о Родине. Разучивать танцы и игры народов населяющих нашу страну.

Формы работы: тематические беседы, встречи с военными, конкурсы, посещение музеев, разучивание песен и танцев, слушание музыки по теме блока, праздники, посвященные памятным датам.

«Будем Родине служить»

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы работы: тематические беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, военными, конкурсы, посещение музеев, разучивание песен и танцев, слушание музыки по теме, праздники, посвященные памятным датам.

«Культура и традиции»

Задачи:

1. Знакомить детей с бытом и традициями России.

2. Знакомить с видами устного народного творчества, народным искусством.

3. Знакомить детей с русскими народными песнями, танцами, с русскими народными инструментами.

Формы работы: тематические беседы, викторины, конкурсы, совместные мероприятия, выставки, игры.

Формы организации деятельности.

• Тематические и интегрированные занятия.

• Беседы, игры-беседы, игры – путешествия, экскурсии.

• Досуговые мероприятия (военно-спортивные игры, интеллектуальные игры, праздники, развлечения, квесты, концерты, викторины, КВН, сюжетно-ролевые и творческие игры) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).

• Фестивали.

• Конкурсы.

• Выставки детских работ.

• Театрализованные представления.

• Детские проекты.

Методические рекомендации музыкальному руководителю и воспитателям, реализующим программу.

Одним из этапов патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад, друзья. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания: классической, народной и современной. Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Музыкальными шедеврами» О. П. Радыновой.

Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”- русский писатель Ю. Я. Яковлев. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар :«Пирожок» муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой, «Маме в день 8Марта» муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен, «Праздник» муз. и сл. Е. В. Машечковой, «Золотая мама» муз. и сл. Т. А. Соколовой, «Мамино сердечко» муз. и сл. Н. Б. Караваевой, «Мама» Ю. Верижникова

Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если добрый ты» Б. Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Детский сад» Е. Зарецкой, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Родные места» Ю. Антонова и т. д.

Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимном России. «Гимн РФ» муз. А. Александрова, «Звезда Россия» Ю. Таран, «Росиночка – Россия» муз. Е. Зарицкой, «Моя Россия» Г. Струве. Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с песнями о родном городе, принимают активное участие в торжествах, посвящённых дню родного города и Дню России.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей («Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.)

Особое значение в рамках патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические песни: «Морской капитан» муз. А. Зацепина, «Песня о пограничнике» муз. С. Богуславского, «Есть такая профессия – Родину защищать» муз. Н. Лукониной и многие другие, с увлечением исполняют танцы военной, морской тематики «Яблочко», «Синий платочек», «А закаты алые» и играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков, моряков. Особенно популярны у детей песни “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Огонек» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Землянка» и т. д.

Одно из направлений в патриотическом воспитании — приобщение к традициям народа, к народному творчеству, знакомство с народным искусством. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях, досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами обогащается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р. н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:

1. Праздник «День защитника Отечества» .Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

2. Праздник с мамой «День Матери» и «8 Марта». Патриотическое воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

3. Праздник «День Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён. Большое влияние оказывает встреча дошкольников с настоящими ветеранами войны. Вместе с воспитателями и детьми мы посещаем памятник воинской славы.

4. Народные и религиозные праздники: «Ярмарка народных промыслов», Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. Как бы там ни было, в праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение, они помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

Средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и чтобы они охотно принимали в ней участие. Это может быть, например, деятельность по оформлению музыкального зала или групповой комнаты к празднику: изготовление деталей оформления, обсуждение дизайна.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от педагогов и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно - образовательной работы.

Тематический план мероприятий

Работа с детьми

Блок. Мероприятия. Сроки.

«Моя семья»

Фото - выставка «Как я провел лето». Сентябрь

Фото – выставка «Моя дружная семья». Октябрь

Конкурс – развлечение «Герб, девиз нашей семьи». Ноябрь

Праздничный утренник «День Матери». Ноябрь

Праздничный утренник, посвященный 8-му марта. Март

Развлечения: «День рождения». В течение года

«Мой детский сад»

Фото – выставка «Доброе утро». Сентябрь

Тематический праздник: «День рождение детского сада». Октябрь

Праздник «Осенняя ярмарка». Октябрь

Фото – выставка «Я люблю свой детский сад». Декабрь

Конкурс: «Лучшая новогодняя игрушка». Декабрь

Конкурс чтецов: «Давайте, ребята, Чуковского читать!» Апрель

Экскурсии по детскому саду. В течение года

«Мой город»

Экскурсии по общественным местам города. Сентябрь

Конкурс рисунков на тему: «Мой родной город». Сентябрь.

Встречи с замечательными людьми. Ноябрь

Конкурс рисунков на тему: «Мой родной город». Сентябрь.

КВН: «Мой город» Апрель

«Моя страна Россия»

Проведение конкурсов рисунков на тему: «Как хороша моя Россия». Ноябрь.

Праздник «Мы разные, но мы едины». Ноябрь

Декада посвященная «Дню защитника Отечества»

Военно – спортивная игра «Зарница». Февраль

Праздничные мероприятия посвящённые «Дню защитника Отечества». Февраль

Выставка рисунков «Мой папа самый лучший». Февраль

Празднование дня Победы.

Участие в фестивале «По дорогам войны и мира». Апрель

Создание выставочных экспозиций:

«Они сражались за Родину», «Никто не забыт, ничто не забыто». Май

Праздничный концерт «День Победы». Май

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла. Май

Проведение операции «Забота»:

Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда.

«Культура и традиции»

Праздник «Осенины». Сентябрь

Праздник «Хлеб всему голова». Ноябрь

Праздник «Сказ о Рождестве». Январь

Праздник «Крещение господне». Январь

Праздник «Масленица». Март

Праздник «Светлое Христово Воскресение». Апрель

Работа с родителями.

1. Информационная папка для родителей «Знаете ли Вы законы Российской Федерации». В течение года.

2. Семейная экскурсия по достопримечательным местам города Дальнегорск. Музейно выставочный центр. В течение года.

3. Консультация «Проблемы патриотического воспитания в семье». Сентябрь

4. Семейный праздник «Осенняя ярмарка». Октябрь

5. Выставка рисунков «Моя дружная семья». Ноябрь

6. Конкурс – развлечение «Герб и девиз нашей семьи». Ноябрь

7. Фотовыставка «Я люблю свой детский сад». Декабрь

8. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Февраль

9. Семейные посиделки «Очень я люблю маму милую свою». Март

10. Выставка фото и видеоматериалов «Мой город» Март

11. Изготовление панно «Моя семья» (Я – в середине, а по лучам - члены семьи). Апрель

12. «Этот день Победы» (Экскурсия к вечному огню). Май

Формы контроля.

1. Анкетирование и беседы с детьми по тематикам проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень форсированности высших чувств дошкольников, качество усвоения детьми представлений о России, родном городе.

2. Применение и отражение знаний в детских видах деятельности.

3. Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок.

Рекомендуемая литература

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников - М. : ЦГЛ, 2004. Государственная программа: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы (утв. Правительством РФ от 11.07.2005г. № 422) – М., 2005.

2. Данилина, Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России – М. : АРКТИ, 2003.

3. Задорожная М. Я. Народные и православно-христианские праздники. — М., 1991.

4. Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях – Челябинск: ЧГПЦ, 1997.

5. Каплунова И., Новоскольцева И. Я живу в России. Композитор – СПб -2003.

6. Ковалева, Г. А. Воспитывая маленького гражданина…: практ. пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004.

7. Кондрыкинская, Л. А. Патриотическое воспитание дошкольников – М. : МИПКРО, 1996.

8. Маханева, М. Д., Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб. – метод. пособие. – СПб: Детство – Пресс, 1998. «Линка-Пресс», 2003.

9. С. А. Козловой «Родной край» – метод. пособие. - М., 1990

10. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности / под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М. : АРКТИ, 2004.

11. Пименова, Л. В. Патриотическое воспитание / Л. Пименова // Дошкольное воспитание. – 2005 - № 1 – С. 5 – 9.

12. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Программа. М. «Гном-Пресс» -1999.

13. Солдатенков, А. Д. Патриотизм – основа духовно – нравственного воспитания – М. : МГОПУ, 1998.

14. Медиа-источники:

http://www.moseducation.narod.ru/

http://www.oim.ru

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Фотоотчет о занятиях по патриотическому воспитанию старших дошкольников в детском садуФотоотчет о занятиях по патриотическому воспитанию старших дошкольников в детском саду " Наша страна- Россия!" «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Мастер-класс по патриотическому воспитанию посредством конструктивной деятельности для старшей группы «Военный корабль»Мастер-класс по патриотическому воспитанию посредством конструктивной деятельности для старшей группы «Военный корабль» Мастер -класс по патриотическому воспитанию посредством конструктивной деятельности для детей старшей группы "Военный корабль". Воспитатель.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей на музыкальных занятиях и досуговой деятельности
Опубликовано: 10 ноября 2023 в 07:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД