Папки-передвижки

Методические рекомендации «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»

Елена Цыганок
Методические рекомендации «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»

Каждый наш поступок,

который видят или слышат дети,

каждое наше слово, интонация,

в которой оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием личности

П. П. Кащенко

Проблема обучения детей с ОВЗ становится все более актуальной в современной школе. Количество детей с физическими или психическими нарушениями возрастает. Специалисты говорят о различных причинах этого процесса. Это и экологические проблемы, и социально-экономические.

Публикация «Методические рекомендации „Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Такие дети есть сейчас практически во всех школах, родители не хотят отдавать их в специальные учебные заведения, поэтому они обучаются совместно в одном классе с другими детьми в общеобразовательном учреждении. Чаще это дети, имеющие задержку психического развития и потенциально сохраненные возможности интеллектуального развития.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставания в овладении навыками (чтения, письма). Такие ребята не могут быстро сосредоточиться, у них рассеянное внимание, им трудно работать в большой группе и самостоятельно выполнять задания, которые даются классу. Поэтому наша задача – помочь таким детям. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии. Важно, чтобы дети испытали чувство успеха, поверили в свои возможности.

Наблюдая за своими учениками, (обучаю шесть таких ребят, я вижу, что действительно, поддержка учителя имеет важное значение, а также тактичное отношение к таким ученикам со стороны одноклассников. Хотя нам говорят, что мы не должны показывать вид, что это особенные дети. Одноклассники с пониманием относятся к их проблемам. Во всяком случае, в моём классе это именно так. Поэтому индивидуальный подход на уроке – необходимое условие успешности таких учеников.

Что необходимо для организации учебной деятельности с такими детьми :

- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

- учёт психофизических, личностных особенностей;

- смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

- соблюдение принципа «от простого к сложному»;

- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

- снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий.

Естественно, учитель не должен забывать, что другие дети в классе не должны страдать от того, что на них будет тратиться меньше времени. Сейчас при использовании различных технологий на уроках именно деятельностный метод должен стать основным. Поэтому я строю свои уроки так, чтобы наиболее подготовленные дети учились добывать знания самостоятельно при поддержке и контроле учителя.

А для того, чтобы дети с ОВЗ активно включались в работу на уроке, ставлю перед ними посильные задачи. Ситуация успеха стимулирует их познавательную активность, повышает самооценку.

При групповой работе продумываю, чтобы задания для конкретного ученика были также даны в том «пакете заданий», с которым работает группа, где есть ученик с ОВЗ.

Темп работы у таких детей невысок, и они не успевают сделать необходимые записи. Но бывают и такие ситуации, когда моя поддержка таких учеников приводит к чрезмерной активности на уроке ребят с ОВЗ. Тогда не знаешь, что лучше – спросить или подождать. Часто ответы у этих детей бывают неправильные, но в этом случае одноклассники приходят на помощь.

Внимание у детей с ОВЗ рассеянное, они уже не слышат ответ своих одноклассников. В таких ситуациях я стараюсь дать индивидуальное посильное задание этим ученикам, а затем по мере готовности могу их спросить на уроке, даже у доски прочитать или ответить, что они записали.

Как оценивать таких учеников? Поддержка учителем хорошей отметкой? Да, это хорошо! Но они ждут этой поддержки и на следующем уроке, а отметку надо ставить по справедливости, и отметка бывает ниже. Я объясняю, почему «3», а не «4», есть нормы выставления отметок. Но реакция таких учеников может быть совершенно разная. Поэтому важным для таких ребят является процесс социализации, и мы про это не должны забывать. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Одним из таких условий является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь». Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Успех социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных умений, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Роль классного руководителя в адаптации детей с ОВЗ трудно переоценить. Педагогическая реабилитация таких детей – это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы ребенок получил школьное образование и овладел необходимыми социальными навыками и умениями. Возрастает необходимость обеспечить воспитание у дошко­льников устойчивого интереса, потребности к ре­гулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Важной задачей логопедов, психологов, инструкторов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях, является создание таких условий для ребенка, в которых он может в должном объеме выполнять свои возрастные социальные функции. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве. 2 этап. Этап мониторинга

На этом этапе выявляется актуальный уровень развития детей, используя методы, такие как анкетирование, тестирование, диагностика. Проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности.

Многие из родителей ориентированы на развитие интеллектуальной сферы как более важной для обучения. Ими недооценивается значимость физической, социально-личностной сферы дошкольника, в особенности развития устойчивой мотивации и воли.

На этом этапе важно определить тематику встреч. при планировании работы с детьми, в первую очередь, опираться на их сильные стороны и увлечения, на то, что они в состоянии сделать. дети активно принимают участие в конкурсах творческого характера, в викторинах, занимая призовые места. В классных походах, экскурсиях, в различных акциях, в «Сладкой ярмарке», субботниках, в изготовлении поделок ребята пробуют себя в условиях, приближенных к реальным жизненным ситуациям

Как воспитатель, учу своих детей быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитывают хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Эти дети должны учить других обучающихся и учителей терпению, пониманию.

Методы и приемы создания ситуации успеха

Доступность понимания изучаемого материала

Доступное объяснение материала

Обязательное использование наглядности

Личностно ориентированный подход

Поощрение за любые достижения

Создание благоприятной среды

Словесная поддержка

Установка на позитивное решение проблемы

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Публикации по теме:

Анализ детских работ. Приемы, цель, методические рекомендации Игровая ситуация Обыгрывание готового изображения Рисование 1. • Петя-петушок, золотой гребешок • Ку-ка-ре-ку • Посмотри, какие лесенки.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ. Элементы работы над песней В музыкальном воспитании дошкольников пение играет не малую роль. О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали.

Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1 Методические рекомендации (методы и техники, способствующие саморазвитию ребенка. 1. Методика Льва Толстого по обучению чтению. Используя.

Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 2 Методические рекомендации (методы и техники, способствующие саморазвитию ребенка. Часть 2.9. Методика Л. Китаева и М. Трунова- методика воспитания.

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшей группы Физкультурно-оздоровительная работа 1. Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием.

Методические рекомендации «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» [hТема: «Организация работы с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры» 3][/h3] Перед педагогом стоят серьезные.

Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка.

Методы и приемы экспериментально-исследовательской работыМетоды и приемы экспериментально-исследовательской работы I. «Методы и приемы экспериментально-исследовательской деятельности» Расскажи и я забуду, дай попробовать- пойму, Покажи и я запомню,.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе «Методы и приемы работы» Спирина Ю. В., воспитатель ГБОУ школа №13 Приморского района Санкт-Петербурга Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Методы и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 27 августа 2019 в 18:05
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД