Людмила Шлыкова
Методические рекомендации «Способы повышения эффективности подвижных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
«Способы повышения эффективности подвижных игр»
В последнее время у дошкольников уменьшился интерес к подвижным играм. Ограничилось количество детей, проявляющих желание в них играть.
Одна из причин заключается в организации подвижных игр, в которых предлагается содержание игр, не вызывающее интереса. Например, образы зайчиков, волков встречаются в играх младшего и старшего возраста. Правила однотипны, упрощены. А старшим дошкольникам посильно участие в играх с элементами соревнования, эстафетах.
Публикация «Методические рекомендации „Способы повышения эффективности подвижных игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Вторая причина – недостаточная двигательная активность и физическая нагрузка. Детям не удается удовлетворить двигательную потребность. Так, например, в игре «Гуси – лебеди», которая длится 3 минуты, дети активны только 45 секунд. Остальное время уходит на произнесение текста, закрепление правил игы, выбор водящего.
В результате возникает необходимость повышения эффективности подвижных игр, осуществляемая следующим образом:
1. Увеличить физическую нагрузку на ребенка.
2. Усложнить содержание игры.
3. Усилить воспитательную роль подвижных игр.
Рекомендуется использовать следующие способы :
1. Увеличить расстояние в играх с бегом («Мы веселые ребята») на прогулке до 20-30 метров, если позволяет пространство площадки.
2. Увеличить продолжительность интенсивных движений в играх с увиливанием («Хитрая лиса», «Ловишки»). Время бега без остановки увеличить до 35-40 секунд в младших группах, до 1-1,5 минут у старших дошкольников.
3. Выбирать сразу 2 -3 водящих. При данной организации игры увеличится не только физическая нагрузка, но и повысится эмоциональный фон.
Ребенка, плохо владеющего двигательными навыками, как правило, не выбирают ведущим. Не составит труда от него убежать. Ведущими выбирают активных, подвижных, ловких, смелых. Выбрав двух или трех ведущих, у воспитателя появляется возможность без ущемления чьих – либо интересов, провести игру. Ведущими могут быть 2 активных и 1 малоактивный ребенок. Процесс игры не будет нарушен, а малоактивный ребенок почувствует себя причастность к общему результату, успеху. Это вселит в него уверенность, ликвидирует застенчивость, активизирует детей.
4. Оперативный выбор водящего.
В подвижных играх, выбирая водящего, используют: считалки, стрелку, прикрепленную к юле и другие приемы. Это сопряжены с тратой времени. Поэтому, рационально использовать считалки только в начале игры. При повторном проведении игры рекомендуется использовать другие способы : выбор водящего по желанию ребенка, выполнявшего только что роль. Выбор детьми друг друга способствует укреплению доброжелательных взаимоотношений. В дальнейшем водящего может назначить воспитатель. При назначении воспитателем, обязательна мотивация, например: «Сейчас водящими будут Саша и Маша. Они мягче всех прыгали или больше всех попали в цель и т. д.». Мотивация направляет детей на качественное выполнение заданий.
Целесообразным является способ, при котором одного ребенка назначает педагог, а помощников ребенок выбирает по своему желанию.
6. Рациональное использование тестового сопровождения.
В играх со словами, например «2 Мороза», текст может быть произнесен только в начале игры. В дальнейшем его разумно сократить до слов: «Кто из вас решиться в путь, дороженьку пуститься? Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз». Таким образом, увеличивается время для двигательной активности детей.
7. Создание условий, для обеспечения двигательной активности всех участников.
В играх «Удочка», «1, 2, 3 - мяч лови!» правила предусматривают выход детей, не справившихся с заданием, из игры. Как правило, это малоактивные дети, с недостаточной координацией движений и т. д. Поэтому, нецелесообразно выводить их из игры, а, лишь не предоставлять им права быть избранным на роль водящего в следующий раз. В игре «Удочка» осаленным детям предложить встать на линию второго круга. Таким образом, не лишать детей права на игру, а давать возможность в закреплении прыжков на месте на двух ногах.
Использование данных способов организации проведения подвижных игр способствует не только проявлению интереса к ним, но и повышению роли в активизации двигательной деятельности и улучшению физической подготовленности.