изместьева
Методические указания по формированию комплексного учебно-методического обеспечения
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Общие положения
1. Комплексное учебно-методическое обеспечение - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
Публикация «Методические указания по формированию комплексного учебно-методического обеспечения» размещена в разделах
2. Комплексное учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д., представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.
2. Требования к учебно-методическому обеспечению
1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью.
2. Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно-методическое обеспечение специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен :
отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т. п., обоснование уровня усвоения;
содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;
представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.
3. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения
1. Система учебно-методической документации и средств обучения должна охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющим качественно осуществлять учебный процесс.
2. Цели формирования комплексного учебно-методического обеспечения :
- для преподавателя: детальное отражение существующего положения по обеспечению средствами обучения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему.
- для студента: получить знания теоретических и практических основ изучаемой дисциплины.
3. Критерием качества учебно-методического обеспечения является учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексный подход в учебно-методическом обеспечении процесса обучения предполагает планирование и создание комплекса соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных ситуаций применения.
4. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует также, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую деятельность преподавателя, мастера, и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса.
5. Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных функций педагогического процесса в совокупности.
6. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения обусловлено следующими доминирующими потребностями учебного процесса :
1) доминантой мотивации познавательной деятельности;
2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;
3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.
7. К средствам обучения относятся:
1. Учебно-методическая литература : учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания
2. Учебно-наглядные пособия : изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы,
3. Натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.
технические средства обучения:
аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет);
технические средства программированного обучения.
8. Формирование комплектов учебно-методического обеспечения является логически последовательным развитием миссии техникума, принятой философии его деятельности: «Удовлетворение потребностей предприятий, организаций и населения Центрального Федерального округа РФ в оказании на высоком уровне образовательных услуг за счет повышения интеллектуального уровня персонала техникума, знаний, имеющих практическую направленность в сфере управления, экономики, права, торговли, развития материально-технической базы и эффективного использования возможностей региона с его современными предприятиями.
4. Электронное приложение к комплекту комплексного
учебно-методического обеспечения
Электронное приложение рекомендуется построить по логической схеме – рисунок 1.
Нормативный комплект содержит Программу развития государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Лебедянский торгово-экономический техникум», разработанную в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», учебные планы, рабочие программы дисциплин, стандарты и требования к выпускникам.