Папки-передвижки

Методическая разработка «Особенности работы воспитателя в логопедической группе»

Оксана Валерьевна
Методическая разработка «Особенности работы воспитателя в логопедической группе»

Методический инструментарий

«Особенности работы воспитателя на логопедической группе»

Подготовила:

старший воспитатель Лосева О. В.,

07.11.2022 г.

Коррекционные цепочки в работе воспитателя логопедической группы

1. Компенсирующая группа в ДОО - логопедическая группа.

2. Все дети относятся к детям с ОВЗ по речи с тяжелыми нарушениями речи.

3. Программа «АООП» - основная программа.

4. Речь - всегда следствие других нарушений.

Публикация «Методическая разработка „Особенности работы воспитателя в логопедической группе“» размещена в разделах

5. Ориентировка в пространстве!

6. Материал для ребенка с ОВЗ - наглядно - образное мышление.

7. Грамотное донесение информации родителям - расширение кругозора (акцент на предлоги, психолого - педагогическое сопровождение).

8. Грамматическое конструирование - выстраивание предложений, повторов слов (3-4 раза).

9. Связная речь (рисование стихотворения; «текст» - ответы по тексту; чтение с последующим обсуждением; тренировка творческого мышления перед сном; описательный рассказ (сосредоточение на 1 объекте, внимание детей к деталям; мышление).

. Структура занятия: материал для наглядного мышления, согласно теме недели, физминутка, динамические паузы, ориентировка себя в пространстве).

10. Моторика (утренняя гимнастика).

11. Прогулка - 1 подвижная игра.

12. Комплекс после сна, звуковой комплекс (на каждую тему).

13. Домашнее задание - папки выполнения для детей и родителей.

14. Ежедневное грамотное «живое» общение в рамках «педагог - ребенок - родитель»!

Наставник - сопровождение коррекционно-развивающего процесса

Учитель - логопед - воспитатель

Особенности работы воспитателя на логопедической группе.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе определяется :

• речевыми недостатками;

• неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой и артикуляционной моторики);

• характерологическими особенностями.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логогруппы :

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные направления коррекционной работы воспитателя :

1. Артикуляционноя гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3. Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определено программой:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

5. Фронтальные занятия по программе ДОО (в соответствии с календарным планом логопедической работы). Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

6. Коррекционная работа вне занятий : во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Организация коррекционного занятия воспитателя.

Готовясь к занятию, необходимо учесть следующие требования:

• коррекционное занятие воспитателя должно вноситься в ежедневный план работы.

• Наглядный раздаточный материал готовится воспитателем заранее.

Заранее планируется:

а) индивидуальные задания, направленные на коррекцию имеющихся отклонений в общем развитие детей; б) задания, связанные с расширением и закреплением словаря; в) содержание физминутки.

Детские столы необходимо поставить таким образом, чтобы все дети видели воспитателя, а воспитатель, в свою очередь, видел каждого ребенка. Если столы не тяжелые, удобно их поставить полукругом, так, чтобы место воспитателя было в центре. Если столы тяжелые и неудобные в передвижении, то воспитатель находит удобное для себя место, например, сбоку.

Задание логопеда отрабатываются по индивидуальным тетрадям детей.

Работа с детьми по заданию логопеда, воспитатель разговаривает с детьми обычным голосом, не применяя шепотную речь.

План занятия.

• Организация детей на занятие.

Работа детей по само коррекции (восполнение пробелов в усвоение программы).

• Выполнения задания логопеда.

• Физминутка.

Работа по расширению словаря.

В то время как дети выполняют свою индивидуальную работу в соответствии с заданием, воспитатель поочередно приглашает к себе детей и закрепляет материал, данный логопедом. С целью экономии, времени воспитатель может предложить некоторым детям задание для самостоятельного выполнения, ориентируясь на указания логопеда.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, прежде всего, под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Однако ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. При этом занятий только с логопедом для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал и в группе, и в домашних условиях. Помощь в этом логопеду должны оказать воспитатели, специалисты детского учреждения и родители.

Коррекционная работа в ДОО должна строиться по четко выработанному плану, которого должны придерживаться все участники педагогического процесса.

Формы работы с детьми логопедической группы :

Подгрупповые;

• Индивидуальные;

• Один раз в неделю проводится

логочас в виде сюжетно-ролевой игры.

В начале логопедической работы ребенку логопед «ставит» звук.

Затем правильный звук вводится в слог. Повтор слоговых рядов за воспитателем, вначале медленно, затем быстрее, закрепляет у детей правильное произношение, развивает внимание и память.

При работе со словами встречаются сложные по структуре и значению слова. Необходимо объяснить ребенку (или уточнить) значение непонятного слова, привести примеры его употребления - это один из способов увеличения словарного запаса ребенка. В карточках дается множество упражнений на формирование лексико-грамматических категорий, которые помогут ребенку правильно изменять слова (спрягать, склонять, изменять род, число, время); образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, согласовывать слова в предложениях.

Стихи, насыщенные изучаемым звуком, нужно прочитать ребенку целиком, разобраться вместе с ним в их содержании. Даже если он быстро запоминает стихи, необходимо повторить их вслух несколько раз, чтобы он привык правильно произносить звук в речевом потоке.

Индивидуальная работа с детьми, указанными логопедом в «Тетради взаимодействия», проводится и по карточкам, и по заданиям логопеда в «Тетрадях взаимодействия» и индивидуальных. Если с ребенком не выполняются задания по карточкам дома, то воспитатель выполняет с ребенком эту работу в группе на подгрупповых, индивидуальных занятиях и режимных моментах.

С целью формирования лексико-грамматических навыков, расширения словаря, развития связной речи нами разработаны лексические темы. Работа по лексической теме продолжается в течение недели. Тема определяет содержание дня, является центральной в планировании. Например: тема «Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья». Воспитатель и специалисты планируют занятия в соответствии с этой темой. На математике воспитатель может использовать для счета осенние листочки от разных пород деревьев и упражнять детей в согласовании числительных с существительными, в это время дети рисуют, лепят осенние деревья и т. д. Занятие по развитию речи, которое проводит воспитатель, должно быть обязательно связано с лексической темой.

Для помощи воспитателям разработан план работы, связанный с познавательной деятельностью, на год.

Работа по формированию произношения и исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требует различных знаний, умений и навыков.

Подготовительный этап

Логопед :

Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель :

Уточнение движений органов речевого аппарата

Этап появления звука

Логопед :

Постановка звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляции вводятся в комплекс движений, таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторения перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем получает правильное произнесении.

Воспитатель :

Уточнение звука. Воспитатель использует способность ребенка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания, соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука, фиксируя внимание на звучании и артикуляции звука.

Этап усвоения звука

Логопед :

Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

Воспитатель :

Уточнение правильного произношения звука в словах, фразах, потешках, стихах, рассказах.

По отношению к детям, посещающим занятия у логопеда, воспитатель осуществляет индивидуальный подход.

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда оформляется в тетради рабочих контактов логопеда и воспитателя.

Обучение грамоте: алгоритм занятия, игры и упражнения.

Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу, но чтобы сделать обучение грамоте более успешным, необходимо часть умений формировать в д/с.

Исследования ученых позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе д/с, т. к. у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку.

Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в д/с. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений к числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению.

Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, воспитателю всегда следует помнить, что главное - учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

Подготовка к школе - не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства.

Обучение грамоте в старшей группе.

В старшей группе необходимо :

• Учить детей выделять в произношении заданный звук;

• сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные);

• определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов;

• замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, стихотворении;

• подбирать слова с заданным звуком;

• формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

Звуковой анализ слова – определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение грамоте в подготовительной группе.

Задачи:

1. Продолжать работать по звуковому анализу слов;

2. Учить вычленять и обозначать словесное ударение;

3. Познакомить со всеми буквами русского алфавита;

4. Учить анализу и синтезу предложений разной конструкции.

В итоге проведенной работы дети должны научиться:

• Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

• Четко дифференцировать все изученные звуки;

• Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

• Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

• Производить элементарный звуковой анализ и синтез;

• Читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

• Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

• Выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения.

Алгоритм занятия по обучению грамоте.

1. Организационный момент (загадки, стихи, слова в которых есть закрепляемый звук).

2. Обобщение темы и целей занятия ( новый материал в соответствии с планом: знакомство со слогом, с предложением, словом).

3. Работа со звуком (картинки с изучаемым звуком или загадки с отгадками на определенный звук, подвести детей к изучаемому звуку; произносим звук; характеристика звука: гласный – согласный, мягкий – твердый, звонкий – глухой; слоги с изучаемым звуком).

4. Развитие фонематического слуха и восприятия (игры на выбор с использованием изучаемого звука).

5. Физ. минутка.

6. Знакомство с буквой (работа в тетради или выкладываем из палочек, лепим из пластилина, рисуем по крупе).

7. Итог занятия (что нового узнали, с каким звуком познакомились, какие слова запомнили с изученным звуком).

Игры и упражнения.

1. Организационный момент. (закрепление пройденного материала)

«Собери пирамидку» (на каждое кольцо, придумать слово с изучаемым звуком, если звук согласный можно разбирая пирамидку называть слова с твердым звуком, собирая, с мягким звуком)

«Цепочка» (по цепочке придумать слова, которые начинаются с заданного звука)

«Подбери картинку» (из предложенных картинок выбрать те, в названии которых есть заданный звук»

«Сломанный телевизор» (по артикуляции узнать звук)

2. Обобщение темы и целей занятия. (новый материал в соответствии с планом)

• Знакомство со звуком (речевые – не речевые, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые).

• Знакомство со слогом.

• Знакомство со словом (длинные, короткие слова, деление слов на слоги, учить задавать вопрос кто это? Что это).

• Знакомство с предложением (из чего состоит, схема предложения, виды предложений).

• Ударение (как может измениться смысл слова из-за ударения белки – белки, замок – замок).

3. Работа со звуком. (знакомство с новым звуком, характеристика звука)

«Загадки»

«Доскажи словечко»

«С какого звука все слова» (все слова начинаются со звука, с которым знакомим детей на занятии)

• Артикуляция звука

• Характеристика звука

• Слоги с изучаемым звуком

• Слова

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Светофор» ( каждому ребенку раздать 3 кружочка: синий, зеленый, красный, педагог поочередно произносит изученные звуки, ребенок поднимает соответствующий кружочек)

«Поймай звук» (выделять звук из ряда звуков, слогов, слов, текста)

«Где спрятался звук?» (какой по счету)

«Звуковые домики» (шипящий, свистящий) разделить картинки на 2 группы.

«Пирамидка» (деление слов на слоги)

«Место звука в слове» (начало середина, конец, показать на линейке)

«Мягкий – твердый» (обозначать звук, подбирать слова)

«Звонкий – глухой» (работа со звуками)

«Укрась слово» (обозначить звуки цветовыми символами)

• Звуковой анализ и синтез слов, слогов, звукокомплексов.

5. Физ. минутка. (см. общая моторика в плане или элемент обучения грамоте: покажи букву, делим слова шагами)

6. Знакомство с буквой. (работа в тетради или вылепить букву из пластилина, выложить из крупы, найти среди других букв; составить слоги с изучаемой буквой, слова)

7. Итог занятия.

• Что нового узнали?

• С каким звуком познакомились?

• Какие слова запомнили с изучаемым звуком?

«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления».

К. И. Чуковский.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Методическая разработка «Индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом» Являясь педагогом-наставником, накопила приличный материал по наставничеству. Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Индивидуальный.

Методическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтикиМетодическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтики Актуальность. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное,.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста Методическая разработка из опыта работы по изготовлению красной гвоздики с детьми дошкольного возраста. Пояснительная записка. Методическая.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишурыМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры с использованием бросового материала.

Методическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьиМетодическая разработка мастер-классов из опыта работы по изготовлению поделок ко Дню семьи Ромашка – самый известный и любимый цветок в России. С древних пор этот цветок считался символом любви. На него гадали влюбленные разных.

Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества»Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества» Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину,.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Особенности работы воспитателя в логопедической группе»
Опубликовано: 18 ноября 2022 в 11:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД