Надежда Ивановна Командина
Методический паспорт проекта «Хлеб — это жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта.
Тема проекта : «Хлеб – это жизнь».
Тип проекта : Информационно – практико – ориентированный.
Актуальность проекта :
По всему миру ни один приём пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Публикация «Методический паспорт проекта „Хлеб — это жизнь“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2022
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы дети группы не смогли, их знания по теме очень бедны. Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нём, тем дороже он станет им.
Постановка проблемы:
Идея проекта возникла на основании наблюдений за воспитанниками. После обеда остаётся много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, крошить.
В процессе бесед выяснилось, что большинство детей имеет смутное представление о труде людей, выращивающих хлеб, о разнообразии и взаимосвязи профессий, об обмене результатами труда, о пути зернышка к столу.
В результате возникла необходимость проведения целенаправленной, систематической работы по формированию представлений о труде
хлебороба, потребности в бережном отношении к хлебу.
Самое главное в предстоящей работе - способствовать формированию у детей чёткого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
Цель проекта :
Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать систему знаний детей об изготовлении хлеба. Дать представление о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время.
Систематизировать и закрепить знания детей о сельскохозяйственных машинах.
Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Довести до сознания детей, что
Хлеб – это итог работы многих людей.
Развивать речь, творческое мышление, любознательность, способность сравнивать, обобщать, развивать экологическую культуру.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, их родителей и педагогов.
Участники: Воспитатели, дети, родители.
Сроки по продолжительности: Долгосрочный.
Методы и формы работы :
Наблюдения.
Занятия.
Беседы с рассматриванием картинок.
Чтение художественной литературы.
Продуктивная деятельность.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).
Презентации.
Экскурсии.
Эксперименты.
Знакомство с репродукциями картин.
Игры.
Ожидаемые результаты:
Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.
Узнают, как хлеб выращивали раньше.
У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Воспитанники узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.
Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения, высказывать свои мысли.
Проявятся творческие способности детей.
Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий.
Дети узнают о пользе хлеба для человека.
Этапы работы.
I этап. Предварительный.
Выбор темы проекта.
Анкетирование детей, анализ уровня сформированности у детей знаний о хлебе, его выращивании, производстве, профессиях людей, связанных с этим.
Определение цели и задач проекта.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Изучение методической литературы.
Подбор методического материала по данной теме.
II этап – основной.
Выполнение проекта.
III этап – заключительный (итоговый).
Проведение игры – викторины «Хлеб – всему голова» - Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей.
Оценка результатов и отчетность:
В ходе реализации проекта «Хлеб – это жизнь» были получены следующие результаты:
Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми пособиями и материалами.
Родители приняли активное участие в проекте «Хлеб – это жизнь».
В результате работы над проектом дети узнали :
Как вырастить и выпечь хлеб, изготовить муку.
Узнали историю возникновения хлеба.
Познакомились с видами хлебоуборочной техники.
Узнали о труде взрослых в выращивании хлеба.
Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.
Узнали, что в хлебе содержатся необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
Обогатили речь новыми словами.
Научились бережно относиться к хлебу.
Вывод: Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
Список использованной литературы:
1. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
3. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
4. Емельянова Э. Л. Наглядно-дидактическое пособие «Откуда что берется. Хлеб».
5. Емельянова Э. Л. Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб».
6. Шорыгина, Т. А. «Беседы о хлебе»Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
7. Шорыгина Т. А. «Злаки, какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М. Издательство ГНОМ и Д 2003 г -48с.
8. Емельянова, Э. Л. –«Расскажите детям о хлебе». Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
9. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в средней группе» Москва «Карапуз» 2009г-144с
10. Асташина И. В. «Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет» Москва ИД «Рипол Классик» 2008г – 416с.
11. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы» Программа экологического образования детей – СПб «Детство-Пресс» 2000г. - 240с.
12. Коломина Н. В. «Занятия по экологии в детском саду» М- ТЦ «Сфера» 2008г. - 144с.
13. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и экспериментирование для дошкольников. М- ТЦ «Сфера» 2001г. – 192с.
Приложения.
Рабочий план.
Сентябрь.
Подбор методической литературы по теме «Хлеб – это жизнь».
Выявление уровня знаний у детей и родителей о хлебе (анкетирование).
Проведение бесед «Что такое поле?», «История хлеба» - Познакомить детей с тем, как люди научились печь хлеб.
Д/игра «Назови ласково», «Что делают с хлебом?».
Планирование предстоящей деятельности.
Консультация для родителей «Расскажите детям о хлебе!».
Изготовление картотек - Карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям о хлебе», «Сказки о хлебе».
Оформление альбомов «Загадки. Пословицы. Поговорки», «Злаки».
Октябрь.
Занятие по познавательному развитию «Надо долго потрудиться, чтобы хлеб пришел на стол» - Ознакомление детей с профессиями людей, которые выращивают хлеб, техникой.
Конструирование из строительного материала «Сельскохозяйственные машины».
Беседа «Хлеб - состав, полезные свойства», «Как выглядит пшеница? Рожь?».
Д/и «Отгадай, что это?», «Придумай слово», «Правда или ложь».
П/и «Хлебчик» (Украинская народная игра).
Пальчиковая игра «Хлеб», «Мукомол».
Чтение С. Погореловский «Вот он – хлебушек душистый»
В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора».
А. Ремизов «Хлебный голос», Т Коломиец «Праздник каравая», Я. Дагутите «Руки человека», «Лето», сказки А. Лопатина «Хлебная фея», «Волшебный каравай», «Сладкий хлеб» - Учить слушать художественные произведения, отвечать на вопросы.
Знакомство с пословицами и поговорками про хлеб.
С/р игра «Семья».
Физкультминутка «Зёрнышко», «Колосок».
Оформление альбома «Машины – помощники хлеборобов».
Рассматривание репродукций картин И. Е. Репин «Толстой на пашне», Кошевой П. «Трактор в поле», Карачарсков Н. П. «С полей уходит урожай»
Кузьмин Ю. В. «Уборка урожая».
Рекомендации родителям «Откуда хлеб пришёл?»
Ноябрь.
Занятие по речевому развитию «Хлеб всему голова» - Формирование знания детей о последовательности выращивания хлеба.
Аппликация «Золотые колосья хлеба».
Беседа «Щедрое и доброе растение — кукуруза», «Овёс».
Д/ и: «Откуда пришёл хлеб?», «Чего нет?», «Разрезные картинки».
П/и «Собери колоски».
Х/и «Каравай» - Обучение детей умению выполнять движения согласно тексту игры.
Пальчиковая игра «Дождик», «Мы печем пшеничные пироги отличные».
Чтение Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос», И. Токмакова «Что такое хлеб», К. Ушинский «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Толстой «Три калача и одна баранка», А. Ремизов «Хлебный голос», И. Ревю «Ароматный хлеб» - Учить понимать тему и содержание произведения.
Раскрашивание раскрасок на тему «Хлеб, хлебобулочные изделия».
Консультация для родителей «Польза хлеба».
Оформление альбомов «От зёрнышка до каравая», «Где растёт хлеб?».
Декабрь.
Занятие по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб?» - Расширение представлений дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин.
Лепка «Зрелые колосья пшеницы» (пластелинография).
Беседа «Что можно испечь из муки?»
Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Самый умный».
П/и «Пирог», «Найди и промолчи».
С/р игра «Магазин».
Чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб»,
В Крупин «Отцовское поле», Я. Тайц «Все здесь», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла», сказки К. Филатов «Притча о хлебе», «Как курочка хлеб испекла» (р. н. с.).
Пальчиковая игра «Хлебные изделия».
Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкин «Рожь», И. И. Машков «Снедь московская. Хлебы», Т. Н. Яблонская «Хлеб.
Оформление альбомов «Как наши предки выращивали хлеб», «Хлебобулочные изделия».
Январь.
Занятие по познавательному развитию «Блокадный кусочек хлеба» - Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Занятие по речевому развитию «Составление рассказа «Как выращивают хлеб»» - Закрепление знаний детей о том, как выращивают хлеб.
Беседа «Технология производства хлеба».
Д/и «Доскажи словечко, изменив слово «хлеб» по смыслу», «Каким бывает хлеб?».
П/и «Просо» (Белорусская народная игра).
Чтение Е. Трутнева «Зерно, Э. Шим «Хлеб растет», Г. Алмазов «Горбушка»,
Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную», сказки Б. Вовк «Мякиш», С. Топелиус «Три ржаных колоса».
Знакомство с пословицами и поговорками про хлеб.
Пальчиковая игра «Гости».
Раскрашивание раскрасок на тему «Хлебобулочные изделия».
Изготовление схемы – модели «Как выращивают хлеб».
Консультация для родителей «Как научить ребёнка бережно относится к хлебу».
Февраль.
Занятие по познавательному развитию «Чудесная мука» - Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Интегрированное занятие «Хлеб» - Закрепление навыка работы с солёным тестом.
Наблюдение за трудом воспитателя «Замешивание соленого теста».
Беседа «Цена хлеба» - Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Д/и «Доскажите вторую часть пословицы», «Родственные слова», «Посчитай».
П/и -эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор».
Пальчиковая игра «Тесто замесили мы», «Муку в тесто замесили».
Чтение «Как волк вздумал хлеб печь» (литовская сказка, «Легкий хлеб»,
«Крупеничка», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», К. Паустовский «Теплый хлеб» - Учить детей понимать характеры и поступки героев.
Физкультминутка «Колоски».
Рассматривание репродукций картин Уутмаа Р. Г. «Уборка урожая», Мочальский Д. К. «Просушка зерна», Чернов С. И. «Ток», Н. Пимоненко
«Время сбора урожая в Украине».
Изготовление лэпбука «О хлебе детям».
Март.
Занятие по познавательному развитию «Профессия-пекарь» - Знакомство с профессией – пекарь.
Рисование «Печём рогалики для бабушки».
Беседа «Русский хлеб» - Уточнение и закрепление знаний хлебных продуктов.
Экскурсия в хлебный магазин «Каравай» - Продолжать знакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий.
Д/и «Узнай профессию», «Составь предложение», «Кому, что нужно для работы?».
П/и «Вопрос-ответ» (игра м/п с мячом, «Кто быстрее соберет колосья?».
Х/и «Овёс» - Развитие речевой и двигательной активности.
Пальчиковая игра «Испечем пирожки и плюшки» - Развитие мелкой моторики.
Чтение «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», «Нынешний хлеб», сказки «Хлеб и злато», Г. Х. Андерсен «Как девочка наступила на хлеб» - Учить детей понимать характеры и поступки героев.
Отгадывание загадок.
С/р игра «Пекарня» - Развитие умения выполнять несколько взаимосвязанных действий, умение взаимодействовать.
Физкультминутка «Зерно», «Каравай».
Опытная исследовательская деятельность «Как появляется мука».
Рассматривание репродукций картин Зорина Т. «Страда», Ведерников Б. А. «Натюрморт с самоваром», Ю. Николаев «Натюрморт с куличами».
Консультация для родителей «Берегите хлеб».
Апрель.
Занятие по познавательному развитию «Удивительная профессия повар-кондитер» - Познакомить детей с профессией повар - кондитер.
Беседа «Хлеб – часть культуры разных народов», «Обычаи, связанные с хлебом».
Д/и «Вспомним сказки». «Хлопай!», «Расставь правильно», «Золушка».
П/и «Дружные зерна», «Покажи колосок» - Способствовать координации
движений ребёнка с движениями других детей.
Пальчиковая игра «Замесим тесто».
Чтение Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Н. Самкова «О хлебе»,
А. Бухалов «Как машины хлеб берегут», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»,
Я. Аким «Пшеница», «Хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», Е. Житникова «От зернышка до булочки», сказки Т. Домаренок «Как лесные зверушки хлеб испекли», К. Паустовский «Тёплый хлеб» - Учить слушать произведение, отвечать на вопросы.
Отгадывание загадок.
Физкультминутка «Мельница».
Раскрашивание раскрасок на тему «Хлебобулочные изделия».
Оформление альбома «Репродукции картин о хлебе».
Консультация для родителей «Хлеб всему голова».
Май.
Занятие по речевому развитию «Пересказ украинской народной сказки «Колосок»» - Закреплять умение пересказывать короткий текст точно и последовательно.
Беседа «Как трактор помогает людям выращивать хлеб?».
Д/и «Четвертый лишний», «Из чего сварили кашу?», «Доскажи словечко», «Кого не стало?».
П/и «Решето» (Латышская народная игра).
Пальчиковая игра «Тесто» - Развитие координации движений пальцев рук.
Чтение К. Ушинский «Два плуга», Э. Шим «Хлеб растёт», Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Ф. Шкулева «Молотьба», Ю. Ждановская «Нива» - Учить детей понимать характеры и поступки героев.
С/р игра «Булочная».
Физкультминутка «Трактора».
Рекомендации для родителей «Как нарисовать 3D рисунок».
Игра – викторина «Хлеб - всему голова» - Закрепление знаний детей о хлебе.