Методическое пособие «Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте»

Татьяна Сердюк
Методическое пособие «Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте»

«Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР.» в дошкольном возрасте.

Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций.

/Составитель Сердюк Т. Г. воспитатель МАДОУ № 16 г. Армавир, 2017 год. /

В данном пособии систематизирован материал по речевому развитию детей с задержкой речевого развития средствами мнемотехники.

По средствам работы с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, с помощью мнемотехники. Именно через мнемотаблицы, как метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Направлена на достижение оптимальной компенсации у каждого отдельного ребёнка с задержкой речевого развития становление речевых навыков, формирование памяти.

Автор составитель предлагает методику работы с мнемотаблицами.

Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников.

Актуальность проблемы:

Наиболее сложная форма речевой деятельности — связная речь представляет собой развернутое изложение определенного содержания, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля, за этими знаниями. Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в усвоении образовательной деятельности. Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания ребёнка. Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей ЗРР. Трудности объясняются особенностями развития. При относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к учебному процессу в школе. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний. Считаю, что чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к обучению в школы. Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР). К старшему дошкольному возрастустановятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения. Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой речевого развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через мнемотаблицы, как метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Задача наших занятий направлена на достижение оптимальной компенсации у каждого отдельного ребёнка с задержкой речевого развития становление речевых навыков, формирование памяти. В рамках ФГОС использование технологии мнемотехникив образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: последовательность рассказа, уточняют лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. При использовании мнемотехники можно говорить о прогнозируемых результатах. В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире,заучивание стихов превращается в игру, сокращается время обучения, стимулируется познавательная активность детей. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.

Цель: активизировать и корригировать речевое развитие детей с задержкой речевого развития средствами мнемотехники.

Задачи:

-пробудить у воспитанников познавательный интерес к занятиям;

-превратить непосильный труд в увлекательный процесс и любимый, а также в --самый доступный вид деятельности – игру;

-сформировать у детей новые приемы и способы, облегчающих запоминание и увеличивающие объем памяти;

-формировать умение управлять полученной информацией, читать (вербализировать) рисунки, изображать услышанное;

-учить использовать на других занятиях полученную информацию;

-развивать творческие способности детей, зрительную память;

-формировать предпосылки к эффективному самостоятельному обучению;

-формировать овладение родным языком.

Основные проблемные зоны в развитии речи детей:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-Неспособность, грамматически правильно построить распространённое предложение;

- Бедность речи;

- Недостаточный словарный запас;

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами ;

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

- Плохая дикция.

-Снижение познавательной активности;

-Нарушено логическое мышление;

-Неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;

-Снижена слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;

-Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости речи.

-Низкий уровень развития восприятия;

Правил работы с детьми с ЗРР для воспитателя

-Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.

-Многократно повторять материала на занятиях.

-Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

-При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.

-Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.

-Предлагать ребенку с ЗРР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.

-Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.

-Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

Поскольку у детей с ЗРР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.

Речь самого воспитателя должна служить образцом для детейс речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.

Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.

Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Методические рекомендации по использованию мнемотаблиц в работе с детьми с задержкой речевого развития.

1. Рекомендуется как можно шире использовать мнемотаблицы на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой речевого развития.

2. Мнемотаблица должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям, должно усложняться в зависимости от возрастных групп.

3. В каждой мнемотаблице должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4. При подготовке к проведению занятия рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗРР.

5. Мнемотаблица должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

6. Рекомендуется подбирать такие таблицы, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

Мнемотехника помогает развивать:

Ассоциативное мышление

Зрительную и слуховую память

Зрительное и слуховое внимание

Воображение

Связную речь

Мелкую моторику

Ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков

Методика работы с мнемотаблицами.

Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Можно привести еще определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современное понятие мнемотехники:

Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотаблицымогут использоваться:

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы и сказки;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

Работа с мнемотаблицейстроится по следующим этапам:

1 этап работы:

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определённой информацией

На этом этапе работы с мнемоквадратом задача педагога научить детей находить, выделять в картинках те признаки, по которым их можно было бы связать словом, или предметом. В предмете – это может быть форма, цвет, назначение или применение и т. п. В слове – это наличие звука в слове или количество звуков, слогов и т. п.

2 этап работы: Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Использование мнемодорожки, как средства обучения детей составлению предложений, описательных рассказов, позволяет повысить уровень описательной речи у воспитанников, улучшить качество детских рассказов. Использование мнемодорожки приводит к раскрепощению детей, изменению их эмоционального настроя на занятиях по составлению описательных рассказов о предметах и игрушках

3 этап работы: Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемызаключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц должно проходить постепенно и последовательно, обычно в три этапа.

На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков.

На втором этапе взрослый даёт ребёнку образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки.

На третьем этапе ребёнок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно. Ребёнок выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу, приготовленную заранее.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений и на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Составление рассказа.

Так же мнемотехнику можно применять и для заучивания загадок. Применение мнемотехники для заучивания загадок особенно актуально для детей, имеющих ЗРР и ОНР, т. к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.Наиболее важны из них:

•воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

•стимуляция умственной активности;

развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

•расширение запаса знаний и представлений об окружающем мир

При рассказывании сказки.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В мнемотаблицу заложена определенная информация, с помощью которой ребёнок может составить описательный рассказ, запомнить текст.

Например.

С помощью этой таблицы ребёнок запоминает чистоговорку:

«Кошка в окошке подушку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метёт»

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется, так называемое, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении стихотворения основной упор делается на изображение главных героев.Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице? Про кого это произведение?».

Опорным в таблице является изображение главных героев произведения, через которые идет осознание происходящего в нём, понимание содержания.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детейостаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, лисичка- оранжевая, солнышко - жёлтое. На начальном этапе обучения целесообразно рисовать реальных персонажей.

А в старшем дошкольном возрасте можно уже «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например, В подготовительной группе можно усложнить или заменить другой графической заставкой, ввести цифры, буквы, стрелки.

Например:

Педагог сообщает детям, что в этой таблице все картинки связаны с предметом и словом «чашка». Эта картинка нарисована в центре этой таблицы. Картинки вокруг связаны с ней. Давайте, подумаем как?

Дети вместе с педагогом по вопросам обсуждают нарисованные на мнемотаблице картинки.

Примерные вопросы и ответы детей:

1. Как вы думаете, почему здесь нарисован стол? – Чашку ставят на стол.

2. Что за буква изображена здесь?

3. Подумайте, почему здесь писана эта буква «ч»? – Слово чашка начинается со звука «ч».

4. Здесь изображен чайник, как вы думаете почему? – В чашку наливают чай из чайника.

5. Что означает цифра «5»? – В слове чашка пять звуков и букв.

6. Почему здесь изображена палитра с красками? – Красками рисуют узоры на чашках.

7. Расскажите, почему здесь нарисовано блюдце? - Чашку ставят на блюдце.

8. Подумайте, почему здесь нарисован цветок? - Из чашки пьют цветочный чай.

9. Как вы думаете, почему здесь нарисован листик? – В чашку наливают чай из листьев.

Варианты ответов детей могут быть разными. Ценится оригинальность, креативность подходов в установлении связей, рассматриваются и принимаются все возможные варианты ответов.

Мемотаблицы можно использовать в играх:

- восстанавливать последовательность картинок по памяти;

- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

- определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

- найти лишнюю картинку;

- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

- «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

- игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

Результаты работы с мнемотехникой у детей:

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой речевого развития.

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать,

используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ЗРР в условиях общеобразовательных учреждений.

Используемая литература:

Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М.: Самиздат, 2007. 350 c.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.

Борякова Н. Ю. Нарушения речи детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушенным развитием. 2004. № 1. С. 15-20.

4. «Живые мнемотаблицы» https://www.youtube.com/watch?v=q1hNIPnc-BM

1. Большова,Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

Н. Е. Веракса. Программа от рождения до школы. Мозаика-Синтез 2014

Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Мнемотехника как средство развития связной речи детей Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Передать опыт, накопленный человечеством,.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Мастер - класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Воспитатель: Шайдурова Елена Борисовна, МБДОУ детский сад «Звёздочка».

Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка (для детей 3–7 лет) Мнемотехника как средство для развития речи, памяти и мышления. Методическая разработка по речевому развитию с использованием мнемотехники.

Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту.

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте. Прежде чем говорить об особенностях.

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в среднем дошкольном возрасте. Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в среднем дошкольном возрасте. Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических.

Проблема развития певческого голоса в дошкольном возрасте Проблема постановки певческого голоса в дошкольном возрасте – одна из сложных в музыкальной педагогической практике и теории. Пение - любимый.

Программа кружка «Лего-страна». Лего-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте Проблема развития творческого потенциала личности ребенка относится к числу главных, основных образовательных задач. Именно в дошкольном.

Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Весна
  • Осень
Автор публикации:
Методическое пособие «Мнемотехника как средства развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 7 июля 2017 в 16:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок — наш дружок»
Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок – наш дружок» Цель проекта: Дать представление об овоще – лук. Задачи: 1. Познакомить с внешним видом овоща и...
Комплексная общеразвивающая учебная программа на основе народного творчества с...
Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего развития -...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Весна идет! Весне дорогу!»
Наталья Ефримиди Программное содержание: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Развивать и обогащать словарь,...