Папки-передвижки

Методическое пособие по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Я познаю себя»

Елена Трапезина
Методическое пособие по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Я познаю себя»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы

Дошкольный возраст – важнейший период развития человека. У детей активно развивается познавательная активность, стремление к наблюдению, сравнению, исследованию. Объектом для исследования часто становится сам ребёнок и его окружение. Самое интересное и непонятное для ребёнка – это он сам. Ребёнок рано стремится к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и различия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем мне всё это нужно?

Публикация «Методическое пособие по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста „Я познаю себя“» размещена в разделах

Для того чтобы современный человек вел здоровый образ жизни, необходимо знакомить дошкольников со строением человеческого организма, давать сведения о строении внутренних органов и их назначении.

Задача взрослого – поддержать интерес у детей, научить помочь себе, стремление бережно относиться к своему организму.

Цель: помочь ребенку создать целостное представление о самом себе, своем теле, частях тела, о его основных внутренних органах и их назначении.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять представления о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела.

2. Формировать представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, об основных внутренних органах человека.

Развивающие :

3. Развивать речевую и познавательную активность детей, зрительную память, умение обобщать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные:

4. Вызвать желание вести здоровый образ жизни. Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков. Воспитывать положительное отношение к себе и своему организму.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»

Описание пособия : плоская основа, в виде тела человека и отдельные части внешнего (руки, ноги, туловище, волосы, брови, глаза, нос, рот, уши) и внутреннего строения (мозг, сердце, легкие, желудок, печень, почки).

Методические приёмы использования пособия :

рассматривание, отгадывание загадок, наблюдение, беседа.

Наглядное пособие «Я познаю себя»

Многофункциональное пособие используется в НОД, в режимных моментах и в совместной деятельности педагога и детей.

Многофункциональное пособие «Я познаю себя» обеспечивает поэтапно социально-личностное развитие дошкольника, его продвижение по пути самопознания. Ориентировано на природную любознательность ребенка, его интереса к себе, своей семье и другим окружающим его. В пособии имеется наглядный материал для более эффективного восприятия ребенка. Пособие помогает воспитывать: соблюдение режима дня, ухода за своим телом, внешнего вида, привитие культурно-гигиенических навыков, о необходимости заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, закаляться.

Также дети через пособие знакомятся со строением человеческого тела, с основными внутренними органами человека и гендерным развитием.

Данное пособие способствует развитию познания самого себя, мышления, памяти, воображения, а также мелкой моторики рук.

Для ребёнка рассматривание человеческого тела в виде картинок недостаточно. Если старшие дошкольники усваивают определенные знания через презентации, то малышам нужно осязательно всё потрогать, отделить и соединить, а абстрактные картинки даются им с трудом. Для этого мною было создано пособие «Я познаю себя», в виде человечка Познайки, со всеми частями тела и внутренними органами.

Данное пособие позволяет не только разглядеть «органы», правильно расположить их, но и провести наглядную демонстрацию. Хотите рассказать ребёнку, как пища «путешествует» внутри тела? Возьмите любой муляж любого фрукта и проведите дорожку ото рта до прямой кишки.

В организме каждый орган выполняет свою функцию. Наше тело чем-то похоже на машину, механизм. У каждого органа есть свои задачи. Чтобы легче запомнить, какой орган что делает, можно вместе с ребёнком заменить их символическими обозначениями.

Примеры дидактических игр

Дидактическая игра «Тело человека».

Цели: формировать представления о внешнем и внутреннем строении тела человека и пространственным расположением его частей.

Задачи: познакомить с внешним и внутренним строением тела человека и пространственным расположением его частей; дать представление о роли частей тела и внутренних органов человека; закрепить знание частей тела человека; развивать мышление, зрительную память, сообразительность.

В данную игру могут играть как воспитатель с детьми, так и дети между собой. Тот, кто отгадал загадку, выкладывает отгаданную часть тела на основу. Таким образом, в процессе отгадывания загадок можно собрать все части внешнего строения человека и органы внутреннего строения.

Игра «Части тела»

Цель: дать представление о теле человека, его частях и строении через игру, называть и показывать основные органы, расширять словарный запас, формировать стремление к здоровому образу жизни.

Ход игры. Ребёнок называет части тела и помещает под стрелкой в заранее отмеченном месте на игровом поле. Называя слово, ребёнок смотрит на картинку.

Игра «Что на что похоже».

Например, мозг управляет нашим телом, он похож на центральную часть компьютера. Трахея – похожа на трубочку от носоглотки до лёгких.

Щитовидная железа вырабатывает вещества и в нужный момент запускает и останавливает процесс – может, это пульт?

Легкие похожи на губку, впитывают воздух (кислород) и отдают его в кровь.

Сердце – это мотор, он качает кровь.

Почки – фильтр для организма. Очищают кровь от ненужных веществ. Чем не пылесос?

Мочевой пузырь – ёмкость для отработанной жидкости, накапливается, периодически выливается. Почти как воронка.

Желудок – ёмкость для переваривания продуктов, поэтому заменим его на кастрюльку.

Печень – химическая фабрика организма, которая все перерабатывает так, чтобы пища легко усваивалась организмом и, конечно, очищает от ядов (шлаков).

Помогают также организму жидкости (желудочный сок, желчь и т. д.) – нужны пузырьки для них.

Кишечник – длинный шланг, по которому, продолжая перевариваться, передвигается пища. Все полезные вещества всасываются в кровь.

Картинки для детей «Части тела человека» помогут педагогам сделать занятия с дошкольниками не теоретическими, а наполненными примерами, визуализирующими новые знания.

Игра «Зачем нужны…»

Игра в форме вопросов – ответов. «Уши нужны, чтобы слышать?» «Да». «Ручки нужны, чтобы прыгать?» «Нет».

Со средней группы ребенок должен обосновывать ответ, аргументировать его.

Игра «Угадай, сколько»

Используя картинки, ребёнок находит, что у человека в паре, а что по одному.

Игра «Собери макет человека»

Цель: закрепить у детей представления о внутреннем строении человеческого организма.

Ход игры: Вокруг стола садятся несколько детей. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной детали внутренних органов. Выложив образец на середину стола, воспитатель просит ребят собрать своего человека. Начиная с туловища. Когда дети соберут, можно сравнить работы детей, вместе найти и исправить ошибки.

Игра «Что ты видишь?»

Предложить детям закрыть глаза ладошками, сопровождая словами: «не видно», «темно». - А теперь откройте глазки. Что это? (Воспитатель показывает игрушку.) Педагог обращает внимание на значимость глаз для человека.

Список литературы:

1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1986.- 228 с.

2. Иванова А. И. Человек естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду /А. И. Иванова – М. : «ТЦ СФЕРА» 2010 - 221с.

3. Козлова С. А. «Я- человек» / С. А. Козлова - М: Школьная Пресса 2010.

4. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек». Мой организм: Методические рекомендации. М. : ВЛАДОС, 2001.

5. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2004.

6. Шукшина С. Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. М. : Школьная Пресса, 2004.

Публикации по теме:

Методическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возраста Данное методическое пособие создано для детей старшего дошкольного возраста. Оно соответствует ФГОС ДО, учитывает требования обогащения.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 13Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 13 ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ - ЗИМА. ДЕКАБРЬ o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Регулярно в солнечные дни отмечать путь солнца, его высоту.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14 ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ВЕСНУ. МАРТ. o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Как изменилось солнышко? Каким оно стало, а каким было зимой?.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 18 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В ПРИРОДЕ. СЕНТЯБРЬ. • Сбор осенних листьев для гербария. • Сбор семян календулы. • Сбор плодов дуба в школьном саду.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 19 ПЛАНИРОВАНИЕ. ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ СЕНТЯБРЬ. • Организация конкурса на лучший осенний букет. • Устройство выставки из овощей «Дары осени».

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 20Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 20 ПЛАНИРОВАНИЕ. ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ. Разбор проблемных ситуаций – решение речевых логических задач, ответ на которые может быть получен,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 21 КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. ТЕМА "ПТИЦЫ" Эта птица известна всем. Её оперение контрастное, черно-белое. Она приспособилась.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 22Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 22 КАРТОТЕКА ЭКОТРЕНИНГОВ. Цель экотренинга – формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, прививать детям этическую и моральную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Я познаю себя»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 19:37
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Я познаю себя»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Трапезина (УИ 1839565) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД