Татьяна Стрельцова
Методическое сообщение «Развитие хореографических навыков у детей в группах раннего эстетического воспитания в ДШИ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое сообщение
«Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом»
Рахель Фарнхаген
В наше время в детских школах искусств, реализующих программы раннего эстетического воспитания, приобрела широкое распространение хореография. Дошкольники любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений, а также навыков.
Публикация «Методическое сообщение „Развитие хореографических навыков у детей в группах раннего эстетического воспитания в ДШИ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ДШИ. Детская школа искусств
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Цель моего сообщения : систематизировать методы и приемы для развития хореографических навыков у дошкольников.
В работе с детьми используются определенные методы и приемы в организации образовательной деятельности. Чтобы разучивание движений, танцевальных композиций не стало просто скучным и не интересным процессом, на своих занятиях я использую методы в следующей последовательности:
• Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами. Так же я ставлю перед детьми определённые задачи, хвалю и предъявляю требования. Для дошкольников очень важна интонация и эмоциональность педагога.
• Наглядный метод. При разучивании любого образного движения мы с детьми рассматриваем фотографии или иллюстрации, что помогает воспроизвести в памяти точный образ и воспроизвести его в движении. Например, при изучении зверобики, мы с учащимися рассматривали картинки с изображениями зверей. А после окончания занятия можно дать ребенку с собой картинку-раскраску.
• Метод показа и музыкальное сопровождение, как методический прием. Разучивание нового движения или комбинации я начинаю с точного показа, а своими пояснениями помогаю детям приобрести умения, а в дальнейшем навык, согласовывать движения с музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность, ритмичность, чёткость, координацию.
• Практический метод. Самостоятельное выполнение детьми упражнений и танцевальных комбинаций.
• Игровой метод. В Детской школе искусств обучение танцу не является специальной задачей. Отправная точка в моей работе – двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела. Я подбираю такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Игра повышает интерес к предмету, вызывает весёлое настроение. Благодаря игре индивидуальность ребёнка находит выражение в коллективном творчестве. Игра развивает фантазию, воображение ребёнка, память, помогает самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.
Одним из приемов на моем занятии является разговорно-игровой метод настраивает ребенка на эмоциональное освоение движения и помогает ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.
Для развития хореографических умений и навыков включаю в работу игровые танцы, которые направлены на формирование у дошкольников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. (различные танцы с предметами, игры с перестроениями, с хлопками и т. д.)
Для развития мышечной силы и гибкости детей использую методику игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических движений и упражнений, выполняемые в игровой сюжетной форме. («бабочка», «лягушка», «солдатик», «корзинка» и т. д.)Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.
Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. («паучок», «петушок», «кто в домике живет?» и т. д.)Такие упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий, использую приемы: имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.
Использование всех этих методов и приемов в комплексе позволяет развивать хореографические навыки у дошкольников.
Педагогу нельзя забывать возраст ребенка. Для каждой возрастной группы можно выделить наиболее, на мой взгляд, приоритетные методы и приемы.
На 4 – 5 году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки. Могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому педагог учит двигаться в соответствии с ярко – контрастным характером музыки, в различном темпе реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошади скачут, зайчики прыгают и т. д.). Таким образом игровой и наглядный методы более приоритетны на занятии, а практический метод используется только когда дети хорошо усвоили материал.
На 5 – 6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; темп – быстрый, медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими, согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки. На занятиях используются все методы и приемы. Метод показа должен быть на первом месте, так как дети в этой возрастной группе способны более точно повторить за преподавателем различные движения.
Дети 6 – 7 года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и т. д.) Главным методом является практический.
Грамотное использование методов позволяет достичь положительных результатов и способствует развитию хореографических навыков у детей в группах раннего эстетического воспитания.
Ребенку дошкольного возраста очень важно показать свой результат, непосредственно свои хореографические знания, умения и навыки.
Поэтому в нашей Детской школе искусств есть места демонстрации успеха, т. е. мероприятия с учащимися групп раннего эстетического воспитания. Дошкольники с удовольствием участвуют в школьных концертах, но самое любимое и запоминающееся событие – участие в фестивале детского творчества «Зимняя сказка».