Алина Скороходова
Творческий подход педагога-репетитора в работе с артистами ансамбля современного танца
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская хореографическая школа «Спектр» г. Юрги»
Методическое сообщение
«Творческий подход педагога-репетитора в работе
с артистами ансамбля современного танца»
Подготовила:
Скороходова Алина Олеговна,
преподаватель
Юрга 2021
Публикация «Творческий подход педагога-репетитора в работе с артистами ансамбля современного танца» размещена в разделах
Современный танец – понятие временное, т. е. танец, который в отличие от историко-бытового, исполняется сейчас, в наше время. Однако в русском искусствознании этот термин соединяет все направления танца, которые противопоставляются классическому и народному танцу. И возникает определенная путаница, поскольку наряду с танцевальными техниками, которые имеют определенную школу, точно выстроенный урок и свою систему подготовки исполнителей (имея ввиду, джаз-танец и танец модерн, к этому направлению относят бытовой (социальный танец, бальный (спортивный) танец, танец эстрады (варьете и кабаре) и многие другие направления хореографического искусства.
В настоящее время открыто большое количество школ, которые работают, пропагандирую это направление, а для многих исполнителей джазовый танец и танец модерн стали основой профессиональной деятельности, однако проблема воспитания, проблема хороших педагогов встала еще острее. В России прекрасная школа классического танца, которая готовит высокопрофессиональных исполнителей, огромное количество талантливых хореографов, которые мыслят новыми понятиями и привносят свое видение танца. Однако, когда вопрос стоит о подготовке исполнителей именно в области современного танца – то отсутствие опыта или профессиональная несостоятельность педагогов дают о себе знать до сегодняшнего времени.
Поскольку творческие интересы артистов имеют специфическую направленность, поэтому педагогу-репетитору для работы с артистами ансамбля современного танца необходимо знание основных дисциплин.
При создании новых танцевальных композиций или формирования репертуара, артисты и педагог-репетитор включаются вместе в творческий процесс, поэтому работа в ансамбле должна проходить по определенному алгоритму, учитывающему единство интересов творческой группы.
Но можно заметить, что не все педагоги в своей профессиональной деятельности следуют этому принципу, что очень наглядно просматривается в конечном результате их работы – сценической деятельности. Отсутствие творческой «изюминки» состоит не только в пластическом решении танцевальной постановки, но и в исполнительском мастерстве артистов ансамбля.
Высшим познавательным процессом является творчество. Порождение нового знания, активной формы творческого отображения и преобразования человеком действительности представляет собой творчество. На данный момент времени не существует ни у субъекта, ни в самой действительности результата, которое порождает творчество.
Оно почти всегда связано с присутствием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить оживленным изменением условий, в которой эта задача задана и отличает творчество от других психологических процессов.
Имеется масса всевозможных определений понятия творчества. Польский исследователь А. Матейко полагает, что суть творческого процесса заключается в преобразовании имеющегося опыта и развития на его основе новых комбинаций. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества, где деятельность, это процесс порождающий нечто качественно новое и различающееся неповторимостью, своеобразием и общественно-исторической уникальностью. Творчество характерно для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности.
Автор бессилен заставить себя творить в любой момент или вызвать искусственно в своей душе подъем вдохновения: оно осеняет его совершенно неожиданно, внезапно, «по наитию», как вспышка молнии, как «дар Богов», дающийся ему без всякого усилия с его стороны. Как отмеченный роком человек осуществляет не то, чего он хочет или что он замышляет, а то, что он должен осуществить в силу тяготеющей над ним непонятной судьбы.
Хореография, как вид искусства выполняет определенные социально-культурные функции.
Главная социально-культурная функция хореографического искусства – эстетическая лежит в оригинальности. В качестве ведущей или главной, эстетическая функция относится в первую очередь к профессиональному искусству. Именно профессионалы должны заниматься исключительно эстетической деятельностью, художественным творчеством в сфере хореографии. Они призваны вырабатывать художественные эстетические ценности, творить произведения хореографического искусства. Выступая со своей продукцией перед зрительской аудиторией, они содействуют эстетическому воспитанию и формированию, моральному совершенствованию людей.
Уставная задача профессионального хореографического искусства заключается в том, чтобы употребляя художественный опыт хореографии, создавать новые хореографические произведения, которые были бы в состоянии вызвать эстетическое наслаждение у зрителя.
Творчество в хореографии играет значимую роль. Педагог-репетитор, балетмейстер, артист – это в большой степени творцы своего дела.
Педагог-репетитор, человек, который преподает ученикам свои знания и навыки, в роли репетитора, он репетирует сочиненные балетмейстером авторские постановки. Творчество в работе педагога-репетитора весьма заметно. Чтобы репетиции или занятия проходили с интересом для артистов, он должен проводить их с творческими элементами (например, давать задачу артистам быть не только исполнителями, но и побывать в роли балетмейстера, творчески проводить разогрев).
Балетмейстер, он же сочинитель и он же творец своих авторских хореографических произведений. Мы можем смело сравнивать его с композитором, художником, писателем. Например, композитор, при создании своего музыкального произведения, будит воображение слушателей, а балетмейстер, для достижения той же цели, что и у композитора, формирует заметные пластические образы.
Можно, бесспорно, сказать, что творчество – это решение творческих задач. Творческая задача является обстоятельством, появляющемся в любом виде деятельности или в обыденной жизни, она осмысливается человеком как проблема, призывающая для своего решения поиски новых методов и приемов, основания какого-то нового принципа действия. Творческая задача всегда является следствием какого-то противоречия, несоответствия истинного и требуемого, желаемого.
Что же такое творческая деятельность? Творческая деятельность – никогда ранее не существующая деятельность, рождающая нечто качественно новое. Это может быть новая цель, новое следствие, новые способы.
Творческий процесс – процесс создания произведения; основные этапы творческого процесса заключаются в возникновении и вынашивании замысла, в поисках идейно-тематической основы произведения, в разработке образной системы ее воплощения.
Поиском и нахождением чего-то нового в сфере педагогической деятельности является педагогическое творчество. Для решения педагогических задач обнаруживаются нестандартные способы, открытие для себя чего-то нового и это является первой ступенью педагогического творчества. Эти способы уже известны, описаны, но не были применены педагогом. Таким образом, речь идет о субъективной, а необъективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и применение давнего метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового метода обучения, результативного для данных или любых условий педагогического процесса. Действенного для данных или любых условий педагогического процесса, это открытие нового метода обучения, что является второй ступенью педагогического творчества.
Импровизация является частным видом педагогического творчества. Нахождение внезапного педагогического решения и его олицетворение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:
1. Педагогическое просветление;
2. Мгновенное осознание подсознательно возникшей педагогической идеи и мгновенный выбор пути ее исполнения;
3. Публичное олицетворение этой идеи;
4. Осознание, т. е. мгновенный разбор процесса осуществления педагогической идеи.
Выявление операционных и качественных характеристик обуславливает объективную трудность творческого процесса.
Предметом пристального внимания ученых всегда является психология творческой мыслительной деятельности человека. Это связано с тем, насколько широко или узко объясняет термин «творческий».
Понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческий процесс» - важнейшие инструменты творческого подхода во всех сферах деятельности общества, а так же существенная необходимость в деятельности объединений художественной направленности.
Что же такое хореографический ансамбль? Хореографический ансамбль – это большая форма, большое количество человек, преемственность поколений, наработанный репертуар, свой определенный уровень исполнения, высокая организация коллектива, своя единая школа.
Хореографический ансамбль – это не просто группа, это объединение, основанное на идейной, этической и художественно-творческой общности, отношения между товарищами, сотрудничество, взаимопонимание и взаимовыручка. Творчество хореографического ансамбля направлено на реализацию общественно значимых целей (работа над концертной программой, спектаклями, над танцевальными номерами) и включает в себя:
1. Изучение материала хореографического произведения, принятого к постановке;
2. Разучивание пластических движений;
3. Создание образа, характера и т. д. в хореографии.
В хореографическом ансамбле особое внимание уделяют учебно-тренировочным работам (экзерсис у станка и на середине, которая помогает держать артиста в прекрасной физической форме и тренирует выносливость для дальнейшей работы со сценической деятельностью.
Произведения, призывающие совершенного осмысления, разучивают и исполняют артисты профессиональных ансамблей.
Педагогическая деятельность ставит перед собой привлекательные цели, которая требует новые знания и достижения в области хореографии. Саморазвитие педагога – репетитора заключается в потребности информации, в потребности овладения обусловленной социальной позиции, развитие как субъекта педагогической деятельности.
Для того чтобы сформировать установку на свою педагогическую деятельность необходимо саморазвитие. Для формирования установки на свою педагогическую деятельность, педагогу необходимо саморазвитие. Работа педагога – репетитора заключается в труде умственном и физическом, который объединяет в себе деятельность исследовательскую, организаторскую и творческую.
Специфика работы педагога – репетитора предполагает свободу выбора и умение использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы обучения, воспитание и оценку освоения хореографических дисциплин, разработку и применение методик обучения и воспитания, творческий подход к выбору форм педагогического контроля, их перечень зависит от творчества педагога-репетитора и руководителя ансамбля современного танца : конкурсы, фестивали, отчетные концерты, класс - концерты, творческие отчеты и многое другое.
Определенный творческий подход необходим для того, чтобы потенциал хореографического ансамбля постоянно расширялся. Однако он не должен быть спонтанным, от случая к случаю. Учебный и творческий процесс базируется по обусловленным принципам, отвечающих современным требованиям образовательного процесса.
Для формирования репертуара нужно уделять огромное внимание, это позволит ансамблю быть востребованным, успешным и интересным. Успех ансамбля зависит от его насыщенного и разнообразного репертуара, как у зрителей, так и у новых участников, которые желают к нему присоединиться.
Всю тренировочную и учебную деятельность ансамбля определяет формирование его репертуара. Он обусловливает творческую жизнь ансамбля и является показателем развития ансамбля. Репертуар формируется на основе осуществления организационных, учебно-воспитательных и творческих задач. Если мы говорим о репертуаре ансамбля, то мы имеем в виду то, что это творческая жизнь ансамбля. Чем он многообразнее, тем значительнее уровень мастерства и технической оснащенности исполнителей. Разностороннему развитию исполнителя зависит то, какие разностилевые, разнохарактерные хореографические композиции присутствуют в репертуаре ансамбля.
Тот, кто имеет возможность танцевать хореографические композиции различного уровня своей сложности и разных направлений, то он наиболее развит. В процессе работы он овладевает высоким уровнем мышечной и умственной памятью. Разнообразие репертуара ансамбля приходится по вкусу современным и искушенным зрителям.
Репертуар – это ведущее звено ансамбля современного танца. Задача педагога – найти персональный подход к работе над авторским хореографическим номером.
Каждый педагог создает репертуар по-своему, в основном отталкиваясь от уровня подготовки исполнителей и материальных возможностей. Однако есть общие убеждения при формировании репертуара, - это:
- идейно – художественная значимость;
- значимость темы;
- заинтересованность исполнителей;
- индивидуальная профессиональная возможность;
- многообразие видов и жанров.
При этом репертуар должен соответствовать двум важнейшим функциям: первая – это выход исполнителя к зрителю как носителя установленного культурного воздействия, второе – это насколько данное воздействие будет существенно для зрителя.
По своему содержанию, репертуар ансамбля должен быть разнообразным. Хореографические произведения должны быть бессюжетные и сюжетные и с различной лексикой. Формы танцев : соло, дуэт, малые формы, большие формы, крупные формы. Так же при создании репертуара важны:
- материальная база ансамбля – финансовое положение учреждения, наличие костюмов, обуви, аксессуаров, атрибутов и т. д.
- музыкальное оформление – ноты, инструменты, диски и различные носители;
- современные достижения и направления в хореографии – посещение мастер-классов, информация на видео носителях и многое другое.
Лицом ансамбля современной хореографии является репертуар.
Основной сущностью работы педагога-репетитора является общение с людьми, поэтому профессия педагога относится к типу профессий «человек - человек». Свидетельствами к избранию профессий данного типа является наличие у индивида следующих качеств: устойчивого самочувствия в ходе работы с людьми, значимой потребности в общении, способности к сопереживанию, умения слушать и выслушивать, обширного кругозора, высокой речевой культуры. Представители профессии типа «человек-человек» способны стремительно и точно понимать намерения, помыслы, расположение других людей, хорошо помнить и хранить в уме познания о персональных качествах многих различных людей, руководить, обучать, воспитывать.
Эффективность танцевальной деятельности зависит от трех факторов: способностей и одаренности артиста, профессионализма его педагога – репетитора и внешних условий учебного процесса и среду формирования личности артиста ансамбля современного танца.
Первый фактор заставляет говорить о пригодности того или иного человека к данному виду танца.
В. А. Крутецкий в своей книге дал несколько определений педагогической способности :
1. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
2. Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
3. Организаторские способности – это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовывать свою собственную работу.
4. Авторитарные способности – способность непосредственно эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
5. Коммуникативные способности – способность к общению, умение найти правильный подход, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
6. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
Педагог является в своей профессии отчасти психологом. Он должен уметь правильно находить личный подход к каждому артисту ансамбля современного танца. Ведь некоторые из них бывают, замкнуты в себе, и иногда им психологически трудно находиться в большом коллективе, поэтому педагог должен правильно и психологически точно найти подход в общении и отношении с такими артистами.
В период обучения немаловажную роль играет понимание педагогом – репетитором индивидуально-психологических особенностей воспитываемой личности, так как именно от психического склада, телосложения, свойства мышц, интеллекта, физического здоровья, характера, творческих способностей и трудоспособностей конкретного человека зависит актерская профессия, которая предполагает обязательную принадлежность к амплуа.
Следовательно, артисты с различным темпераментом и различными волевыми качествами по-разному проявляются в учебном процессе, имея преимущества в одном виде учебной деятельности перед другим. Эти преимущества обнаруживаются во взаимоотношении мотивов деятельности обучаемых и их свойств темперамента.
Знание психических типов артистов позволяет предсказывать их поведение и выстраивать с ними оптимальные отношения, эффективно осуществлять процедуры коррекции, развития и саморазвития, а, главное, совершенно по-новому взглянуть на проблему активизации процессов усвоения техники с целью усвоения изучаемого материала и дальнейшего развития специальных способностей и танцевальной деятельности.
Одной из основных задач педагога состоит в воспитании всесторонне и гармонично сформированной личности.
Урок в ансамбле современного танца остается главной формой творческого процесса - репетиционные, совместные занятия, на которых артисты практически овладевают и закрепляют нужные знания и навыки, а также персональное общение педагога и артистов ансамбля.
Л. Д. Ивлева в своем учебном пособии приводит более обобщенную систему принципов, применимых в обучении:
- активность;
- единство теории и практики;
- наглядность;
- доступность;
- систематичность;
- прочность усвоения знаний;
- индивидуальный подход.
Прежде всего, педагог сам дожжен придерживаться творческого метода хореографа, чтобы в своей работе с артистами ансамбля современного танца благополучно использовать творческий подход. В своем пособии «Мастерство хореографа» В. И. Панферов этот метод характеризовал как разнообразие допустимых приемов творческой работы, умение обнаруживать новые танцевальные формы, движения, совершенствовать творческие компоненты деятельности хореографа.
Творческая работа педагога весьма специфична. Это определяется тем, что больше чем какой-либо художник, педагог сам сплочен с движениями человеческого тела. Для создания танцевального образа, он использует движения как материал. В первую очередь он должен придать всему этому правдивый характер.
Педагог, как художник, вдохновляет в свое авторское произведение свое творческое воображение, он делится своим сокровенным внутренним миром, мыслями, чувствами.
Важно также стремиться развивать у артиста чувство удовлетворения от самого процесса учебных занятий, возбудить у него внимание к содержанию занятий, тягу к познанию теоретических закономерностей. Тогда процесс тренировки наполнятся для него новым содержанием, в нем возникнут элементы творчества, и артист не будет воспринимать занятия как малопонятное и монотонное выполнение значительной по объему физической работы. В этом случает и неудачи, неминуемые при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться танцовщиком не так остро и, таким образом, проявят небольшое отрицательное воздействие на целеустремленность.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы, открыв воздействие творческого подхода на работу педагога-репетитора с ансамблем современной хореографии, были обнаружены наиболее результативные методы в работе педагога-репетитора с артистами ансамбля современного танца.
Плодотворной почвой для взращивания новых ростоков в хореографическом творчестве являются ансамбли современного танца. Высокий результат в работе педагога-репетитора дадут сплоченность горизонтов и грамотное создание самой работы.
Но если процесс развития и объединения остановится, то и творчество обязательно вернется обратно. Чтобы этого не произошло, и процесс развития не останавливался, нужно, чтобы творческий процесс был в непрерывном ходе, шли поиски чего-то последнего и неизведанного. Это сбываемо только при присутствии творческого подхода в работе педагога-репетитора с артистами ансамбля. Работа педагога-репетитора с артистами ансамбля современного танца – это огромнейший труд в сфере образования.
Огромнейшие горизонты возможностей, которые дает нам современная хореография, изучение этих горизонтов имеет ввиду наличие творческого подхода, как важнейшего метода изучения и неизбежной ситуации дальнейшего развития ансамбля.
Список литературы
1. Никитин В. Ю. Модерн - методика преподавания. «Я вхожу в мир искусств» №12. Москва, 2002.
2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. «Питер», 2012. 434с.
3. Ивлева Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие/ЧКАГИ. – Челябинск, 2009 – 58 с.
4. Панферов В. И. Мастерство хореографа: учебное пособие. ЧКАГИ. Изд-во ООО «Полиграф - Мастер», 2009. – 368с.
5. Пономарев Я. А. Психология творчества. Изд-во «Наука», Москва, 1976
6. Крутецкий В. А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. Учеб. пособие/ В. А. Крутецкий, М. : Прометей, 1991. – 112 с.