Магомедкеримова Снежана Нурмагомедовна
Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая работа – это основанная целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.
Целью методического сопровождения является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательных отношений.
Основные задачи методического сопровождения :
1. обучение, развитие повышение квалификации педагогических кадров;
Публикация «Методическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
2. выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов;
3. подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
4. координация деятельности для обеспечения всестороннего непрерывного развития воспитанников;
5. взаимодействие с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;
6. анализ качества предоставляемых услуг.
Основные направления методической работы :
-Методическое сопровождение;
-методическое обеспечение;
- организация педагогических советов, консультаций, круглых столов и т. д.
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана. Методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников, помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.
Методическое обеспечение педагогов – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
-это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
-апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
-информирование, просвещение и обучение кадров.
Подходы методического сопровождения :
1. системно-деятельный подход: понимание целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательных отношений;
2. личностно-ориентированный подход: обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка;
3. дифференцированный подход: учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов детей, педагогов, родителей;
4. мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес/мотивы к профессиональной деятельности;
5. коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и устранение их причин.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки, представлены материалы, отражающие мастерство педагогов.
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методического сопровождения методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов.
Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.
Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т. к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.
Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами, является анализ кадрового обеспечения.
Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:
• самообразование педагогов;
• курсы повышения квалификации;
• участие в работе творческих групп;
• участие в методических объединениях района, города.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса.
Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (приоритетное направление, особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.
Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит от созданий условий для его реализации:
1. организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, соответствующей содержанию образовательной программы, интересам и потребностям детей разного возраста;
2. обновление содержания методического обеспечения в соответствии с современными требованиями;
3. разработка режимов дня, расписания занятий, графика дополнительных занятий для каждой возрастной группы.
Структура, формы и методы методического сопровождения.
Методы — это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма — это внутренняя организация содержания, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
По формам методическое сопровождение делится на групповые (участие педагогов в методических объединениях, конференциях, семинарах, круглых столах, вебинарах, педагогических советах и др. ДОУ, района, города) и индивидуальные (консультации, беседы, наставничество, самообразование и др.).
Для того, чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться: целями и задачами ДОУ, количественным и качественным составом коллектива, особенностями образовательного процесса, материальными условиями в ДОУ, реальными возможностями, передовым опытом и научными рекомендациями.