Приложение МААМ

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Зеленская
Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к се-бе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но зада-ния усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество пред-метов (от 2 до 6, местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них. Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и само-стоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Публикация «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершен-ствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с пра-вилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по ма-тематике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Посте-пенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют по-рядок их предложения.

Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 — 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади мат-решки стоит неваляшка», а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).

Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.

В старшей группе дети должны научиться свободно, ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве.

В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательно-му выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение де-тей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразитель-ной).

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективны-ми показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, ве-чера.

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня.

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы : «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?» И т. п.

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!».

Дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют не-делю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа : «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть ис-пользована словесная дидактическая игра «Дни недели».

Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста Как правило,при обучении ФЭМП в ДОУ у детей среднего и старшего дошкольного возраста возникают явные проблемы при овладении ориентировкой.

Разрабатываем дидактические игры для формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста Прогулка по моему любимому городу Исилькулю. Игровые задачи: 1. Формировать у детей знания о своём родном городе. 2. Формировать знания у.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования.

Презентация «Дидактическая игра для формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста» Дидактическая игра направленная на формирование представлений о Малой Родине у детей старшего дошкольного возраста "Мой любимый город- Исилькуль".

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни Формирование представлений.

Картотека игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра или сидят за столом. По всем сторонам ковра (стола) расположено по 5-6 игрушек, картинок.

Картотека потешек и стихов для формирования пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста Тра-та-та, тра-та-та, Поймал дедушка кота, А бабушка — кошку За левую ножку! ___ Топни-ка,.

Консультация для педагогов «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста» «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста»Наш век - век информации и технологии.

Этическая беседа как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста Этическая беседа как средство формирования представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 15:55
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зеленская (УИ 212727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД