Получи документы

Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР

Наталья Крутина
Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР

Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Родничок»

Методика обследования фонематического восприятия

Подготовила учитель-логопед

Крутина Н. С

Май 2020

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух идет ознакомление с результатами исследования физического слуха ребенка. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшем условием формирования фонематического восприятия.

Публикация «Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР» размещена в разделах

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.

Поэтому отделяются вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляли основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия используются приемы, направленные на:

- узнавание, различение и сравнение простых фраз;

- выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

- различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

- запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов ( с изменением гласной: ма-ме-му, с изменением согласной: ка-ва-та, па-ба-па);

- запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляется при повторении изолированных звуков или пар звуков.

Особое внимание обращаем на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких.

При исследовании фонематического восприятия используются задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающийся, так и близкий по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук [о] из звукового ряда [о]-[а]-[у]-[о]-[у]-[ы]-[о] или слог ша из слогового ряда са-ша-ча-ца-ша-ща.

Выявлению затруднения фонематического восприятия используются картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук. Например, распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки [р] и [л], на звуки [с] и [ш], звуки [с]-[з] и др. С этой целью подбирались комплекты предметных картинок, которые предъявлялись ребенку в перетасованном виде.

Проверяется, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса-крыша, день-тень, булка-белка).

При обследование фонематического восприятия выясняется, как ребенок воспринимает их на слух, как он их различает. Особенно этот относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех корригирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-ца, са-ча и т. д., звонких и глухих (да-та, ба-па, га-ка и т. д., сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д., мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.).

Для этого ребенку предлагается повторять вслед за логопедом различные по противопоставлению (оппозиционные) слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ас, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, то различение их проверялось следующим образом: ему предлагалется ответить каким-либо действием (поднять руку, хлопнуть в ладоши, если он услышит заранее обусловленные слог в ряду других слогов, содержащих согласные звуки, наиболее часто смешиваемые с заданным, например, слог ша среди слогов са, жа, ча, ща.

Далее проверяется различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук-сук, том-дом, ком-лом-сом, мишка-миска, коза-коса, лужи-лыжи, день-тень-пень. Ребенку предлагается выбрать нужную картинку, либо объяснить, например, что такое лужи, что такое лыжи и т. д. Также ребенку предлагается повторять подобные слова, например: миска – мишка, почка - бочка, Маша-Даша-каша, Паша-наша-ваша, или тень-день-лень-пень, или: бак-лак-мак-так-рак и т. д.

Список литературы.

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – м: Просвещение, 1973. – 167 с.

2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 254 с. : ил.

3. Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2005.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования внимания детей с ОВЗ» В детстве человек получает колоссальный объем знаний о мире. Качество запоминаемой информации напрямую зависит от того, как протекают.

Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ»Презентация «Тесты для обследования восприятия у детей с ОВЗ» Особенности и развитие восприятия у ребенка с ОВЗ Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Тесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗТесты для выявления уровня развития восприятия у детей с ОВЗ В старшей группе с ОВЗ в течение года мы проводим «Школу родительской любви» для родителей Первое занятие – развитие восприятия. Восприятие.

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей.Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обследования фонематического восприятия у детей с ОНР
Опубликовано: 21 мая 2020 в 09:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД