Получи документы

Методика организации физкультурных досугов с детьми дошкольного возраста

Шорникова Елена
Методика организации физкультурных досугов с детьми дошкольного возраста

МДОУ Крестово – Городищенский детский сад «Малыш»

Шорникова Е. В.

инструктор по ФИЗО

Методика организации физкультурных досугов с детьми дошкольного возраста

Подготовка к физкультурно-массовому мероприятию – это разработка сценария, распределение ролей, подбор музыкального сопровождения, оформление места проведения, изготовление эмблем, приглашений. Сценарий составляют в соответствии с требованиями программы обучения, возрастными особенностями детей, их двигательным опытом, задачами последующего обучения. Составляя сценарий, необходимо придерживаться следующих правил:

Публикация «Методика организации физкультурных досугов с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

- Начало физкультурного досуга или праздника должно быть ярким, торжественным, с постепенным развертыванием сюжета, нарастанием эмоционального подъема.

- Необходимо обеспечить чередование нагрузок разной интенсивности на протяжении всего мероприятия: подвижные игры, эстафеты разумно сочетать с более спокойными видами деятельности, с активным отдыхом. Любое физкультурно-массовое мероприятие должно быть насыщенно действиями, обеспечивающими достаточную нагрузку, проходить без длительных пауз, траты времени на организацию.

Содержание игр и упражнений должно соответствовать времени года, погоде и возрасту детей.

- Следует предусмотреть варианты постепенного усложнения знакомых детям упражнений, подвижных игр, с включением новых атрибутов, персонажей.

- Оборудование, инвентарь, предметы окружающей среды должны использоваться рационально.

- Нужно тщательно продумывать музыкальное оформление для каждого вида движения: разминки, эстафеты, появления сказочного персонажа, награждения.

- Сценарий должен предусматривать активное участие детей, для чего целесообразно использовать разные способы их организации.

- Следует обозначить порядок подведения итогов конкурсов, поощрение участников[1, с. 142].

Организация физкультурного досуга в детском саду

Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводиться 1-2 раза в месяц, начиная со второй младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время, в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня.

Физкультурные досуги проводят как на воздухе, так и в помещении. При организации физкультурных досугов важно учитывать климатические условия, природные факторы и особенности сезона. Длительность досуга колеблется от 20 до 50 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказывается на здоровье детей.

Младших дошкольников еще затрудняют совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп (например, старшая и подготовительная группы).

Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т. д. [2, с. 54]

По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным : он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, ринго, хоккей, футбол, теннис и т. д., на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа «Веселые старты». Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения. [4, с. 27]

Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданиями, вручение маленьких подарков, призов).

При планировании физкультурных досугов и развлечений нужно подобрать упражнения, подвижные игры, конкурсы, эстафеты строго дозируя нагрузку. В схематичном плане физкультурно-развлекательного мероприятия можно условно выделить три части: подготовительную, основную и заключительную.

Задачи подготовительной части: организовать детей и психологически настроить их на предстоящую деятельность- пробудить интерес, создать праздничную атмосферу; разогреть мышцы, сделать подвижными суставы.

В ходе основной части закрепляют и совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают их физические качества, тренируют различные мышечные группы, продолжают учить согласовывать свои движения с движениями других детей.

Заключительная часть строится так, чтобы дети постепенно вернулись в спокойное состояние (нормализация пульса, поддержание положительных эмоций, бодрого, жизнерадостного настроения).

Содержание подготовительной части составляют обще развивающие упражнения (ОРУ). Они призваны подготовить организм к предстоящей нагрузке, повысить его работоспособность. Общеразвивающие упражнения можно заменить музыкально-ритмической композицией или игрой средней подвижности Содержание основной части разнообразно – это и ранее озвученные движения, эстафеты, подвижные игры, встречи со сказочными героями, зрелищные спортивные номера, хороводы, стихи, загадки, викторины. Подвижные игры и эстафеты особенно любимы детьми, требуют находчивости и смекалки, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки. При подборе игр-эстафет не рекомендуется включать кувырки на скорость, бег по узкой опоре, спуск с каната на скорость и другие подобные упражнения. Кроме того, необходимо принять меры предосторожности, исключающие возможность травматизма. При делении на команды(10-12 детей) нужно стараться, чтобы не было заведомо сильной или слабой.

В содержании заключительной части обычно включают малоподвижные игры, танцы со сказочными персонажами, подведение итогов, при этом поощряют правильное выполнение заданий, четкие действия, честность. При оценке коллективных упражнений в играх- эстафетах необходимо отметить успехи всех команд и стремление каждого участника внести вклад в общую победу. Это необходимо для воспитания чувства товарищества, ответственности, дружелюбия. Команды награждаются грамотами по номинациям: «Самая дружная команда», «Самая быстрая команда», «Самая ловкая команда» и т. д. Все участники получают памятные подарки (медали, значки, календарики, блокноты и др.) Можно сфотографировать всех участников мероприятия. [3, с. 61]

Музыкальное сопровождение физкультурных досугов.

Музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой. У любого человека музыкальное сопровождение всегда вызывает непроизвольную моторную реакцию. Музыкальное сопровождение – это дополнительный фактор, положительно влияющий на состояние здоровья детей, на физическое развитие в целом и на совершенствование двигательных функций. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Музыка организует, помогает двигаться дружно, согласованно. Она облегчает выполнение движений, которые становятся более четкими и выразительными, плавными и энергичными, в зависимости от ее характера. Музыкальное сопровождение освобождает инструктора по физической культуре от подсчета, привлекает внимание к жестам, позе, осанке, мимике, учит передавать музыкальные образы через движение, способствует развитию общения детей друг с другом и взрослыми. Музыка снимает эмоциональное напряжение, формирует разнообразные формы самовыражения. Средства музыкальной терапии, элементарной арттерапии позволяют научить ребенка выражать свои эмоциональные состояния в движении.

Подбирая произведения для физкультурного досуга (развлечения) инструктору по физической культуре следует помнить, что музыка должна быть доступной для восприятия детей по темпу, ритму. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга. В старшем дошкольном возрасте расширяется репертуар: используется народная, классическая (небольшие целые произведения или фрагменты, эстрадная музыка (как отечественная, так и зарубежная).

Если используются песни, то их текст должен соответствовать теме досуга (или развлечения, выполняемым движениям и не содержать «взрослых» слов и выражений, пока недоступных детям по восприятию.

Необходимо выбирать высококачественную аудиозапись. Даже тогда, когда мелодия гармонично вписывается в сюжет, но запись выполнена с дефектами, «затерта», лучше ее не использовать.

Уровень громкости должен быть оптимальным, так слишком громкое или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка. Поэтому перед началом досуга нужно выбрать уровень звучания в помещении, где будет проводиться мероприятие.

Если у инструктора по физической культуре вызывает затруднение подбор музыкального сопровождения, то следует обратиться за консультацией к музыкальному руководителю. Физкультурный досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях и проводиться совместно с музыкальным руководителем.

Таким образом, спортивные праздники и развлечения должны быть результатом регулярной, систематической работы с детьми. Они способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баскакова К. А. Спортивные праздники и развлечения в детском саду / К. А. Баскакова // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы V Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 142–144.

2. Глазырина Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 176с., ил.

3. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6– 7 лет : сценарии для ДОУ. – М. : Изд-во ТЦ «Сфера», 2008. –127 с

4. Луконина Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - 4-е изд. - М. : Айрис - пресс, 2013. - 128с.

5. Маханева И,Д., Дышаль С. Д., Кузнецова М. И. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб. ,2013.-186с.

Публикации по теме:

Игры, конкурсы для организации зимних досугов для дошкольниковИгры, конкурсы для организации зимних досугов для дошкольников Во время проведения досуга уместно использовать разные игры, аттракционы, конкурсы и эстафеты. Если ответственно подойти к организации вечеров.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Использование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возрастаИспользование авторских рифмовок при организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Каждый воспитатель использует в своей работе с детьми стихотворный материал. Это очень помогает настроить детей на нужный.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика организации физкультурных досугов с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2022 в 08:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД