Методика работы с детьми по ознакомлению с детской литературой в детском саду

Юлия Андросова
Методика работы с детьми по ознакомлению с детской литературой в детском саду

В настоящее время проблема приобщения детей к детской литературе является одной из актуальных, которая обусловлена рядом причин. К этим причинам относится отсутствие потребности в сохранении и передачи семейного чтения, становление связной речи у детей дошкольного возраста, недостаточное приобщение детей к детской литературе.

Как отмечала Л. М. Гурович, к задаче детского сада относиться подготовка к долгосрочному литературному образованию, начинающееся в школе [2].

Обширный литературный багаж,литературную начитанность можно получить в детском саду, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с различными жанрами. Дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями Х. К. Андерсена, братьев Гримм, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

О методике работы с книгой в детском саду говорят многие исследователи, методика раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

К основным методам работы с книгой в детском саду можно отнести:

чтение воспитателя по книге или наизусть, которое заключается в дословной передаче текста; здесь читающий сохраняет язык автора и передает все оттенки мыслей писателя, а также воздействует на ум и чувства слушателей;

рассказывание воспитателя является относительно свободной передачей текста, где возможны перестановки слов, их замени, толкование;

инсценирование можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

заучивание наизусть – выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей [1].

Традиционно в методике развития речи выделяют следующие формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литератур, заучивание стихотворений на занятиях, использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий и в разных видах деятельности.

Одной из методик художественного чтения и рассказывания на занятиях является методика М. М. Кониной,выделяющей несколько типов занятий:

чтение или рассказывание одного произведения;

чтение нескольких произведений, которые объединены единой тематикой (весна, зима) или единством образов (две сказки о лисе); также объединяются произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, сказка, стихотворение). На этих занятиях объединяется новый и уже знакомый материал;

объединение произведений, которые принадлежат к разным видам искусства. Сюда относится чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение в сочетании с музыкой;

чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: настольный, кукольный или теневой театр, диафильм, чтение и рассказывание с игрушками;

чтение как часть занятия по развитию речи: логически связано с содержанием занятия, например, в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок; чтение как самостоятельная часть занятия, например, повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала [3].

В методике занятий выделяют:

подготовку к занятию и методические требования к нему, которые заключаются в обоснованном выборе произведений в соответствии с разработанными критериями, с учетом возрастных особенностей детей, а также выбор методов работы с книгой;

беседу о прочитанном, которую можно использовать, если затруднено понимание произведения. Вопросы бывают разными, например, позволяющими узнать эмоциональное отношение к событиям и героям, направленными на выявление основного смысла произведения, его проблему и т. д. ;

повторное чтение. Небольшие по объему произведения повторяются сразу после первичного чтения, большие требуют времени для осмысления. Также возможно чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2-3 недели). Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще;

использование иллюстраций углубляет понимание текста, уточняет его, полнее раскрывает художественные образы. Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста [3].

Кратко опишем некоторые вопросы методики ознакомления с художественной книгой на разных возрастных этапах.

Младший дошкольный возраст – это возраст воспитания у детей любви и интереса к книге, иллюстрациям, умения сосредоточения внимания на тексте, слушания его до конца, понимания содержания и эмоционального отклика на него. В этом возрасте формируется навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы и бережно относиться к книге. Начиная с младшей группы дети учатся различать жанры произведений. Рассказав сказку, воспитатель предлагает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»).

Методика работы в среднем дошкольном возрасте характеризуется углублением работы по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремлению эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают к содержанию, к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты) – это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. В этом возрасте становится возможным небольшой анализ произведения, детей учат отвечать на вопросы (Понравилась ли сказка (рассказ? О чем рассказывается? Какими словами начинается и какими заканчивается). Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, умение давать характеристику нравственным качествам, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям [1].

Старший дошкольный возраст характеризуется устойчивым интересом к книгам, желанием слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. У детей развивается осознанное отношение к авторскому слову, умение замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

В этот возрастной период необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. Принято использовать следующие словесные методическиеприемы в сочетании с наглядными: беседы после ознакомления с произведением, помогающими определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей; беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем (демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним); просмотр диафильмов, кинофильмов (возможен только после знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. Также рекомендуется использовать творческие задания на подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на подбор рифмы к слову и словосочетанию из художественного произведения, на продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке. Выполняя творческие задания, дети глубже осознают различные художественные средства, использованные в книге [1].

Таким образом, огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет детская литература, обогащающая эмоции, воспитывающая воображение и дающая ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. С целью ознакомления с детской литературой используются разнообразные формы, методы, приемы и средства работы, создающие условия для полноценного развития не только речи ребенка, и развития в целом.

Список литературы

1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Гурович, Л. М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ Л. М. Гурович. – Спб.: Акцидент, 2006. – 205 с.

3. Конина, М. М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / М. М. Конина // Хрестоматия по теории и методикеразвития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва, 2000. – С. 485-497.

Публикации по теме:

Методика обучения футболу в детском саду Футбол в детском саду Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Конспект ОС по ознакомлению с детской литературой детей 2–3 лет «Чтение произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Конспект «Чтение произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». (2-3 года). Задачи: 1. Вовлечь детей в игровую ситуацию в процессе.

Консультация «Актуальность активизации работы по ознакомлению младших дошкольников с художественной литературой» Актуальность активизации работы по ознакомлению младших дошкольников с художественной литературой. Ребенок начинает знакомиться с литературой.

Консультация для родителей «Организация работы с детьми в детском саду в летний период» Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий,.

Организация и методика проведения физкультурного праздника в детском садуОрганизация и методика проведения физкультурного праздника в детском саду Организация и методика проведения физкультурного праздника в детском саду. Кугатова М. М. Физкультурные праздники являются эффективной формой.

Ознакомление с художественной литературой в разных возрастных группах. Методика работы с книжными иллюстрациями .

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми младшего дошкольного возраста в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г. Нижний Ломов Пензенской области Из опыта работы «Ритмопластика.

ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.

Опыт работы с гиперактивными детьми в детском саду МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Методика работы с детьми по ознакомлению с детской литературой в детском саду
Опубликовано: 9 октября 2019 в 22:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки