Яна Дроган
Методика развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дроган Я. Ю.
Научный руководитель: Сухаревская С. В., ст. преподаватель
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
Публикация «Методика развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрен способ усовершенствования и развития гибкости на занятиях по физической культуре на примере методики В. И. Усакова.
Ключевые слова: физическое развитие, развитие гибкости, физическая культура, старший дошкольный возраст.
Проблема воспитания здоровой нации в современном обществе – особенно актуальна, поскольку совершенствование физического развития, укрепление здоровья и двигательной подготовленности детей имеет жизненно важное значение и обозначено в основных нормативно-правовых актах дошкольного образования – Законе об образовании ДНР, Государственном образовательном стандарте дошкольного образования ДНР. Разностороннее развитие ребёнка невозможно без полноценного физического воспитания, которое является фундаментом здоровья.
Особого внимания заслуживает дошкольный возраст – период жизни человека, когда происходит интенсивный рост, развитие, формирование физических и психических качеств. Необходимость организации процесса сохранения здоровья детей дошкольного возраста обусловлена пониманием того, что только с раннего детства можно привить детям основные знания, навыки, привычки по сохранению здоровья, которые впоследствии превратятся в важный компонент общей культуры человека и будут положительно влиять на образ жизни всего общества.
Значительное влияние на гармоничное развитие ребёнка имеет гибкость тела, от которой зависит состояние опорно-двигательного аппарата, возможность выполнять движения с определённой амплитудой. Также гибкость тела неразрывно связана с устойчивостью нервных процессов, защитных механизмов в организме, деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-психической устойчивостью.
Различные аспекты физического воспитания дошкольников рассмотрены в научных исследованиях Н. И. Бочаровой, О. А. Казаковой, М. А. Руновой, Т. А. Семёновой, Э. Я. Степаненковой и др. Использование игровых стретчинговых методов в процессе развития гибкости детей дошкольного возраста изучали Е. В. Ольхова, В. А. Сегаль, Э. Я. Степаненкова. Л. В. Волков, Н. М. Кобякова, А. И. Кравчук В. И. Филипович анализируют средства и комплексы упражнений для развития гибкости детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является физическое развитие детей старшего дошкольного возраста, предмет исследования – развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость развития гибкости у старших дошкольников и экспериментально проверить эффективность методики развития гибкости детей старшего дошкольного возраста посредством занятий по физической культуре.
Гипотезой исследования является предположение о том, что эффективное применение занятий по физкультуре будет способствовать развитию гибкости у старших дошкольников.
В исследовании принимали участие 53а человек из которых 28 детей (14 девочек и 14 мальчиков, 15 родителей и 10 воспитателей.
Для проверки гипотезы исследование было разделено на три взаимосвязанных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап. Цель данного этапа – диагностика гибкости старших дошкольников. Для достижения поставленной цели констатирующего этапа был подобран комплекс методов исследования, который составили – анализ документов (планы воспитательной работы, педагогическое наблюдение, анкетирование родителей и педагогов.
В результате проведенного анализа на констатирующем этапе было выявлено, что в основном день ребёнка в ДОУ насыщен дидактическими играми и занятиями. Подвижные игры и физические упражнения имеют фрагментарное представление в режиме дня ребёнка. Педагогическое наблюдение позволило нам сделать вывод о том, что уровень развития гибкости детей находится на среднем уровне (см. таблицу)
Таблица
Измеряемый показатель Девочки Мальчики
5 4 3 5 4 3
Гибкость в плечевых суставах 14% 23% 63% 14% 21% 72%
Гибкость в позвоночном столбе (наклоны вперед) 7% 14% 79% 14% 21% 65%
Гибкость в позвоночном столбе (наклоны назад) 7% 21% 72% 14% 21% 65%
Гибкость в тазобедренном суставе 14% 7% 79% 14% 14% 72%
Анкетирование родителей и воспитателей показало, что они отмечают значимость гибкости в физическом развитии детей дошкольного возраста, однако в семье и дошкольном учреждении эти вопросы затронуты фрагментарно. Данные обстоятельства обусловили необходимость разработки и внедрения методов совершенствования работы по развитию гибкости на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста, что стало предметом формирующего этапа исследования.
Формирующий этап. Основной целью данного этапа является оптимизация процесса развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были выделены этапы работы: организационно-методический (организация физкультурно-развивающей среды, просветительская робота по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей и родителей, привлечение родителей в физкультурно-образовательный процесс дошкольного учреждения, обучающий (сами упражнения) и контрольно-аналитический (стабилизация и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий).
Первый этап – создание общего представления об изучаемых локомоциях, а также об их связи с ранее изученными упражнениями на занятиях по физической культуре.
Второй этап осуществлялся за счет комплексного применения средств (упражнения с отягощениями, с преодолением веса собственного тела, упражнения сидя, упражнения у опоры, упражнения, выполняемые с помощью партнёра) и методов обучения (наглядных, практических и словесных). На этом этапе особая роль отводилась коррекции техники выполнения упражнений. При этом необходимо исключать те способы выполнения упражнений, которые способствуют закреплению отрицательных навыков с технической точки зрения.
Третий этап был направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
Упражнения, направленные на развитие гибкости, включаются в разминку каждого занятия по физической культуре и могут составлять программы специальных занятий. Также при выполнении упражнений присутствовала медицинская сестра учреждения, которая контролировала состояние детей вовремя и после проведения занятий.
Таким образом, мы считаем, что комплексный характер методики развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста, предполагающий работу не только с детьми, но и с их родителями и воспитателями позволит улучшить показатели развития гибкости воспитанников.
Контрольный этап. Данный этап исследования предполагал повторное проведение диагностики (методики констатирующего этапа исследования, направленной на анализ уровня развития гибкости детей старшего дошкольного возраста.
При анализе планов воспитательных работ было выяснено, что воспитатели стали включать в планы и конспекты занятий по физической культуре упражнения, направленные на развитие гибкости воспитанников.
Педагогическое наблюдение, направленное на оценку развития гибкости старших дошкольников, показало, была ли эффективна введенная нами методика развития гибкости.
Показатели гибкости в плечевых суставах до и после исследования (рис. 1). Для удобства сравнения объединим показатели девочек и мальчиков. До внедрения методики развития гибкости показатели на высоком уровне продемонстрировали 11% (3 чел.) детей, после – 25% (7 чел.). Достаточный результат до проведения методики имели 28% (8 чел.) детей, после 46% (13 чел.). И неудовлетворительные показатели до проведения методики были у 68% (17 чел.) дошкольников, после у 29% (8 чел.).
Рис. 1 Сравнительные результаты измерения гибкости в плечевых суставах до и после внедрения методики развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста
Показатели гибкости в позвоночном столбе с помощью наклонов вперёд до и после внедрения методики. До внедрения методики развития гибкости показатели высокого уровня продемонстрировали 11% (3 чел.) детей, после – 28% (8 чел.). Достаточный результат до проведения методики имели 18% (5 чел.) детей, после 46% (13 чел.). И неудовлетворительные показатели до проведения методики были у 71% (20 чел.) дошкольников, после у 25% (7 чел.) (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительные результаты измерения гибкости в позвоночном столбе (наклоны вперёд) до и после внедрения методики развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста
Показатели уровня гибкости в позвоночном столбе при наклонах назад. До внедрения методики развития гибкости высокий уровень продемонстрировали 11% (3 чел.) детей, после – 32% (9 чел.). Достаточный результат до проведения методики имели 21% (6 чел.) детей, после 46% (13 чел.). И неудовлетворительные показатели до проведения методики были у 68% (19 чел.) дошкольников, после у 21% (6 чел.) (рис. 3).
Рис. 3 Сравнительные результаты измерения гибкости в позвоночном столбе (наклоны назад) до и после внедрения методики развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста
Показатели уровня гибкости в тазобедренном суставе до и после внедрения методики, мы выяснили, что: высокий уровень до внедрения методики был у 14% (4 чел.) детей, после у 28% (8 чел.); достаточный у 11% (3 чел.) детей, после у 36% (10 чел.); удовлетворительный уровень до внедрения методики у 75% (21 чел.) детей, после у – 36% (10 чел.) (рис. 4).
Рис. 4 Сравнительные результаты измерения гибкости в тазобедренном суставе до и после внедрения методики развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста
Повторное анкетирование родителей и педагогов после внедрения методики дало нам представление о том, как изменилось поведение детей. Мы выяснили, что после возвращения из дошкольного учреждения основное количество детей стали заниматься в различных спортивных секциях (28% танцы, 36% гимнастика, 11% футбол). Родители отмечают появление интереса детей к времяпровождению на свежем воздухе, желание приобрести шведскую стенку. Рассмотрев ответы воспитателей на вопросы анкеты, мы выяснили, что под развитием гибкости воспитатели также понимают подвижность тела человека, его суставов, что соответствует действительности. Воспитатели отмечают важность и значимость гибкости в физическом развитии ребёнка. В физическом развитии ребёнка ориентиром для воспитателей стало состояние здоровья и физические данные (особенности) воспитанников. В учебно-воспитательном процессе, направленном на физическое развитие ребёнка, воспитатели ориентируются на необходимость обучения детей режимным моментам, правилам ухода за собой, формирование здорового образа жизни, а также появляется упоминание о необходимости развития гибкости воспитанников. Воспитатели отмечают необходимость проведения просветительской работы с родителями по вопросам повышения и развития гибкости детей. Во время занятий по физической культуре воспитатели предлагают детям упражнения в игровой форме, где присутствуют элементы развития гибкости.
Таким образом, в результате комплексной оценки гибкости детей, взглядов на значимость и организацию развития гибкости ребёнка родителей и воспитателей в рамках контрольного этапа исследования и сопоставительного анализа, констатирующего и контрольного этапов было выявлено, что уровень развития гибкости детей старшего дошкольного возраста после внедрения методики развития гибкости на занятиях по физической культуре у детей старшего дошкольного возраста стал выше среднего. Воспитатели и родители отмечают значимость гибкости в физическом развитии детей дошкольного возраста. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод об эффективности предложенной методики в процессе развития гибкости детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования была достигнута, и гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарова, Н. И. Физическая культура дошкольника в ДОУ / Н. И. Бочарова. – М. : 2007. – 381 с.
2. Верба, А. С. Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста / А. С. Верба, Т. А. Филиппова // Новые исследования 2013. – C. 145-152.
3. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / А. И. Кравчук. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. – 102 с.
4. Лобачёв,В. С. Гибкость – способность или качество / В. С. Лобачёв, И. В. Никитин, В. В. Лобанов // Учёные записки университета П. Ф. Лесгафта. – 2016. – №9 (139). – С. 91-96.
5. Усаков В. И. Педагогический контроль в физическом воспитании дошкольников : учебное пособие / В. И. Усаков; 2-е изд. – М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 87 с.
6. Юсупов, И. Ю. Двигательная активность, направленная на оздоровление организма и развитие двигательных качеств дошкольников // И. Ю. Юсупов // Образование: традиции и инновации Материалы VIII международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 596-601.