Папки-передвижки

Методика словарной работы на уроках алтайского языка

Лариса Баянкина
Методика словарной работы на уроках алтайского языка

Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая учащихся алтайскому языку, совершенствуя их навыки владения языком, учитель должен

1) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

2) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием различных жанров и стилей.

Публикация «Методика словарной работы на уроках алтайского языка» размещена в разделах

С этой важной проблемой в ее общем виде связаны более частные методические проблемы : вопрос об отборе словарного материала для первоочередного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приемах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка. При организации работы над словарем следует исходить из следующих положений:

1. Работа над словарем имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов.

3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления.

4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.

Понять значение слова очень нелегко. Поэтому выполнение упражнений, направленных на понимание значения слова, необходимая работа на уроках.

Знакомясь с новым словом, ребенок должен, во-первых, услышать это слово, во-вторых, правильно произнести, в третьих, усвоить его формы. Ему легче будет составлять словосочетания и предложения.

Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения:

1. Запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении (таким образом, слово воспринимается и зрением и на слух).

2. Упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;

3. Составление предложений с новым словом в его разных значениях;

4. Введение в орфографические упражнения новых слов;

5. Творческие работы с вновь усвоенными словами.

6. Ведение словарей.

С целью воспитания у учащихся навыка внимательного отношения к

незнакомым словам полезно время от времени проводить упражнения следующего характера: перед упражнением, когда учащиеся имеют дело с тем или иным текстом, предлагается предварительно прочитать его и назвать незнакомые или не совсем понятные слова. Значение таких слов объясняется здесь же учителем или другими учащимися. По выполнении упражнения учитель возвращается к этим словам и спрашивает отдельных учащихся, как

они понимают названные им слова. Во многих случаях учитель сам до чтения произведения или до диктанта или изложения должен выбрать из текста слова, которые, по его мнению, могут быть не поняты учащимися, и объяснить их значение заранее. Объяснение непонятных слов должно быть доходчивым, по возможности простым по языку.

Значения слов могут быть раскрыты путем:

а) показа предмета или его изображения (картины) – наглядный метод;

б) расчленения понятия, указания на его признаки, перечисление их;

в) введения слова в предложение или развернутый связный текст (в контексте

или фразе значение слова выступает ярче, отчетливее; этому помогают и те слова, которые с ним сочетаются – так называемая лексическая сочетаемость,

а также путем дописывания предложений;

г) синонимической замены слова;

д) сравнения и сопоставления (действий, предметов, качеств) по сходству (близких по значению слов); различию (противопоставления – антонимии)

е) справок в словарях;

ж) прямого вопроса: что такое?

В современных условиях модернизации школы появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Возникает проблема готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – перевода ребенка на позицию субъекта.

Используя на своих уроках некоторые приемы формирования критического мышления, я и мои ученики получаем большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания.

Работа в группах развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности. В конце любого урока виден практический результат, т. е. насколько понят и усвоен материал каждым учеником.

Часто применяю на уроках ассоциации. Работа заключается в следующем:

1. Пишем ключевое слово на доске.

2. Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова.

3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

В качестве ключевого слова могут быть использованы слова любой части речи. Но что было записано должно быть потом применено. Ассоциации идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые взаимосвязи. На этом этапе, исходя из основного слова, в ассоциациях раскрывается тема, история. Только после этого формируется предложение, структурируется текст. Используя составленную карту, учащиеся могут написать небольшое сочинение.

Умелое использование занимательных материалов на уроках воспитывает у школьников любовь к алтайскому языку, обогащает их словарный запас, способствует активизации познавательной деятельности, повышает качество знаний.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ним; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» - писал К. Д Ушинский. /Собрание сочинений М., 1949, т. 6, с. 267/.Поэтому желательно, чтобы учащимся не было дано ни одного слова без соответствующего восприятия (предмета, ощущения) и ни одного восприятия без соответствующего названия.

Баянкина Лариса Петровна

учитель алтайского языка

МОУ «Теньгинская СОШ»

Публикации по теме:

Формирование ценностно-смысловых и общекультурных компетенций на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, поэтому стандарт поставил на первое.

Игра «Морской бой» при изучении новых слов на уроках английского языка Не каждому ученику легко дается изучение иностранного языка,трудность заключается в том, что надо запомнить много новых слов. Объём изучаемых.

Методические приемы по усвоению слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе Значение словарной работы на уроках русского языка. Начальная школа важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества.

Особенности словарной работы с детьми раннего возраста Воспитатель: Кореневская С. А. г. Москва 2012 г. ГОУ Д/С № 1941 Ясельная группа Вся работа по формированию словарного запаса и активной.

Подход Lesson Study на уроках русского языка и литературыПодход Lesson Study на уроках русского языка и литературы Подход Lesson Study на уроках русского языка и литературы Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание.

Практическое занятие с элементами тренинга «Психология на уроках русского языка и литературы» Практическое занятие с элементами тренинга Тема: комплекс упражнений на активизацию творческого мышления, проявление креативности. Цель:.

Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Среди множества вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе, особая роль отводится развитию и стимулированию.

Статья «Активизация речевой деятельности на уроках английского языка при работе с аудиоматериалами и устными темами» Активизация речевой деятельности на уроках английского языка при работе с аудиоматериалами и устными темами. Цель разработки: помочь учителям.

Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические.

Выступление на МО Тема: «Использование перфокарт на уроках русского языка» Помоги себе сам. Об использовании перфокарт на уроках русского языка. На уроках я часто использую перфокарты. Серия перфокарт охватывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика словарной работы на уроках алтайского языка
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 21:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД