ирина латухина
Методика выявления состояния связной речи у учащихся с системным недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Исследование репродуктивной связной речи.
Цель: Выявление репродуктивных возможностей речи учащихся.
-задание пересказать текст как можно подробнее;
-задание пересказать этот же текст, но кратко.
Критерии оценки к 1-му заданию:
1 уровень – полного неумения передавать смысловую программу сообщения;
2 уровень – частичного умения репродуцировать полную программу сообщения;
3 уровень – относительного умения воспроизводить полную программу сообщения;
4 уровень – достаточного умения репродуцировать полную программу сообщения.
Критерии оценки ко 2-му заданию:
Публикация «Методика выявления состояния связной речи у учащихся с системным недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
1 уровень – дублируется вариант полного рассказа;
2 уровень – формальное сжатие и усечение смысловой программы;
3 уровень – адекватное сжатие полной программы, но не доведённое до завершения;
4 уровень – справились с заданием.
2. Исследование продуктивных видов связной речи.
Цель: Выявление продуктивных возможностей речи у учащихся (умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам; умения реализовать найденную программу в цельное связное сообщение).
- задание самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в логической последовательности;
- задание составить рассказ по составленным сюжетным картинкам.
Критерии оценки:
1 уровень – не могут разложить серию картинок и составить рассказ;
2 уровень – разложили картинки, но не смогли составить рассказ;
3 уровень – разложили картинки, но не сумели построить развёрнутый рассказ;
4 уровень – разложили картинки, и сумели построить развёрнутый рассказ.
3. Исследование смыслообразующего компонента связной речи.
Цель: Выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания.
- задание составить продолжение рассказа по прочитанному началу;
- задание придумать сюжет и составить рассказ по предметным картинкам, которые отбираются детьми из общего банка предметных картинок;
- задание самостоятельно найти тему и реализовать по ней рассказ.
Критерии оценки к 1-му заданию:
1 уровень – «псевдосообщения», т. е. использование ряд стереотипных предложений из раннее усвоенного материала или фразы, часто употребляющиеся в обиходной речи.
2 уровень – продолжение зачина на основе второстепенного смысла.
3 уровень – тема не развивается, а кратко завершается зачином.
4 уровень – развили замысел зачина.
Критерии оценки ко 2-му заданию:
1 уровень – отсутствует замысел, когда картинки просто перечисляются.
2 уровень – отсутствует замысел с набором отдельных предложений, не подчинённых единой теме.
3 уровень – появляется замысел, но нет согласования между началом и концом сообщения.
4 уровень – присутствует замысел цельного, развёрнутого сообщения.
Критерии оценки к 3-му заданию:
1 уровень – не могут придумать тему целого рассказа.
2 уровень – не развивают собственную тему, а припоминают готовые образцы (сказки, рассказы, фильмы и т. д.).
3 уровень – нет единого чёткого замысла, а предметно-тематической общностью нескольких разнородных подтем.
4 уровень – самостоятельный рассказ с зачином и концом.
4. Исследование ориентировки в признаках связной речи.
Цель: Выявление способности активно вслушиваться в речь, сравнивать заданные образцы в смысловом и языковом отношении; способность выделять признаки структурно-семантической организации рассказа, служащие ориентирами при узнавании текстового высказывания. Критерии оценки:
1 уровень – уровень проб и ошибок.
2 уровень – интуитивное угадывание.
3 уровень – опознания рассказа по единичному признаку.
4 уровень – узнавания рассказа по совокупному признаку.