Папки-передвижки

Методы работы по социализации детей с ОВЗ

Ирина Фирсова
Методы работы по социализации детей с ОВЗ

«Методы работы по социализации детей с ОВЗ.

Мир профессий»

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышающих уровень развития учащихся.

Публикация «Методы работы по социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах

Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а знание материала прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.

Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Однако работа по профориентации проводится, практически, на каждом занятии не зависимо от возраста детей и изучаемой темы.

Например, в 5 классе по теме «Одежда и обувь», учащиеся должны знать виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними. В то же время педагог может познакомить детей с такими профессиями как модельер, закройщик, портной, мастер по ремонту и пошиву обуви. В 7 классе знания и умения по теме «Одежда и обувь» расширены. Дети получают информацию об особенности стирки одежды и белья. Знакомятся с правилами пользования стиральной машиной и моющими средствами. Узнают о назначении прачечной. Здесь можно познакомиться с такой профессией как мастер-наладчик стиральных машин.

Большое значение для ранней профориентации имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Все разделы подразумевают знакомство с большим количеством профессий. Так в разделе «Торговля», знакомимся с профессией продавца и товароведа, в разделе «Транспорт» - это водитель и кондуктор. Раздел «Медицинская помощь» помогает не только получить навыки оказания доврачебной помощи, но и узнать о таких профессиях как врач, медицинская сестра, фельдшер и провизор.

Такие примеры можно привести по каждому разделу программы. Чтобы иметь представление о количестве и разнообразии профессий, с которыми можно познакомить детей на занятиях СБО, достаточно назвать некоторые разделы: «Средства связи» (телефонист, почтальон, «Питание» (кулинар, повар, «Жилище» (строитель, отделочник, дизайнер жилых помещений) и т. д.

Как было сказано выше раздел «Профориентация и трудоустройство» изучаются в 8-9 классах. Здесь уже информация предоставляется более развёрнуто, в соответствии с 5-ю основными группами профессий, такими как:

«Человек - человек», «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ»

Профессиональная ориентация детей, обучающихся в 7-8-9 классах не должна ограничиваться только программой СБО, Главной целью деятельности всего коллектива РЦ является социализация детей. Получение детьми с ОВЗ посильной для них профессии – неотъемлемая часть социализации, но без помощи профессионалов в этом вопросе не обойтись. Такая помощь нашим детям, в прошлые годы, оказывалась.

Так в течение нескольких лет РЦ «Виктория» сотрудничал с Городским центром профориентации, специалисты которого работали с детьми на базе РЦ. Был разработан план совместной работы, который включал в себя такие вопросы как:

1. Диагностику профессиональных склонностей и интересов детей.

2. Знакомство с профессиями, в соответствии с результатами

диагностики.

3. Презентация «Предприятия нашего города».

4. Проведение родительского собрания «Куда пойти учиться», где

родители получали информацию об учебных заведениях города

и области.

5. Индивидуальное консультирование родителей по вопросу

получения детьми профессионального образования.

Надо сказать, что данная работа давала свои положительные результаты. Наши выпускники поступали в ВУЗы и колледжи, получали профессии и становились востребованными людьми. Это даёт право утверждать, что социализация у этих ребят состоялась. Из общего количества наших выпускников данная категория составляла примерно 1/3 часть. На наш взгляд это, более чем, высокий результат, учитывая контингент детей.

Конечно не все дети, в силу заболевания, смогли приобрести желанную профессию, и не все, приобретя её, смогли работать. Но даже сам факт того, что они имеют образование оказал влияние на становлении их

личности и формировании свой объективной самооценки. У этих ребят значительно расширился круг интересов и круг общения, они не остались один на один со своими проблемами, не замкнулись в кругу своей семьи.

Такая картина была характерна для первых 10 лет деятельности РЦ «Виктория». Когда мы начинали работать, то практически 90% детей обучались по программе массовой школы и программе КРО. Это были действительно дети с ОВЗ. Работать с этими детьми в плане профориентации было проще и перспективнее.

Со временем контингент детей начал менялся. Детей-инвалидов становилось больше и постепенно они стали основным контингентом центра. Дети с инвалидностью, но имеющие сохранный интеллект уходили в массовые школы, где создавались условия для их пребывания. Количество детей обучающихся по вспомогательной программе стало постепенно расти и вопрос получения ими профессии, даже на базе профессионального училища, стал проблематичным. Больше стало детей, имеющих одновременно как интеллектуальные, так и физические нарушения, мешающие им даже мечтать о профессиональной подготовке.

То, что в РЦ сейчас много тяжёлых, в плане интеллекта и физических возможностей детей - веяние времени. Таких детей, практически, никуда не берут, а заниматься с ними и лечить их необходимо. Но есть и немало детей, которые смогут в дальнейшем получить профессию и таким детям можно и необходимо помочь.

Пока дети находятся в РЦ, у них есть доступ к интернету. Можно проводить виртуальные экскурсии по различным предприятиям и учреждениям, демонстрировать фильмы о различных профессиях, проводить тестирование и игры, давать представление об окружающем мир, расширять кругозор детей.

Компьютер – удивительная вещь. Если на физический недуг благоприятно действует дельфино и иппотерапия, то выход в виртуальный мир помогает развивать внимание и воображение, художественные способности. Многие дети, которые не могут, в силу заболевания, держать карандаш прекрасно работают на клавиатуре. Задача педагогов - всеми доступными способами раскрыть возможности и способности детей, находящихся в РЦ,

Публикации по теме:

«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей» Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует.

«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе» Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей.

«Взаимосвязь работы воспитателя и педагога-психолога ДОУ по адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению». Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребёнка, а особенно ребёнка с ОВЗ. Очень многое напрямую зависит.

Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы) Основная задача домов ребенка обеспечить здоровое, физическое и психологическое развитие ребенка – сироты или малыша временно определенного.

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Из опыта работы «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ». Авторы: Ирина Тулебаева и Татьяна Деттерер. Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее трудных и актуальных.

Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные.

Методы и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возрастаМетоды и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возраста В нашем детском саду «Сардаана» я работаю воспитателем и руководителем изостудии «Умелые руки». В кружке "Умелые руки" дети учатся работать.

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.

Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС. Подготовила Жданова Наталья Владимировна Учитель – дефектолог Классификация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы работы по социализации детей с ОВЗ
Опубликовано: 3 мая 2017 в 10:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД