Ирина Фирсова
Методы работы по социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Методы работы по социализации детей с ОВЗ.
Мир профессий»
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышающих уровень развития учащихся.
Публикация «Методы работы по социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а знание материала прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.
Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Однако работа по профориентации проводится, практически, на каждом занятии не зависимо от возраста детей и изучаемой темы.
Например, в 5 классе по теме «Одежда и обувь», учащиеся должны знать виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними. В то же время педагог может познакомить детей с такими профессиями как модельер, закройщик, портной, мастер по ремонту и пошиву обуви. В 7 классе знания и умения по теме «Одежда и обувь» расширены. Дети получают информацию об особенности стирки одежды и белья. Знакомятся с правилами пользования стиральной машиной и моющими средствами. Узнают о назначении прачечной. Здесь можно познакомиться с такой профессией как мастер-наладчик стиральных машин.
Большое значение для ранней профориентации имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Все разделы подразумевают знакомство с большим количеством профессий. Так в разделе «Торговля», знакомимся с профессией продавца и товароведа, в разделе «Транспорт» - это водитель и кондуктор. Раздел «Медицинская помощь» помогает не только получить навыки оказания доврачебной помощи, но и узнать о таких профессиях как врач, медицинская сестра, фельдшер и провизор.
Такие примеры можно привести по каждому разделу программы. Чтобы иметь представление о количестве и разнообразии профессий, с которыми можно познакомить детей на занятиях СБО, достаточно назвать некоторые разделы: «Средства связи» (телефонист, почтальон, «Питание» (кулинар, повар, «Жилище» (строитель, отделочник, дизайнер жилых помещений) и т. д.
Как было сказано выше раздел «Профориентация и трудоустройство» изучаются в 8-9 классах. Здесь уже информация предоставляется более развёрнуто, в соответствии с 5-ю основными группами профессий, такими как:
«Человек - человек», «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ»
Профессиональная ориентация детей, обучающихся в 7-8-9 классах не должна ограничиваться только программой СБО, Главной целью деятельности всего коллектива РЦ является социализация детей. Получение детьми с ОВЗ посильной для них профессии – неотъемлемая часть социализации, но без помощи профессионалов в этом вопросе не обойтись. Такая помощь нашим детям, в прошлые годы, оказывалась.
Так в течение нескольких лет РЦ «Виктория» сотрудничал с Городским центром профориентации, специалисты которого работали с детьми на базе РЦ. Был разработан план совместной работы, который включал в себя такие вопросы как:
1. Диагностику профессиональных склонностей и интересов детей.
2. Знакомство с профессиями, в соответствии с результатами
диагностики.
3. Презентация «Предприятия нашего города».
4. Проведение родительского собрания «Куда пойти учиться», где
родители получали информацию об учебных заведениях города
и области.
5. Индивидуальное консультирование родителей по вопросу
получения детьми профессионального образования.
Надо сказать, что данная работа давала свои положительные результаты. Наши выпускники поступали в ВУЗы и колледжи, получали профессии и становились востребованными людьми. Это даёт право утверждать, что социализация у этих ребят состоялась. Из общего количества наших выпускников данная категория составляла примерно 1/3 часть. На наш взгляд это, более чем, высокий результат, учитывая контингент детей.
Конечно не все дети, в силу заболевания, смогли приобрести желанную профессию, и не все, приобретя её, смогли работать. Но даже сам факт того, что они имеют образование оказал влияние на становлении их
личности и формировании свой объективной самооценки. У этих ребят значительно расширился круг интересов и круг общения, они не остались один на один со своими проблемами, не замкнулись в кругу своей семьи.
Такая картина была характерна для первых 10 лет деятельности РЦ «Виктория». Когда мы начинали работать, то практически 90% детей обучались по программе массовой школы и программе КРО. Это были действительно дети с ОВЗ. Работать с этими детьми в плане профориентации было проще и перспективнее.
Со временем контингент детей начал менялся. Детей-инвалидов становилось больше и постепенно они стали основным контингентом центра. Дети с инвалидностью, но имеющие сохранный интеллект уходили в массовые школы, где создавались условия для их пребывания. Количество детей обучающихся по вспомогательной программе стало постепенно расти и вопрос получения ими профессии, даже на базе профессионального училища, стал проблематичным. Больше стало детей, имеющих одновременно как интеллектуальные, так и физические нарушения, мешающие им даже мечтать о профессиональной подготовке.
То, что в РЦ сейчас много тяжёлых, в плане интеллекта и физических возможностей детей - веяние времени. Таких детей, практически, никуда не берут, а заниматься с ними и лечить их необходимо. Но есть и немало детей, которые смогут в дальнейшем получить профессию и таким детям можно и необходимо помочь.
Пока дети находятся в РЦ, у них есть доступ к интернету. Можно проводить виртуальные экскурсии по различным предприятиям и учреждениям, демонстрировать фильмы о различных профессиях, проводить тестирование и игры, давать представление об окружающем мир, расширять кругозор детей.
Компьютер – удивительная вещь. Если на физический недуг благоприятно действует дельфино и иппотерапия, то выход в виртуальный мир помогает развивать внимание и воображение, художественные способности. Многие дети, которые не могут, в силу заболевания, держать карандаш прекрасно работают на клавиатуре. Задача педагогов - всеми доступными способами раскрыть возможности и способности детей, находящихся в РЦ,