Методы работы по социализации детей с ОВЗ

Ирина Фирсова
Методы работы по социализации детей с ОВЗ

«Методы работы по социализации детей с ОВЗ.

Мир профессий»

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышающих уровень развития учащихся.

Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а знание материала прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в умения и навыки.

Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Однако работа по профориентации проводится, практически, на каждом занятии не зависимо от возраста детей и изучаемой темы.

Например, в 5 классе по теме «Одежда и обувь», учащиеся должны знать виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними. В то же время педагог может познакомить детей с такими профессиями как модельер, закройщик, портной, мастер по ремонту и пошиву обуви. В 7 классе знания и умения по теме «Одежда и обувь» расширены. Дети получают информацию об особенности стирки одежды и белья. Знакомятся с правилами пользования стиральной машиной и моющими средствами. Узнают о назначении прачечной. Здесь можно познакомиться с такой профессией как мастер-наладчик стиральных машин.

Большое значение для ранней профориентации имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Все разделы подразумевают знакомство с большим количеством профессий. Так в разделе «Торговля», знакомимся с профессией продавца и товароведа, в разделе «Транспорт» - это водитель и кондуктор. Раздел «Медицинская помощь» помогает не только получить навыки оказания доврачебной помощи, но и узнать о таких профессиях как врач, медицинская сестра, фельдшер и провизор.

Такие примеры можно привести по каждому разделу программы. Чтобы иметь представление о количестве и разнообразии профессий, с которыми можно познакомить детей на занятиях СБО, достаточно назвать некоторые разделы: «Средства связи» (телефонист, почтальон, «Питание» (кулинар, повар, «Жилище» (строитель, отделочник, дизайнер жилых помещений) и т. д.

Как было сказано выше раздел «Профориентация и трудоустройство» изучаются в 8-9 классах. Здесь уже информация предоставляется более развёрнуто, в соответствии с 5-ю основными группами профессий, такими как:

«Человек - человек», «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ»

Профессиональная ориентация детей, обучающихся в 7-8-9 классах не должна ограничиваться только программой СБО, Главной целью деятельности всего коллектива РЦ является социализация детей. Получение детьми с ОВЗ посильной для них профессии – неотъемлемая часть социализации, но без помощи профессионалов в этом вопросе не обойтись. Такая помощь нашим детям, в прошлые годы, оказывалась.

Так в течение нескольких лет РЦ «Виктория» сотрудничал с Городским центром профориентации, специалисты которого работали с детьми на базе РЦ. Был разработан план совместной работы, который включал в себя такие вопросы как:

1. Диагностику профессиональных склонностей и интересов детей.

2. Знакомство с профессиями, в соответствии с результатами

диагностики.

3. Презентация «Предприятия нашего города».

4. Проведение родительского собрания «Куда пойти учиться», где

родители получали информацию об учебных заведениях города

и области.

5. Индивидуальное консультирование родителей по вопросу

получения детьми профессионального образования.

Надо сказать, что данная работа давала свои положительные результаты. Наши выпускники поступали в ВУЗы и колледжи, получали профессии и становились востребованными людьми. Это даёт право утверждать, что социализация у этих ребят состоялась. Из общего количества наших выпускников данная категория составляла примерно 1/3 часть. На наш взгляд это, более чем, высокий результат, учитывая контингент детей.

Конечно не все дети, в силу заболевания, смогли приобрести желанную профессию, и не все, приобретя её, смогли работать. Но даже сам факт того, что они имеют образование оказал влияние на становлении их

личности и формировании свой объективной самооценки. У этих ребят значительно расширился круг интересов и круг общения, они не остались один на один со своими проблемами, не замкнулись в кругу своей семьи.

Такая картина была характерна для первых 10 лет деятельности РЦ «Виктория». Когда мы начинали работать, то практически 90% детей обучались по программе массовой школы и программе КРО. Это были действительно дети с ОВЗ. Работать с этими детьми в плане профориентации было проще и перспективнее.

Со временем контингент детей начал менялся. Детей-инвалидов становилось больше и постепенно они стали основным контингентом центра. Дети с инвалидностью, но имеющие сохранный интеллект уходили в массовые школы, где создавались условия для их пребывания. Количество детей обучающихся по вспомогательной программе стало постепенно расти и вопрос получения ими профессии, даже на базе профессионального училища, стал проблематичным. Больше стало детей, имеющих одновременно как интеллектуальные, так и физические нарушения, мешающие им даже мечтать о профессиональной подготовке.

То, что в РЦ сейчас много тяжёлых, в плане интеллекта и физических возможностей детей - веяние времени. Таких детей, практически, никуда не берут, а заниматься с ними и лечить их необходимо. Но есть и немало детей, которые смогут в дальнейшем получить профессию и таким детям можно и необходимо помочь.

Пока дети находятся в РЦ, у них есть доступ к интернету. Можно проводить виртуальные экскурсии по различным предприятиям и учреждениям, демонстрировать фильмы о различных профессиях, проводить тестирование и игры, давать представление об окружающем мир, расширять кругозор детей.

Компьютер – удивительная вещь. Если на физический недуг благоприятно действует дельфино и иппотерапия, то выход в виртуальный мир помогает развивать внимание и воображение, художественные способности. Многие дети, которые не могут, в силу заболевания, держать карандаш прекрасно работают на клавиатуре. Задача педагогов - всеми доступными способами раскрыть возможности и способности детей, находящихся в РЦ,

Публикации по теме:

«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей» Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует.

«Методы и приёмы работы по формированию звуковой культуры речи детей в старшей группе» Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает следующие цели и задачи в старшей.

«Взаимосвязь работы воспитателя и педагога-психолога ДОУ по адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению». Дошкольное детство является самым важным и благоприятным периодом в развитии ребёнка, а особенно ребёнка с ОВЗ. Очень многое напрямую зависит.

Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы) Основная задача домов ребенка обеспечить здоровое, физическое и психологическое развитие ребенка – сироты или малыша временно определенного.

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Из опыта работы «Социализация детей с ОВЗ в ДОУ». Авторы: Ирина Тулебаева и Татьяна Деттерер. Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее трудных и актуальных.

Кружковая работа, как средство социализации детей с ОВЗ Актуальность проблемы включения детей с ОВЗ в программу кружковой работы обусловлена тем, что среда может обеспечить включение в доступные.

Методы и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возрастаМетоды и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возраста В нашем детском саду «Сардаана» я работаю воспитателем и руководителем изостудии «Умелые руки». В кружке "Умелые руки" дети учатся работать.

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.

Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС Коррекционная педагогика. Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ФГОС. Подготовила Жданова Наталья Владимировна Учитель – дефектолог Классификация.

Автор публикации:
Методы работы по социализации детей с ОВЗ
Опубликовано: 3 мая 2017 в 10:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....