МААМ-картинки

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями

Светлана Сафронова
Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями».

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей и успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.

Публикация «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

Проблема социализации ребёнка с нарушениями интеллекта – одна из наиболее актуальных. Социализация-это процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей.

Дети специальной (коррекционной) школы-интерната с ОВЗ отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, они быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни. Они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа её условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Начальный этап обучения и воспитания ребёнка с проблемами в интеллектуальном развитии непосредственно связан с проблемами социально-бытовой адаптации. Для большинства детей данной категории наиболее значимыми являются не академические знания, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю. Для этого необходимо связывать теоретические понятия с окружающей действительностью. Практика специальных (коррекционных) образовательных учреждений подтверждает, что ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии при правильном воспитании способен адекватно относиться к окружающему миру, самостоятельно жить и работать.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к : 1. Подготовка к жизни в обществе;

2. подготовка к труду;

3. подготовка к общению с людьми;

4. подготовка к семейной жизни.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ.

Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - всё это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции таких детей в социум.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

В условиях специальной (коррекционной) школы-интерната необходима организация работы по социализации воспитанников по четырё м основным векторам воздействия: ребёнок, учитель, воспитатель (родитель, среда. Дополнительным фактором, объединяющим эти векторы, является их результирующее взаимодействие.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях школы-интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Поэтому мы стараемся использовать все возможности воспитанников, развивать у них жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий, которые применяются в воспитательной работе школы-интерната :

1. Обучение и воспитание в сотрудничестве.

2. Коррекционно-развивающие технологии.

3. Метод проектов.

4. Игровые технологии.

5. Информационно-коммуникационные технологии.

6. Нравственная технология.

7. Здоровьесберегающие технологии.

Игровые технологии.

Единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности воспитанников осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Нравственная технология.

Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с интеллектуальными нарушениями, как на личность, которая неизбежно попадёт в среду общества. И все знания, умения и навыки, которые они приобретут в школе-интернате, им придётся применять на практике. Перед нами, воспитателями, ставится серьёзная задача-выработать у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.

Нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с нарушениями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания.

Формы работы в это направлении : совместная работа с классными руководителями, специалистами школы-интерната, проведение тематических часов развития и классных часов на темы нравственности, внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы с ребёнком, родительские собрания.

Цель внеклассных мероприятий - помочь детям разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.

Здоровьесберегающие технологии.

Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ. Культивирование здорового образа жизни – приоритетная задача в программе модернизации российского образования.

В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия.

( Это: прогулки и пешеходные экскурсии, физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушание пения птиц, журчания ручейков и т. д., дыхательная гимнастика ( в игровой форме: сдуваем снежинку, листочек, погасим костёр, гимнастика для глаз, игровой логопедический массаж, элементы самомассажа.)

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагог, медработник, психолог, логопед, музыкальный работник, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования).

В заключение хочется отметить, что основная цель воспитателя в работе с детьми с нарушениями интеллекта по социализации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии.

Публикации по теме:

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями 4–5 лет. НОД «Моя семья» Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями (4-5 лет). Форма НОД: совместная деятельность.

Немного из опыта работы «Современные технологии»Немного из опыта работы «Современные технологии» Одна из основных задач воспитателя - развитие речи детей. Наиболее эффективным здесь является устный рассказ ребёнка по красочным иллюстрациям,.

Опыт работы «Современные технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста» (2 часть). 3.2 Работа с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов,.

Основные методы и приёмы коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями Цель: Эффективное взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности. Задачи: Привлечение.

Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Основные подходы к проблеме социализации детей с тяжелыми множественными нарушениями в условиях инклюзивного образования Учитель – дефектолог:.

Педагогические чтения «Театрально-игровая деятельность как средство социализации дошкольников» «Театрально - игровая деятельность как средство социализации дошкольников» Булатова Татьяна Анатольевна воспитатель 1 квалификационная.

Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» Интеллект - Сложное.

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ .

Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест — игра» Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест-игра». Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» Липина Т. П.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (ФГОС) В образовательном процессе ДОУ используются следующие технологии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 8 марта 2017 в 19:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД