Ольга
Методы ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога - подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Очевидна новая проблема: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире.
Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач. Педагоги решают вопрос ЧЕМУ УЧИТЬ? Этот парадокс возник, недавно- когда технологические и научные парадигмы стали манятся в течении одного поколения. А решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть отдаленные последствия своих действий.
Публикация «Методы ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Обучение способом работы с творческими заданиями ведет к появлению умений в организации собственной творческой деятельности. Педагогической наукой проанализирована сущность понятия «творческое мышление» (Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготский,Л. А. Григорович, О. М. Дьяченко Н. Н, Подъяков, Е. Е. Сапогова и др.)
Определенно, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование – уровень развития творческого воображения и сформированности интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно- следственных связей и др.)
Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:
1. выбрать объект и определить его функцию;
2. определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;
3. выявить составляющие объекта;
4. определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;
5. осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.
Исходя из этих мыслительных шагов, работа с детьми строится с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект - подсистема; объект - надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков.
Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта и материального мира, высокий уровень воображения.
Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в российское образование (автор ТРИЗ Альтшуллер Г. С. 1946) В педагогике появилось целое направление – так называемая ТРИЗ – педагогика, которая занимается разработкой технологий обучения умением решать нестандартные задачи.
ТРИЗ - педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основано на теории решения изобретательских задач.
Эффективность ТРИЗ заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у воспитанников. В основе ТРИЗ лежат объективные Законы Развития Технических Систем (ЗРТС, выявленные в результате анализа большого массива патентной информации. В основе решения задач по системе ТРИЗ лежат следующие принципы: учитывание объективных законов и явлений, преодоление противоречий, конкретика.
В основе методики ТРИЗ, применительно к дошкольной педагогике лежит Развитие Творческого Воображения. Основная ее цель не только развитие у детей фантазии и изобретательской смекалки, но и обучение их системно мыслить, понимать и анализировать алгоритм принятия решений.
При использовании ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности и личностные качества каждого отдельного взятого ребенка. Образовательная ТРИЗ технология для дошкольников - построена на основе увлекательных коллективных игр с подробным описанием методики обучения и рекомендациями для педагогов.
Дети во время образовательной деятельности самостоятельно выбирают вид деятельности, пытаются сравнивать предметы и явления, находить их общие и противоположные свойства, разрешая противоречия, учатся развивать творческие навыки.
Методика ТРИЗ предполагает творческий поиск, роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям осуществить его при решении той или иной поставленной задачи, например, как перенести воду в сите, достать мяч из лужи не замочив ноги. Дети знакомятся с общим описанием объекта или явления, затем учатся выявлять в нем противоречия и разрешать их.
Существуют разные виды задач:
1)Творческие изобретательские задания побуждают детей придумывать что-нибудь необычное и новенькое (игрушку, зубную щетку для домашнего питомца, необычное животное, способ передвижения и т. п.) - это игры на фантазию и воображение
2)Исследовательские задания требуют от ребятишек находить собственные уникальные решения проблемы, описывать и изучать явления, выясняя причины их появления и объясняя, почему они происходят. То до чего ребенок дошел сам, в его голове останется навсегда, через опыты, наблюдения, экспериментирование.
3) Задания прогнозы: при их выполнении дети учатся анализировать последствия явлений, как позитивные, так и негативные, и предлагать наиболее удачные решения этому помогают такие игры как «Да-нетка», «Хорошо – плохо», «Маятник» и другие.
4) Задания с минимальным количеством данных: требуют от детей дополнить недостающую информацию, предложить разные варианты решений или объяснений, способствуют развитию интеллекта игры «Робинзон Крузо», «Найди выход» и другие.
5)Задания с противоречивыми исходными данными.
Продвинутый вариант занятий по методике ТРИЗ предполагает решение задач с помощью знакомых сказок, создания собственного сказочного сюжета, использования игровой и речевой деятельности, а также прикладного творчества: рисования, аппликаций, лепки, конструирования и т. п. Еще более сложный уровень заданий — это моделирование сложной ситуации, из которой дети на основе полученных ранее знаний, смекалки, интуиции пытаются найти выход из нее. Задачи должны быть интересными, из разных областей знаний, максимально приближенные к жизненным ситуациям.
ТРИЗ как универсальный инструментарий используется во всех образовательных деятельностях. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие, с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой – поисковой активности, стремление к новизне, речи творческого воображения.
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать об объекте, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стишки и многое – многое другое. Опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учится. Ребенок характеризуется высоким познавательным уровнем активности, у него ярко выраженное творческое мышление.
Оптимальным средством педагогического воздействия на развитие мышления, воображения и речи дошкольника является система творческих заданий.
Творческие задания не требуют громоздкого специального оборудования и могут быть частью любой деятельности. Ребенок сам добывает себе знания, а если происходят затруднения в чем либо, то воспитатель вместе с ребенком находит решение задачи. ТРИЗ использует много методик : - мозговой штурм, эмпатия, метод контрольных вопросов, приемы ассоциативного мышления, снятие инерции мышления и др.
Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы комплексно-тематического планирования и изучаемого материала. Цель игр - поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность детей, а " правила игр дают пути этой работы.
Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо – плохо», «Письмо SOS», с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны «ТРИЗ».
Формирование системно- диалектического способа мышления идет через игры, спрятанные на «Волшебной лесенке», путешествия по структуре, функции, времени. Через игру Игра «Да-нетка» помогает классифицировать, работать по алгоритму.
Через игру Теремок" - выделяют общие и различные признаки, путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. В игре «Волшебный ящик» дети учатся придумывать - «собирать» новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира. правила игр дают пути этой работы. Игра «Да–нетка» помогает классифицировать, работать по алгоритму.
По ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью «Волшебного треугольника». Составляют структуру сказки с помощью патентного фонда волшебства, созданного ими (предмет, действие, слово, алгоритма, что развивает творческий стиль мышления; «переделывают сказки», используя как приемы фантазирования, волшебных гномов, так и приемы ТРИЗ. Решая задачи в игре «Помоги сказке» дети учатся формулировать сказочные противоречия. Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств, Стране Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивать ассоциативное движение. Составляют «загадки» - сказки, что позволяет проанализировать структуру. Работая по алгоритму, дети учатся составлять метафоры, рифмованные тексты.
Наш девиз: - «Можно говорить все». И ребята говорят, придумывают, мы с ребятами выслушиваем каждого желающего и учимся аргументировано доказывать свою точку зрения или предлагать что-то в замены, даем положительную оценку: «интересно», «необычно»
По обучению грамоте и развитию связной речи мы с детьми составляем рассказы, путешествуем по 9-ти экранам, придумываем события, предшествующие изображенным и последующие; составляем связный рассказ, знакомимся с новыми словами, тем самым идет формирование системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложение по ступенькам «Волшебной лесенки», узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумываем Страну Звука, дорисовываем буквы в игре «На что похожа?». Учимся работать с предложением, изменяя его различными способами. Расшифровываем слова с помощью «Таблицы шифров», составляем предложения из расшифрованных слов.
Речевое развитие ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средство общение культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развитие поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи помогают овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработки четкой дикции.
В наш детский сад ТРИЗ пришел не с учебниками или методическими разработками, а с курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии в ДОУ»
Изучив эти материалы, я начала создавать условия для работы с использованием элементов ТРИЗ. Во второй младшей группе внедрение ТРИЗ я начала со знакомства с пятью помощниками (анализаторами - слухом, обонянием, вкусом, зрением, осязанием). Рассказывала детям, что руки помогают нам определять форму, объем, материал, температуру и влажность, шероховатость и гладкость предмета, твердость и мягкость. Ухо дает возможность слушать и слышать предметы окружающего мира. Нос не только выполняет не только дыхательные функции, но и дает представления о запахах объекта. Язык определяет вкус любого объекта (сладкий, горький, соленый, кислый, безвкусный и т. д.). Глаза - это контролер, помогающий давать дополнительную информацию рукам об объекте (цвет, размер, дальность, близость и т. д.). Знакомство с этими помощниками проводила в игровой форме, например, придумывала сказки «Лимон». (Жил был Лимон. И отправился гулять он по волшебной дорожке. Увидел он «нос» и спросил у него - «Нос-нос, что ты можешь про меня сказать?». Нос говорит: - «Ты пахнешь чаем, кислинкой, свежестью, вареньем». Обрадовался Лимон и пошел дальше. Так и проходит он все органы чувств, узнавая о себе много интересного). На примере таких сказок и игровых упражнений дети узнают и о других объектах нашего мира (живых и не живых).
В регламентированной и совместной деятельности я знакомила детей с «Волшебными карточками» (именами признаками, помогающими описывать объекты. Например: «Волшебная карточка - цвет» - спрашивает у объекта, какого он цвета? «Карточка формы» - какой он формы? Все эти вопросы идут от самой карточки, постепенно дети знакомились со всеми именами-признаками, (цвет, форма, величина, количество, место обитания, температура и т. д.). В дальнейшем мы играем с этими карточками - придумываем и сказки.
Для использования в работе элементов ТРИЗ, создала предметно-развивающую среду для совместной и самостоятельной деятельности с детьми, оформила картотеки: «Подвижные игры в группе и на улице», «Развитие мелкой моторики «Покажи стихи руками», «Золотой ключик (игровые упражнения по развитию мышления, воображения и развитию речи детей дошкольного возраста)»; «Учимся думать и запоминать».
Картотеку на развитие эмпатии (способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я-образов с воображаемым образом «иного» : с образом других людей, живых существ, дидактические игры: «Сложи фигуру», «Цветик - семицветик», «На что похоже?», «Познайка». В группе создала и активно использую центр развития мелкой моторики. В перспективе планирую изготовить игру «Круги Луллия».
Необходимым условием успешного освоения программного материала является компетентность, информированность родителей. С этой целью: в уголке для родителей оформила рубрику «Давайте фантазировать», где освещается тематика недели, предлагаются варианты игр с детьми; просматриваем видеоматериалы открытых мероприятий; приглашаем на открытые занятия, проводим совместные с детьми - КВН; организовываем выставки из Мастерской «Умелые ручки»
Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят таким простым мыслительным опрерациям, ка сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия? Ведущая деятельность детей 3-7 лет – игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ. Планируя сюжеты занятий, важно учитывать возможность развития игр с учетом прохождения через пассивный, полуактивный, активный и автоматический этапы усвоения необходимых навыков.
Используемая технология целенаправленного воздействия в ТРИЗ позволяет мне заложить основы творческой личности подрастающего человека, дает возможность ребенку почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий волшебства и превращений. Нельзя считать, что методы, изложенные в системе универсальны, поэтому в своей работе я творчески подхожу к выбору способов работы с дошкольниками с учетом индивидуальных особенностей что повышает компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.
Используя элементы ТРИЗ в своей работе, мне легче решать поставленные задачи программой, ФГОС.
Делясь опытом работы с коллегами, я планирую и в дальнейшем внедрять элементы ТРИЗ-педагогики и решать поставленные задачи через ТРИЗ технологии.
Литература:
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155». [Электронный ресурс]//www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко /Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников// (Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей)
С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук,/ Обучение дошкольников составлению Логических Рассказов по серии картинок// методическое пособие Москва 2010г.
Т. Б. Полянская/ Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста// Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010.