МААМ-картинки

Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами

Екатерина Минина
Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорождённых.

Публикация «Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами» размещена в разделах

У детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения. Поэтому одним из основных видов деятельности в нашей работе является логопедический массаж, который оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.

Логопедический массаж проводим в теплом, хорошо проветренном помещении, циклами по 10-15-20 сеансов, по возможности каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускаем его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Перед началом массажа языка выясняем степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

Очень важно при логопедическом массаже учитывать положение тела ребенка. Перед началом сеанса массажа тело ребенка приводим в правиль-ное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно – расслаблению, делает более свободным дыхание и облегчает работу учителя-логопеда. При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

1) в положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);

2) ребенок – в положении полусидя в кресле с высоким подголов-ником;

3) ребенок – в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске (это положение целесообразно применять с маленькими детьми первых лет жизни);

4) для детей, которые на первых сеансах боятся массажа или очень привязаны к маме, можно использовать положение сидя на коленях у взрослого.

При массаже лицевой и губной мускулатуры учитель-логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Опыт показал, массируя язык, удобнее сидеть справа от ребенка.

Широко используем так называемые «расслабляющие» массажи.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры. Рас-слабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяем в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придаем положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Учитель-логопед совершает пассивные движения головой ребенка. Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой учитель-логопед поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает го-лову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким погла-живанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры : поглаживание от середины лба к вискам, поглаживание от бровей к волосистой части головы, поглаживание от линии лба вокруг глаз, поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей, поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее, поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа, легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти, надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры : поглаживание верхней губы от углов рта к центру, поглаживание нижней губы от углов рта к центру, поглаживание верхней губы (движение сверху вниз, поглаживание нижней губы (движение снизу-вверх, поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ, точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке, легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, т. е. на ней осуще-ствляется большее число массажных движений.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляем при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры: поглаживание лба от середины к вискам, поглаживание лба от бровей к волосам, поглаживание бровей, поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны, поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам, сжимание подбородка ритмичными движениями, разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам, перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи, пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры: поглаживание от середины верхней губы к углам, поглаживание от середины нижней губы к углам, поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа, пощипывание губ, покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механи-ческого прибора – вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чере-дующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка – укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.

При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).

Массаж языка у детей с ДЦП осуществляем различными способами:

1) зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Pay);

2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);

3) массаж деревянным или металлическим шпателем;

4) массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используются как щетина, так и палочка щетки.

Во время массажа языка рот ребенка открыт. Учитель-логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

Широко используем приемы массажа языка (направление массажных движений, а именно: поглаживание языка в различных направлениях, от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы, от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы, круговые, спиралевидные дви-жения, похлопывание языка, начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы, «прокачивание» – легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку, массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком,покалывание языка (игольчатым зондом,«перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле, распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная в два раза большая часть клизмы – во рту, кончик – снаружи).

Логопедический массаж проводимый в системе, повышает эффективность коррекционной работы.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) / Е. Ф. Архипова. – М. : Академия, 2008. – 79 с.

3. Архипова, Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП / Е. Ф. Архипова. – М. : Просвещение, 2007. – 196 с.

4. Дедюхина, Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников / Г. В. Дедюхина, Т. А. Яньшина, Л. Д. Могучая. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 32 с.

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический массаж как эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей с ДЦП с дизартрическими расстройствами
Опубликовано: 21 апреля 2020 в 12:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД