Приложение МААМ

Мнемотаблицы при разучивании стихотворений с дошкольниками

Муханова Елена Владимировна
Мнемотаблицы при разучивании стихотворений с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Развивать речь ребёнка необходимо с раннего возраста. В этом помогает разучивание стихотворений, которое состоит из нескольких этапов:

1. Подготовительный этап.

Когда для начала создаётся определённый эмоциональный настрой, соответствующий стихотворению. Например, прогулявшись по улице, рассмотрев иллюстрации о весне, поговорив о том, что малышу нравиться в этом времени года, попутно выяснив, что означают непонятные слова, можно познакомить ребёнка со стихотворением.

2. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

Публикация «Мнемотаблицы при разучивании стихотворений с дошкольниками» размещена в разделах

Взрослый читает произведение выразительно, делает небольшую паузу для осмысления ребёнком услышанного стихотворения. Здесь важно запомнить содержание стихотворения.

3. Совместная работа. Обсуждение.

Здесь уместно задать следующие вопросы:

- О чём ты прослушал произведение?

- Понравилось ли оно тебе?

- Что запомнилось?

- Какими словами начиналось произведение?

- Какими словами заканчивалось стихотворение?

- Как описывается объект природы (лес, луг, небо?

- Кто главный герой?

- Что о нём говориться в стихотворении?

4. Повторное чтение с установкой на запоминание.

Взрослый читает произведение ещё раз, просит ребёнка максимально его запомнить. По возможности попросить ребёнка воспроизвести услышанное, помогая ему. Затем, если это необходимо, читает ещё раз, а ребёнок повторяет.

Если возможно, не теряя общей картины содержания, можно разделить текст стихотворения на части и учить его по частям.

5. Восстановление стихотворения ребёнком.

Для полного запоминания дошкольнику требуется 8-10 повторений в разные интервалы времени. Можно попросить ребёнка воспроизвести стихотворение на следующий день или вечером папе, бабушке.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.

Работа со словом проводится следующим образом. Даётся слово «солнце», его символическое обозначение. Постепенно ребёнок понимает, что означает символ и как его «зашифровать».

Для детей 3-5 лет целесообразнее давать цветные мнемотаблицы. У детей этого возраста в памяти закрепляются отдельные образы: небо – голубое, помидор – красный.

В старшем дошкольном возрасте можно предлагать чёрно – белые таблицы и мнемодорожки.

Потом переходим к поэтапному «зашифровыванию» сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению целых фраз, предложений по условным символам.

Когда этот этап детям станет доступен и понятен, можно предлагать мнемотаблицы, где количество ячеек в таблице зависит от размера текста стихотворения и сложности, от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определённая информация, которую дети, как исследователи всего нового и интересного, с удовольствием примутся составлять.

Работая с этими схемами, педагог сокращает время заучивания стихотворения и решает педагогические и воспитательные задачи:

- развитие памяти, внимания, образного мышления,

- перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов вобразы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном воспроизведении;

- обогащение словарного запаса, при обучени составления рассказов, пересказов, отгадывании загадок;

- развитие зрительной и речеслуховой памяти;

При моделировании мнемотаблиц дошкольники учатся :

- добывать информацию, проводить исследования текста, делать сравнения, составлять план внутренних действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

И, конечно же, использование опорных рисунков, превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру.

Образная память и непроизвольное в дошкольном возрасте преобладают. Зрительный образ, сопровождающийся просмотром рисунков, позволяет быстрее запомнить текст.

Методика работы с мнемотаблицами – мнемотехника, очень актуальна в настоящее время и хорошо себя зарекомендовала. Особенность её заключается в том, что применяются не изображения предметов, а их символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

На начальных этапах это совместная работа педагога и дошеольника, но позднее – дети самостоятельно выполняют работу, придумывают ассоциации.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворения более простым, интересным, творческим.

Публикации по теме:

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы, созданные детьми»Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы, созданные детьми» С октября 2017 года с дошкольниками старшего возраста был организованКРУЖОК ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ «СЛОВО ЗА СЛОВО».Цель: формирование связной.

МнемотаблицыМнемотаблицы Здравствуйте, дорогие МААМОВЦЫ!Для каждого воспитателя,наверно, стоит одна и та же проблема - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ. Вот и я, работая больше.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для дошкольниковМнемотаблицы для заучивания стихотворений для дошкольников Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна г. Ковров Владимирская обл. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста (Часть 2)Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста (Часть 2) При заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста использую Мнемотехнику. Эта технология помогает ребенку быстро запомнить.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возрастаМнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста Некоторые дети 3 – 4 лет не могут выучить стихотворение наизусть. Принуждать не стоит, так как это может негативно отразится на обучении.

Мнемотаблицы летних стихотворенийМнемотаблицы летних стихотворений Здравствуйте, уважаемые коллеги! Пополняя дидактические пособия для разучивания стихотворений, вновь обратила своё внимание на летние стихи.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Опорные картины-основа разучивания стихотворений в работе с младшими дошкольникамиОпорные картины-основа разучивания стихотворений в работе с младшими дошкольниками Разноцветные листочки, Словно радуги кусочки. На березках, на рябинках, На кустах и на тропинках. Это стихотворение мы с детьми разучивали.

Заучиваем стихотворение с помощью мнемотаблицыЗаучиваем стихотворение с помощью мнемотаблицы Мнемотаблица для заучивания стихотворения. Как часто родители детей,а порой и мы воспитатели жалуемся на то, что дети плохо запоминают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотаблицы при разучивании стихотворений с дошкольниками
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 16:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотаблицы при разучивании стихотворений с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Муханова Елена Владимировна (УИ 1825138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД