Алена Удалова
Мнемотехника в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в огромном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Развитие связной речи, включающей в себя диалогическую и монологическую, является важнейшим условием качественного обучения в школе.
К сожалению, педагоги в детском саду часто сталкиваются с проблемами речи у детей. По результатам диагностики самостоятельно составлять рассказ могут 7% дошкольников, по наводящим вопросам — 68%, и не умеют– 25%.
Также выявлены:
— односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
Публикация «Мнемотехника в детском саду» размещена в разделах
— неспособность грамматически правильно построить предложение,
— бедность речи, недостаточный словарный запас,
— неумение согласовывать слова в предложении и т. д.
При пересказе дети испытывали трудности:
— хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать незнакомый, только что прочитанный текст;
— если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;
— подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку.
Работа по развитию связной речи ведется на занятиях при помощи различных методов и приёмов, но для решения вышеперечисленных проблем передо мной встал вопрос о выборе современных, более эффективных технологий работы с детьми.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством обучения связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.
«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приемов, которая обеспечивает самое эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Суть мнемотехники в том, что на каждое слово, словосочетание, предложение придумывается картинка (схема) и, глядя, на схемы-рисунки ребенок легко запоминает информацию, а затем легко пересказывает ее содержание. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, они обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Дидактическим материалом мнемотехники служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, которые применяю как на занятиях, так и для запоминания и заучивания пословиц, поговорок, стихов, загадок.
В своей работе придерживаюсь принципа «от простого к сложному». Начинаю с мнемоквадратов (одна картинка) – благодаря им дети усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Постепенно перехожу к мнемодорожкам (ряд картинок, по которым дети составляют небольшие рассказы, и только потом работаем по мнемотаблицам-схемам (символические изображения). Главное — передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4–5 лет, когда накоплен основной словарный запас.
В неделю проводится одно занятие. В процессе работы у детей появляется ярко выраженный интерес к данной технике. Самым продуктивным является этап использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты.
По данным заключительной диагностики на 49% увеличилось количество дошкольников, умеющих пересказывать самостоятельно, и в два раза уменьшилось количество ребят, не умеющих составлять рассказ – они преодолели неуверенность в себе, их словарный запас вышел на более высокий уровень.
Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая умственные способности детей дошкольного возраста, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом, что очень важно для обучения в школе.