Киселева Татьяна Николаевна
Многофункциональное пособие «Лэпбук «Волшебная сила музыки в развитии речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития.
Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности.
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.
Публикация «Многофункциональное пособие „Лэпбук „Волшебная сила музыки в развитии речи“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук по теме «Музыка». Музыкальные лэпбуки
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» март 2023
Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.
Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
Пособие «Волшебная сила музыки в развитии речи» разработано для детей старшего дошкольного возраста.
Области: художественно-эстетическое развитие и речевое развитие.
Пособие направлено на развитие музыкальных способностей и развития речи детей старшего дошкольного возраста. Состоит из 8 игр:
Ритмослов.
Мнемотаблицы.
Один-много.
Повтори ритмический рисунок попевки.
Что лишнее?
Проговори и прохлопай попевку.
Скажи одним словом.
Музыкальное лото.
Ритмослов.
Цель: знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей; закрепление знания музыкальных инструментов; развитие дикции и четкого произношения слов.
Игровой материал:
карточки с
изображением детей
играющих на
музыкальных
инструментах;
карточки с
изображением нот.
Мнемотаблицы.
Мнемотаблицы разработаны для более быстрого и удобного разучивания текста песен с детьми.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники помогают
обогатить словарный
запас и формировать
связную речь.
Один-много.
Цель: учить изменять слова по числам.
Ход игры. «Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а вы назовете слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «скрипка», а вы должны сказать «скрипки». В другой раз можно играть наоборот, «много-один», бубны-бубен.
Повтори ритмический рисунок попевки.
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей, умение ритмично проговаривать и прохлапывать ритм знакомых попевок. Узнавать их по изображению ритмического рисунка.
Что лишнее?
Взрослый показывает карточку с музыкальными инструментами и предлагает ребенку назвать «лишний» инструмент, а затем объяснить, почему он «лишний». Эта игра помогает развить у ребенка логическое мышление, что немаловажно при подготовке к школе. Ребенок не только должен назвать " Какой инструмент лишний?" но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку.
Скажи одним словом.
Цель: «Назови одним словом» – закрепления навыка классификации музыкальных инструментов.
Посредством игры ребенок учится размышлять, строить логические цепочки, объяснять мнение, классифицировать, у него расширяется кругозор и словарный запас.
Музыкальное лото.
Цель: расширить и уточнить знания детей о музыкальных инструментах, пополнить словарный запас, развивать речь, внимание.
Ход игры: Взрослый держит карточку с музыкальным инструментом, детям не
показывает. Называет музыкальный
инструмент, у кого он есть на
поле, поднимает руку и заполняет
пустое место карточкой. Играют,
пока все дети не заполнят свои поля.
Проговори и прохлопай попевку.
Цель: Учить прохлопывать попевку, различать долгие и короткие звуки. Развивать музыкальную память, ритм, внимание.
Ход игры: ребенок берет карточку, прохлапывает ритм попевки и проговаривает ее. Таких карточек 6 штук, можно прохлопать все (по желанию ребенка). Воспитатель смотрит, правильно ли выполняется задание. Подсказывает если ошибся, как правильно.
Связь музыки и речи.
Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью детей - дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.