Папки-передвижки

Конспект занятия «Многозначность слов»

Лариса Шевелева
Конспект занятия «Многозначность слов»

Цель: Развитие у детей речевых умений - варьировать полученными знаниями.

Задачи:

1. Сформировать у детей понятия «многозначные слова» : со значением предметности, со значением действия, со значением признака.

2. Развивать у детей речевые умения различать родственные слова, слова близкие по звучанию.

3. Активизировать умения детей применять на практике речевые игры, способствующие обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста.

4. Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности.

Содержание:

Публикация «Конспект занятия „Многозначность слов“» размещена в разделах

Логопед: Ребята, мы получили видео-письмо из цветочного города. Незнайка хотел научиться сочинять стихи и попросил Знайку дать ему несколько советов. Но видимо, что-то как всегда напутал. Давайте посмотрим, кому нужна наша помощь?

(просмотр видео-фильма)

* на экране Знайка и Незнайка:

Знайка: Незнайка! Как же вы будете сочинять стихи, если вы все неправильно делаете, чем вы будете записывать стихи, что вы принесли?

Незнайка: Я принес ручки, сам сказал, принеси ручки (в руках держит дверные ручки).

Знайка: Незнайка, я просил другие ручки, ведь это слово многозначное. Вам понятно.

Незнайка: Понятно, еще ручек принести. *

Логопед: Да, что-то Незнайка не понял, видно ему нужна наша помощь. Для этого нам всем нужно отправиться в цветочный город. Вам девочки я предлагаю надеть цветочные шапочки, как у всех малышок в цветочном городе.

(девочки одевают шапочки-головки цветов)

- Отправляемся в цветочный город (все переходят на цветочную поляну, где находятся герои Знайка и Незнайка).

Логопед: Здравствуйте, уважаемые Знайка и Незнайка. Наши ребята решили вам помочь, разобраться в вашей ситуации. Объяснить тебе Незнайка, какую и почему ты допустил ошибку. Давайте присядем на цветочную полянку

(все рассаживаются кружком вокруг цветов).

- Знайка, что ты попросил принести Незнайку? Незнайка, что ты принес?

Знайка: Я его попросил принести ручку, чтобы записывать мои советы.

Незнайка: Я принес ручки дверные.

Логопед: Правильно, ребята, а какое еще есть значение у слово ручка?

Дети: Ручка у зонтика, ручка у малыша.

Логопед: Ваши ответы верны. Все эти слова обозначают ручку, звучит это слово одинаково, но имеют разные значения. Это многозначное слово. Давайте разберем с вами слово многозначное. Это сложное слово. Оно состоит из двух слов.

Дети: Из 2-х слов : много – несколько слов, значений, где их можно использовать.

Логопед: Вот мы с вами и определили, что это за многозначное слово.

Название одного предмета определяется по какому-то сходству. Слова бывают многозначные и однозначные. Мы с вами определили, что ручка – это многозначное слово, а карандаш?

Дети: Это однозначное слово, карандашом мы рисуем.

Логопед: Незнайка, чтобы тебе было лучше понятно, мы сейчас объясним в стихах и поиграем в игру «Слова-двойняшки» - какие предметы называют одним и тем же словом :

Логопед:

- Трубит на улице трубач.

Ему кричит с березы грач:

- Труби, трубач, в трубу свою.

Труби, трубач, а я спою.

По трубе вода течет на поля и в города:

Для полива и питья,

Для купанья и мытья.

Дети: Труба – музыкальный инструмент, труба устройство для подачи воды.

(на экране демонстрируются картинки-ответы)

- В детский сад Илья пошел,

Друга Петю там нашел.

Вместе Петя и Илья –

Неразлучные друзья.

У меня за домом сад:

Вишни, сливы, виноград,

Груши, яблони, ранет…

Ананасов, жалко нет.

Дети: Детский сад для ребят, фруктовый сад.

Незнайка: Я понял сад - большой, там большие деревья, садик – маленький, там деревья маленькие.

Логопед: Незнайка, ты опять все напутал. Это родственные слова, в каждом слове слышится первое слово. Образуется ниточка слов. Вот держи цветок, передавай его друг другу и называем слова, которые образуем от слова цветок.

Игра «Ниточка» - образование родственных слов : цветок, цветочек, цветы, цветник, цветовод, цветочница, цветочная, цветочный, цветочные, цветочное.

Логопед: Сейчас проведем еще урок, посмотрим все ли ты, Незнайка усвоил. У меня картинки вы, ребята, определите каким словом, мы их объединили.

Игра «Картинки»

*«Гриб, гвоздь, шляпка у девочки» - чем они похожи?

Дети: Шляпка.

*«Гриб, стул, малыш»

Дети: Ножка.

Логопед: Молодцы. Ребята, многозначными могут быть не только слова предметы, но и слова со значением признака:

- Золотые руки

Руки не из золота.

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные руки на свете. / В. Коркин

- Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Золотые колоски-усачи.

Шевелят они усами

И тихонько шелестят…

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

Золотые усачи,

В нашей печке золотятся

Золотые калачи. / В. Белов

Логопед: Угадали многозначное слово?

Дети: Золотые руки - руки, которые делают добрые дела. Золотое солнце – яркое. Золотые колоски – спелые колоски. Золотые калачи – поджаристые калачи.

Логопед: Вы подобрали красивые описания, определения слов. Есть еще один секрет у многозначных слов. Многозначные слова бывают со значением действия. Ответьте, кто или даже, что умеет бегать? Почему?

Дети: Ребенок, котенок. У них есть ноги, лапки.

Логопед: Правильно. Бегать и убежать от нас может дождь, время, молоко. Интересно, как у них это получилось, ведь ног нет?

Дети: Молоко - не успели снять с плиты, оно закипело, пролилось. Дождь закончился, идет в другом месте. Время – мы ничего полезного не сделали.

Логопед: Чтобы лучше закрепить значения действий мы поиграем в игру.

Игра «Найди пару» - детям раздаются карточки, они должны составить пары слов : «стучат в дверь – стучит дятел».

Логопед: Ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Я надеюсь ваша речь станет еще краше и правильной. Последний секрет – многозначность слов используют, когда сочиняют загадки:

- Золотистые лисички –

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Дети: Грибы-лисички, которые очень похожи на зверей лисичек.

Логопед: (показывает муляжи грибы-лисички и мягкую игрушку-лисичку).

- Я надеюсь, Знайка и Незнайка, да и вы ребята сможете сочинить веселые стихи, загадки, сказки и рассказы, используя многозначные слова. Спасибо, друзья, мы с ребятами возвращаемся в детский сад. До свидания.

(ребята прощаются, уходят с цветочной полянки)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Звукобуквенный анализ и синтез слов» Тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов. Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, синтеза односложных и двусложных слов.

Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты»Конспект НОД «Путешествие в страну вежливых слов и доброты» ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ № Организационно-методическая информация Содержание Примечание 1. Тема образовательной деятельности.

Конспект НОД по развитию речи «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения.

Конспект занятия по коммуникативной деятельности с элементами театрализации «Путешествие в страну вежливых слов» Задачи: - учить детей использовать вежливые слова как средство взаимодействия со сверстниками и взрослыми - формировать умение вести диалог.

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Конспект занятия по нравственному воспитанию «Страна вежливых слов» Цель: учить детей вежливо общаться со взрослыми и детьми, здороваться.

Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента Конспект занятия по теме: «Согласование слов в категории рода" (с использованием регионального компонента) Цель: Упражнять в практическом.

Конспект занятия в младшей группе «Секрет волшебных слов»Конспект занятия в младшей группе «Секрет волшебных слов» Задачи: - учить употреблять вежливые слова, -формировать навыки культурного поведения, -совершенствовать навыки коммуникативного общения,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В стране родственных слов» Цель: Учить детей образовывать родственные слова, упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных. Обогащать словарный.

Конспект НОД «В поисках новых слов»Конспект НОД «В поисках новых слов» .

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Секрет волшебных слов» Цель: развивать у детей навыки пунктуального общения и культурного поведения; активизировать встречи вежливых слов; формировать умение договариваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Многозначность слов»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 22:09
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД